Гамма запахов: как парфюмерия связана с музыкой

Пока парфманьяки спорят, можно ли «слушать» духи — автор телеграм-канала Someone Else’s History цитирует исторический труд, который соотносит ароматы с музыкальными нотами.

Доктор Септимус Писсе (можно произнести и по-другому) — химик и парфюмер, автор важнейшего труда The Art of Perfumery, and Methods of Obtaining the Odors of Plants (London, 1862) — утверждал, что между запахами существует тот же порядок и соотношение, что и между звуками. А потому запахи могут быть составлены в гамму.

Острые и кислые запахи в его модели соответствуют высоким звукам, а тяжелые и густые — низким. Доктор представил классификацию, в которой определенному запаху соответствует нотный эквивалент, записанный в двух разных ключах выше и ниже линии.

Например, ноте фа скрипичного ключа соответствовала тубероза, ноте ре — фиалка.

Нетрудно догадаться, что для составления гармоничной парфюмерной композиции следовало выбирать запахи в соответствии с правилами составления аккордов в известной тональности. Таким образом, сандал, герань, акация, цветок апельсина и камфора составляли трезвучия первой ступени в до мажор.

Спустя полтора века от одофона Писсе остались только «нотки», будоражащие умы магазинных консультантов и малоизобретательных маркетологов.