Новый парфюмерный этикет: какие духи можно в офис и другие истории
Можно ли брызгаться духами в офисе? Как пользоваться парфюмерией и не довести коллег до приступа астмы? Какие ароматы пригодны для работы в опенспейсе? На эти вопросы ответят правила парфюмерного этикета.
Еще лет двадцать пять назад офисы были куда более пахучими: сотрудники курили прямо на рабочих местах и не всегда пользовались дезодорантами, а кондиционеры считались роскошью. Всем прочим способам нанесения духов женщины предпочитали «пульсовый» (по пшику на каждое запястье, за коленями, на шею и — контрольный — на лацкан пиджака), после чего входили в офис с большим эффектом, точно тропический циклон.
Чем пахло в коридорах компаний? Табаком, тяжелыми цветочными духами, синтетическими коврами, озоном от ксерокса».
Альберто Морильяс, парфюмер
С тех пор ароматический ландшафт офисов изменился: джунгли уступили место редкой и низкорослой тундре — деликатным запахам современной бытовой химии, особенному аромату техники Apple и духам из категории «специально для работы». Последние — целое явление: иметь два комплекта духов (один для жизни, а другой для офиса) стало нормой.
На сайте ThePerfumedCourt, промышляющем парфюмерией на розлив, предлагают две подборки «отливантов» со «служебными» ароматами. Одна называется «11 мягких ароматов для работы», другая — «18 легких ароматов для офиса», а между ними (за исключением нескольких неожиданных протуберанцев вроде ослепительного First, Van Cleef & Arpels) политкорректный ирис, анемичные водяные цветы и разливанные моря белого мускуса. Все это вежливые, безобидные, неоскорбительные духи.
Можно ли вообще «оскорбить» духами? «Плохими — да, — считает парфюмер Дон Спенсер Хоровитц. — Есть вещи, которые пахнут ужасно. Я не говорю об индоле или, скажем, кумине: в некоторых формулах эти ингредиенты, не слишком приятно пахнущие сами по себе, хороши, когда используешь их в меру. А вот плохая клубничная синтетика, слишком сладкая смородина или мужские спортивные одеколоны 1990-х — это действительно скверно».
Но все это вкусовщина: что одному носу Beautiful, то другому Poison. Совсем другое дело — объективные физические реакции на аромат или его составляющие.
Головная боль, тошнота, затрудненное дыхание и другие неприятные симптомы могут свидетельствовать о болезненном состоянии, которое в странах Северной Америки называют environmental sensitivity. Дословно — «чувствительность к среде».
Пока нет статьи в трудовом законодательстве, связанной именно с этой хворью, да и диагноз поставит не всякий врач. Однако environmentalsensitivity уже активно обсуждают на форумах различных профсоюзов, и если соседка по опенспейсу продолжает пользоваться Chanel Chance, несмотря на вашу мольбу, это достаточный повод продемонстрировать свою «чувствительность» начальству и попросить принять меры.
Самые сложные отношения с парфюмерией (и запахами вообще) исторически сложились у японцев. В японской культуре телесная чистота всегда считалась одной из главных добродетелей достойного человека, и нанесенный на кожу аромат вызывал вопрос: зачем он нужен, если у владельца все в порядке с гигиеной? Не так давно ситуация стала меняться.
Основатель марки Atelier Cologne Кристоф Сервасель говорит, что Юго-Восточная Азия не самый большой его рынок, но один из самых стабильно растущих. «Новое поколение японцев и корейцев постепенно отходит от парфюмерного минимализма, — рассказывает Сервасель. — Хотя я должен признать, что в Азии наибольшим успехом пользуются прозрачные, легкие и травянистые, менее насыщенные ароматы Atelier Cologne».
Новое поколение японцев и корейцев постепенно отходит от парфюмерного минимализма, — рассказывает Сервасель. — Хотя я должен признать, что в Азии наибольшим успехом пользуются прозрачные, легкие и травянистые, менее насыщенные ароматы Atelier Cologne».