Паленые волосы, запах горящей помойки. Почему мы любим ароматы «с дымком» и какие они бывают
Если вы любите дымное, копченое, паленое, пепельное, жженое, тлеющее, жареное, этот текст для вас. Если не любите, тоже присоединяйтесь: будет интересно, а еще расскажу вам про свой первый аромат.
Ненадолго подсяду со своей химией. Запах дыма, запах жареного — они про одно и то же: костер, еду, но не всегда встречаются вместе и формируются, как правило, разными соединениями.
Например, если говорить о костре, его аромат определяется фенолами и производными фенолов — крезолами. Запах самого фенола вы знаете прекрасно, им пахнут гуашевые краски и новый линолеум. А вот запах жареного — это уже соединения пиразины, они определяют аромат жареного мяса, жареного кофе. По сути, это претерпевшие термическую реакцию углеводы.
Если мы, например, жарим мясо на костре, то получаются и фенолы из деревяшек, и одновременно пиразины из мяса. Запомните это, чтобы поумничать на шашлыках перед друзьями. Все, химия закончилась. Теперь посмотрим на разные типы «дымности» и «жарености».
Дым на березовом дегте, «Русская кожа» — костры, но не рябин
Деготь — это смола березы, которая получается при нагревании стволов без доступа воздуха. Поэтому неудивительно, что березовый деготь и пахнет костром. Похожим образом получается дымное эфирное масло можжевельника колючего (cade, в парфюмерном просторечии каде). Если березовый деготь по запаху напоминает копченую скумбрию, ж/д вокзал, мазь Вишневского, то каде — копченый сыр-косичку.
Каде, березовый деготь, кажется, все дымное, что было на полке, положили в Rake & Ruin. Марка BeauFort вообще очень любит все дымное, но тут этого как-то слишком много. Если бы в аду сгорела сыроварня, я уверен, это пахло бы как Rake & Ruin. Тут и горящие смолы, и тлеющие травы, и паленые волосы, и сгоревшая проводка — все смешалось в этом дымном хаосе. Солируют березовый деготь и каде — каждый дает свою разновидность копчености.
Помните, я рассказывал вам про кожаные ароматы? Их можно разделить на еще две подгруппы — дымные и недымные. Дымные содержат все тот же самый березовый деготь, часто в сочетании с кастореумом (экстрактом бобровой струи). Практически во всех дымных кожах есть синтетический компонент изобутилхинолин (ИБХ) — получается архетип «Русской кожи», но под иным соусом.
Вот, например, в Interlude от Amouage дымные части кастореума и ИБХ соединяются с пряным аккордом, ванилью и смолами. Мой аромат «Крах Гедонизма» тоже можно причислить к дымным зеленым кожам. С одной стороны, это сочная слива и нежная роза, с другой — деготь, ИБХ, копченый яванский ветивер и колкие амброво-древесные материалы, которые позволяют дыму звучать и в первые минуты, и через 8 часов после нанесения.
Березовый деготь украшает и усиливает дымность ветивера. Этот дуэт великолепно исполнен в Chaman's Party от Honore des Pres. Тут и черный дым от костра, и белый дым от сырых горящих трав — злые духи должны упокоиться. В композиции можно заметить хвойный оттенок — это тоже сторона ветивера.
Уды часто делают дымными. Поскольку в большинстве случаев уд — это аккорд, то делают его в том числе на вышеперечисленных компонентах. Я знаю всего один дымный уд, содержащий натуральное эфирное масло уда, — это Oud Ulya, масляный аттар от Amouage (духи для богачек). Дымность и анималистичность уда в этой композиции подчеркнута кастореумом.
Дым из смол
По сути, березовый деготь — тоже смола, но выделил я его отдельным классом, поскольку именно с помощью него изображают дым чаще всего.
Если ту же операцию (нагревание без доступа воздуха) проделать с другими смолами, то можно сделать их дымными. Теперь они будут называться пирогенизированными. Так, пирогенизированный стиракс (смола стираксового дерева) раскрыт резиной, гарью, кожей, копотью и ощущением виниловой пластинки в лютансовском «Поджигателе». С помощью дубового мха Кристофер Шелдрейк добавил композиции ощущение потушенного пепла.
Пирогенизированный ладан красиво показан в духах Embers от Rouge Bunny Rouge. Здесь он изображает плотный серый дымок, исходящий от дотлевающий углей.
Ваниль, жженая карамель и жареный кофе — гурманский дым
Нагло обманул вас — сейчас будет еще немного химии. В абсолюте (экстракте) ванили тоже есть и дымные, и кожаные аспекты — это все те же крезолы. Если принюхаться к самому ванилину, можно найти в нем аспекты ж/д вокзала, это потому что и сам ванилин — крезол.
Vanille от Olibanum — ваниль, раскрытая с «темной» стороны. Это не конфетки и тортики, даже не темный шоколад, это дым от будто бы подожженного стручка. И густые смолы. В Vanille мало сладости, зато много горечи.
Awake от Akro — пережаренные, почти обуглившиеся кофейные зерна, перемолотые и сваренные, залитые карамельным сиропом. Дымность кофе усилена техасским кедром — самым дымным из кедров (хотя фактически это можжевельник). Дымность композиции быстро стихает, поскольку обусловлена пиразинами, а это легколетучие соединения.
Теперь сожжем сахар. Если убрать обуглившиеся части, то получится карамель, а в ее составе мальтол, образующийся при нагревании из сахарозы. Он пахнет сладкой ватой, жареной мукой, выпечкой, карамелью и немного фруктами. Его производное, этилмальтол, больше напоминает ягоды — подогревшее клубничное варенье, этот аспект красиво показан в Cuir Venenum. Приторность карамели закрыта огромным кожаным блоком парфюма. Если пряничного человечка из «Шрека» сжечь на костре вместе с ведьмами, то это наверняка будет пахнуть как Cuir Venenum.
Алкогольный и сигаретный дым
По сути, алкогольный и сигаретный типы дыма можно делать на уже перечисленных компонентах, и с точки зрения классификации в них нет ничего особенного, гурманика. Я выделил его в отдельную группу, потому что среди всей гурманки именно в алкоголе дым подчеркивают чаще всего.
Самый дымный популярный напиток, это, пожалуй, виски. Дымность и древесность виски выкручена на максимум в Vi Et Armis. Это виски у костра в ночь после битвы — на поле боя осталась сгоревшая трава и брошенное оружие. Этой жуткой картине и ночной темноте противопоставлен ревеневый аккорд — кислый, зеленый и сочный.
Мой аромат, «Крах Гедонизма», изначально задумывался как дымно-коньячный — здесь алкогольную тему аромата я внедрил сочетанием бессмертника и цистуса (эфирное масло лабданума), которое само по себе раскрылось в композиции сухофруктами и разогретым алкоголем. Коньяк древесный — использовав большое количество техасского кедра, я убил сразу двух зайцев: задал объемную древесность и усилил дымную тему аромата.
Ромовый эфир — компонент, получаемый из рома, — сам по себе пахнет соленым костром, но в парфюмерии используется нечасто: он практически незаметен в композициях. Красивый ром сделали Xerjoff. Don — соленый древесный, холодный и прозрачный ром, дымящаяся трубка пирата и порох, который вот-вот взорвется.
Алкоголь без сигарет? Нет, так не бывает. Очень красиво сигаретный дым показан в Smoke от Akro. Он колкий, почти удушающий, сухой, землистый и мшистый. Тут и пепел, и засмоленный фильтр, и бумага от папирос. Особенно красиво на фоне этой гари показан чернослив. Оливье Кресп мне в интервью рассказал, что ему пришлось изучать состав амстердамского табака и папирос изнутри и снаружи с помощью газовой хроматографии.
Что получится, если в сигареты добавить фрукты? Пока вы не ответили, что получится отвратительно, скажу за вас: кальян. Кальян с маринованными сливами и ликером раскуривают шейхи, чинно сидя на персидском ковре в Une Nuit à Doha.
Давайте так: кто в здравом уме захочет пахнуть горящими помойками? Да, мы с вами, парфманьяки. «Обычные» люди, то есть не увлекающиеся парфюмерией, не поймут, зачем это нужно. Им и не надо: в основную концепцию люкса и мейнстрима «надел — и пахнешь гарантированно нормально» дымные мотивы, как правило, не входят. Место всему жареному и копченому — в нишевых ароматах. Именно поэтому люксовых и мейнстрим-ароматов в подборку не завезли.
Моя классификация довольно условна и подвижна, поэтому вы смело можете не соглашаться со мной и дополнять классификацию своими «типами» дыма.
Фото: Midjourney