Крем попадает в реки: как осознанно выбирать экокосметику
Еще в 2017 году новозеландская исследовательница Триша Фарелли предложила запретить промышленное производство глиттера. Тогда выяснилось, что микрочастицы пластика, из которых состоят блестки, не биоразлагаемы и попадают в организмы морских обитателей.
Алюминий и полиэтилентерефталат в составе блесток — основная причина медленного разложения продукта. Если присмотреться к составу всех банок в ванной, напрашивается вывод: пластик везде. Его в разной концентрации можно найти в помадах, шампунях, скрабах, гелях для душа, дезодорантах и кремах. Смытые с лица, волос или тела, они проходят через сточные воды канализации, откуда попадают в водоемы. Надеяться на то, что очистные сооружения отфильтруют весь микропластик, не стоит — настолько маленькие частички им не по зубам.
Чтобы выяснить, наносите ли вы на себя микропластик, придется читать то, что всегда написано мелким шрифтом, — состав. Компоненты с приставкой Poly или Acry чаще всего сигнализируют о присутствии микрочастиц пластика. Но, чтобы минимизировать урон окружающей среде, от пластика в составе формул отказываются. Например, альтернатива тому же глиттеру — биоразлагаемые эксфолиирующие блестки или средства со слюдой в составе (ищите приставку Mica).
Модная и бьюти-индустрии занимают второе место по вреду для окружающей среды. Это сразу после нефтяной промышленности. Старший научный сотрудник направления экологии морей и океанов ИО РАН, эксперт международного класса в области экологии морских донных сообществ Филипп Сапожников рассказывает, что на водную среду может влиять вообще каждая стадия производства косметики из-за выбросов масел, газов и других продуктов, попутных и побочных. Все это — результат любой очистки химических соединений, особенно ароматических, к которым как раз и относится косметика.
По мнению эксперта, чтобы снизить негативное влияние на водные экосистемы, любые кремы должны обладать гидрофобными свойствами и как можно дольше оставаться на теле, даже при нахождении человека в воде.
Чтобы сохранить природный баланс водных экосистем, нужно оценивать токсичность каждого ингредиента в составе формул. Среди них есть неоднозначные ребята — например, бензофенон-3 или оксибензон, который еще может негативно влиять на здоровье уже людей. Косметические компании стремятся заменить эти компоненты на более безопасные и экологичные соединения. Например, бренд Institut Esthederm, который входит в компанию NAOS, не включает оксибензон, а также октиноксат и 4-метилбензилиденкамфору (4-MBC) в состав косметических формул.
Филипп Сапожников подчеркивает, что косметические солнцезащитные средства, содержащие масла, могут создавать пленку на поверхности воды. Из-за нее часть солнечных лучей отражается или, наоборот, застревает в этой пленке, и толща воды получает меньше света. Из-за этого в прибрежной зоне хуже развивается фитопланктон, не получают света в достатке и фотосинтезирующие симбионты кораллов. А еще кремы могут накапливаться на поверхностях камней, собирая в себя всю солнечную энергию, из-за которой активно растут колонии микроводорослей. Из-за чего, например, камни становятся скользкими. Выход — использовать более экологичные альтернативы маслоподобным ингредиентам.
Как еще бьюти-бренды могут помочь сохранить водное разнообразие? Тестировать свою продукцию на биоразлагаемость, чтобы понять, как быстро и легко средство распадается на минералы и углекислый газ.
Так уже делает компания NAOS. Еще компания проверяет, как их косметика влияет на жизнеспособность коралловых рифов и пресноводного планктона. И тестирует, не тормозят ли кремы рост морских водорослей.
Бренды, заботящиеся о сохранении водной среды, объединяются в направление экокосметики blue beauty. Среди действий, предпринимаемых «голубыми брендами», — минимизация пластика в упаковке, уменьшение количества воды на производстве, отказ от неэкологичных ингредиентов и поддержка флагманских инициатив по защите водной среды. NAOS поддерживает объединение Andromède Océanologie и созданное ими приложение DONIA. В нем — морские карты с плантациями посидония — подводными полянами, которые связывают в несколько раз больше углерода, чем другие виды морских цветущих растений. Благодаря приложению туристы могут выбрать место отдыха вне этих полян.
Казалось бы, в морях и океанах плавают целые острова мусора; после недобросовестных отдыхающих на пляжах остаются бутылки, которые потом же уплывают в водоем; а в новостном инфополе каждый месяц мелькают сообщения об очередной утечке заводских отходов в ближайшую реку. Разве могут какие-то блестки и помады сделать ситуацию хуже? Тем временем пляжи Красного моря скоро перестанут быть любимым местом дайверов, ведь микропластик попадает в организм рыб и убивает их изнутри, а косметические средства, смытые водой, ускоряют обесцвечивание коралловых рифов — как с поверхности, так и контактируя с их тканями. А рифы, в свою очередь, поддерживают 25% биологического разнообразия морской жизни. Если ситуация останется прежней, к 2050 году будет потеряна целая экосистема, пострадают рифовые рыбы, к числу которых относится и та самая рыба-клоун из «В поисках Немо». Как минимум этого допустить точно нельзя.
КупитьЭтот материал — часть редакционного проекта об экологии. Читайте о других стратегиях, как понять что бьюти-компания экологична, здесь:
Иллюстратор: Варя Щука
На правах рекламы