Купите легендарный аромат. Кто продает и сколько стоит парфюмерный винтаж на сайтах объявлений

«Бабушкины» духи в тренде — с этим не поспоришь. Но что интересно, стоят они иногда в десятки раз дороже, чем топовые парфюмерные новинки. Разбираемся, почему так.

Коллекционеры парфюмерии долго спорили, какие парфюмы — «настоящий винтаж», а какие — просто «старички». Сошлись на том, что это ароматы, которым 20–25 лет. 1990-е — это уже винтаж, 2000-е — еще старички.

Рассказываем, зачем люди покупают «бабушкины духи», откуда эти ароматы на рынке спустя столько лет, как они звучат и почему стоят своих денег.

Запрет IFRA: почему раньше ароматы были другими

«Винтаж — это билет в один конец, современные ароматы начинают казаться навязчивыми и плоскими», — пишут на парфюмерных форумах. Это правда: винтажный парфюм многих радует даже больше, чем селективы. А почему?

Вынесем за скобки интерес к прошлому («Пьешь кофе, прижимаясь носом к запястью, читаешь про создание парфюма, время, людей, отношения, жизнь тех лет»). Вынесем за скобки и ностальгию («У подружкиной мамы были Miss Dior, Opium и Trésor, тогда казалось, что лучше ароматов не может быть во всем мире»).

Это все важно, но еще важнее, что химический состав ароматов прошлых лет был другим. За тем, как в парфюмерных композициях используют ароматические вещества, следит международная ассоциация IFRA (International Fragrance Association), созданная в 1973 году.

IFRA разрабатывает стандарты для производителей, если компоненты могут навредить природе или человеку, то их или запрещают, или допускают в очень небольшой концентрации. Поэтому, например, запрещен животный мускус.

Его добывали из апокринной железы самцов оленя кабарги, и эти животные могли исчезнуть как популяция. Вместе с ним выпал из производства амбровый мускус, получивший отдельный запрет (а именно он использовался в L'Air du Temps Nina Ricci).

Рекламный постер  L'Air du Temps Nina Ricci

В целом IFRA запретила уже десятки и десятки классических парфюмерных ингредиентов, в которых содержатся натуральные дубовый мох, амбра, мелисса, абсолют фигового дерева, канифоль, экстракт девясила — список длинный и для многих печальный.

Чтобы выпускать популярные ароматы и дальше, производители заменяют запрещенные ингредиенты другими, часто синтетическими. Обычно это получается удачно, но только не для ценителей — они все равно замечают разницу.

Винтажные ароматы выпущены еще до большого запрета IFRA, поэтому они могут содержать натуральный мускус и амбру, дубовый мох и мелиссу. Старые духи действительно пахнут временем, когда парфюмерия считалась роскошью.

Из бабушкиного шкафа. Кто продает винтаж по объявлению

И правда, что это за машина времени, в которой продавцы привозят давно снятый с производства парфюм? Мы просто спросили и узнали несколько историй.

Анна продает на Avito Poison Drop Dior 1985 года, 15 мл за 14 тыс. руб.: «Крестная купила новую мебель, стали разбирать старые шкафы, а там у задней стенки запечатанные „шанели“, „пуазоны“ и „опиумы“. Крестная — товаровед со стажем, для нее достать хорошие духи не было проблемой, хотя она парфюмом почти не пользовалась. Все отдала мне».

Рекламный постер Poison Drop Dior, 1985

Лариса предлагает «Тамару» ленинградской фабрики «Северное сияние» 1970 года: «Парфюм остался от мамы, ее звали Тамара, ей все дарили одноименные духи, осталось пять запечатанных флаконов. В СССР это были дорогие духи, они и сейчас звучат современно и благородно».

«Не поверите, Magie Noire подарила возрастная соседка, которая знала про мою страсть к парфюмам. Она удивлялась, зачем мне такое старье. Я честно ей сказал, сколько стоит сейчас это старье, — рассказывает Матвей, продающий начатый флакон Lancôme Magie Noire 1978 года за 16 тыс. руб. — Она удивилась, но, кажется, не поверила и все равно отдала мне. Такая цена из-за хорошей сохранности запаха».

Выбор на отечественных аукционных площадках огромен, как и разброс цен. Тот самый флакон Climat, который раз и навсегда был вписан в историю российского кинематографа, можно найти по самым разным ценам, от достаточно скромных 8 тыс. руб. до 50 тыс. (со строгой припиской: «Таких осталось совсем мало, все уже в коллекциях»). Есть варианты купить отливант — за 2 тыс. руб. за 1 мл.

Тот самый «Тет-а-тет» («легендарный аромат», пишут продавцы), украшавший туалетные столики многих наших бабушек, можно купить по цене от 1 до 10 тыс. руб. (цена за невскрытый флакон в упаковке, но то же предложение можно запросто найти дешевле). Продавцы строго пишут: «Флаконы не продаются», —отсекая коллекционеров старого стекла.

Есть и по-настоящему дорогие и редкие предложения. Например, на «Авито» выставлен «Черный ларец» «Новой зари» (эти духи выпускали с 1958 года, коробка их имитировала лаковую миниатюру, а сами флаконы разом напоминали соборы и башни Кремля).

Продавец утверждает, что его флакону 30 лет, абсолютно новый, с заводской завязкой, цена — 150 тыс. руб. На «Мешке» с легкостью перебивают предложение — там стоит подарочный набор «Голубой ларец» с пудрой 1968 года в аналогичном состоянии, но всего за 25 тыс. руб.

Флакон «Черный ларец» от «Новой зари», 1958

За 600 тыс. руб. на «Мешке» выставлены запечатанные флаконы с ароматами производства товарищества знаменитого провизора Остроумова (создавшего омолаживающий крем «Метаморфозы») начала XX века. О происхождении своего сокровища продавец коротко отвечает: «Из личной коллекции».

Есть забавные, уже не винтаж, но тем не менее. Например, флакон «Маруси» Славы Зайцева с автографом на коробке от 1992 года продается за 4 млн руб. «Только для фанатов мэтра», — предупреждает продавец.

Рекламный постер парфюма «Маруся» от Славы Зайцева, 1992

Пути винтажных парфюмов неисповедимы. На блошиных рынках, «Мешке», «Авито» и других площадках часто всплывает парфюмерия из второй половины 1990-х. В эти годы зарплату на производствах часто выдавали продукцией, а полстраны занималось обменом и торговлей. Деньги стремительно обесценивались, и, чтобы хоть как-то сохранить сбережения, люди покупали все, что попадалось под руку.

«У меня до недавних пор лежали три ящика — с молотками для мяса, ножовками-сучкопилками и роскошными дверными ручками под бронзу, ими можно было подковать целый особняк в стиле ампир. Все новое, в упаковочках, муха не сидела, пылинка не лежала. А у кого-то так лежат ящики с зеленой „Шахерезадой“», — таких рассказов полно на форумах «рожденных в СССР».

Потом оказывалось, что эти парфюмерные запасы не нужны: экономика оправилась от потрясений, появились новые, интересные ароматы. Нераспечатанные, в слюде «Тет-а-теты» и «Злато скифов» могли десятилетиями ждать своего часа в антресолях старых шкафов.

Но это, конечно, редкость. В 2000-х почти весь винтаж перешел в руки коллекционеров и знатоков. Конечно, каждой может повезти с бабушкиной тумбочкой, но с большой вероятностью в ней окажутся прогорклые Climat или «Красная Москва» — дороги они будут только как память.

«Бабушкин» аромат и битые ноты. Как разобраться в подлинности и качестве

Обычно винтажи сохраняют аромат, просто держится он уже не так, как 30 лет назад. Но все равно каждая покупка — лотерея, особенно когда речь идет о миниатюрах.

Можно нарваться на фейк. Можно купить битые ароматы, пострадавшие не столько от времени, сколько от неправильного хранения. В идеале парфюм должен храниться в темноте и сухости, в реальности красивые флакончики могли годами стоять на открытой полке под лучами солнца.

Первыми закисляются или испаряются легкие верхние цитрусовые ноты старта, это считается нормой. Они и не могут храниться по 25 лет; слегка «подбитые» ароматы все равно звучат лучше современных аналогов. Дольше всего хранятся яркие и тяжелые парфюмы, шипровые, удовые, древесные и восточные ароматы.

Иногда винтажный парфюм оставляет ощущение «бабушкиного» аромата. Обычно это звучание дают альдегидные ноты — с годами в таких духах пропадает свежесть молодости, они становятся очень, очень взрослыми.

Винтажный аромат может оказаться безнадежно испорченным, протухшим, особенно если до нас он дошел во вскрытом флаконе с притертой крышкой. А если его наносили намазом, внутрь неизбежно попало кожное сало.

Флакон парфюма «Кремль», 1971

Но иногда такие композиции чудесным образом воскресают после пары лет отстаивания в темном месте. «Самое чудесное преображение у меня произошло с флакончиком духов „Кремль“ 1971 года выпуска, — рассказывает любительница винтажа. — Открыла и — ужас ужасный. Не стала выбрасывать, убрала подальше, а когда через полгода достала, аромат восстал из пепла, как птица феникс».

Продавцы могут прибавить парфюму несколько лишних лет, чтобы поднять цену. Конечно, на такой случай есть калькуляторы батч-кодов, но не все знают, что каждые десять лет кодировка повторяется, и код у ароматов, выпущенных в 1996-м, 2006-м и 2016-м один и тот же.

Остается только изучать тему: в Москве и Санкт-Петербурге есть музеи парфюмерии, сохранились старые каталоги, где можно посмотреть, как выглядели флакончики в разные годы.

Флакон пафюма А Le Roy Soleil, Salvador Dali и в 1997

Еще цена не всегда связана со временем. Coriandre, например, выпускали гигантскими партиями, и стоил он недорого — понятно, что и сейчас порядочные продавцы не будут заламывать за него цену. А Le Roy Soleil, Salvador Dali и в 1997 году-то было трудно купить, такими маленькими партиями он выпускался, а сейчас это и вовсе редкость.

В самых редких, самых счастливых случаях винтаж звучит даже лучше, чем в годы своей юности. Тогда получается неописуемая красота, с которой не сравнится ни один современный аромат и без которой любая парфюмерная история — просто набор слов.