Что такое чайлдфри (или кто такие чайлдфри)
Тоже почти уверены, что примерно вы уже все знаете, но тем не менее. Простое бытовое толкование: это люди, которые по тем или иным причинам решили не иметь детей. Принципиальным является то, что этот отказ является осознанным, то есть имеет под собой логическое обоснование.
Термин соотносим с любым гендером, но, как отмечают исследователи, общественное давление, связанное с этим выбором, сильнее оказывают именно на женщин («Часики тикают!»). Сам термин как принятый для обозначения выбора, как отмечают исследователи, появился в США в 1960–1970-х гг., частично формализацию определения связывают с появлением в доступе противозачаточных таблеток и легализацию абортов, что дало больше инструментов для контроля рождаемости (в том числе самим женщинам). Если говорить о его родоначальнике, то считается, что в активное использование его ввела американская Национальная организация для не-родителей (National Organization for Non-Parents, NON), которая сейчас уже прекратила существование. Широкое введение термина связывают также с опубликованной в 1978 г. работой канадского социолога Джин Виверс Childless by choice.
При этом эксперты обращают внимание, что практика выбора бездетности в истории существовала задолго до этого. Рейчел Храстил, доктор философии и истории, автор книги How to Be Childless: A History and Philosophy of Life Without Children, пишет, что, например, во французских городах середины XVIII века 15–22% взрослого населения было бездетным по тем или иным причинам. В Америке XVIII века ситуация была иной, как отмечает Храстил, долгое время доминирующей была идея ранних браков и активного деторождения в интересах развития страны, озвученная в эссе Бенджамина Франклина Causes and Consequences of Population Growth, однако в XIX в. ситуация стала меняться, и каждая пятая американская женщина, родившаяся между 1885 и 1915 гг., никогда не имела детей. В своей книге Храстил указывает, что считать современную ситуацию чайлдфри уникальной с учетом исторического контекста нельзя.
Статистику по России тоже можно рассматривать в историческом контексте, причем, как отмечают отечественные исследователи, важно помнить, что бесплодие не является основной и ключевой причиной бездетности. «В 10% семей женщин, родившихся в конце 1950-х гг., нет детей. Согласно другому источнику данных, доля окончательно бездетных женщин (то есть бездетных к возрасту 50 лет) за период 1999–2009 гг. составила 17%. В то же время исследования показывают, что биологическое бесплодие не является массовым (оно касается только 1,9% женщин репродуктивного возраста, по данным на 2004 г., и 4% женщин в возрасте от 15 до 44 лет, когда-либо состоявших в браке, по данным на 2011 г.). Таким образом, в России бесплодность может лишь частично объяснить феномен бездетности, из чего можно сделать вывод, что бездетность — вопрос социального, а не медицинского характера» (статья «Бездетность в России: социологическое измерение»).
Исследователи по-разному определяют причины выбора бездетности. Джин Виверс делила чайлдфри на две категории: реджекторы (люди, испытывающие отвращение к деторождению) и аффексьонадо (те, кто считает образ жизни без детей более привлекательным). Эта категоризация используется часто и до сих пор, но сейчас исследователи указывают на то, что существует более сложный комплекс причин, который приводит мужчин и женщин к осознанной бездетности. Например, в уже упоминавшейся статье «Бездетность в России» указывается, что к этому приводит, например, само изменение структуры и функционала брака, которое делает подход людей к вопросу деторождения более осознанным и рефлексивным (помимо этого, сам институт брака стал менее определяющим в выборе по этому вопросу).
Исследователь Илья Ломакин в эссе «Чайлдфри или добровольно бездетные? К переопределению концептуального поля исследований не-родительства в России» указывает, что важно разделять в целом понятия чайлдфри и бездетности, последнее понятие шире и включает в себя первое. «Добровольная бездетность в расширительном понимании полностью включает в себя добровольную бездетность в узком смысле (то есть индивидов, позиционирующих себя через фразу „я просто не хочу иметь детей“ и не объединяющихся в те или иные сообщества, не высказывающих эту позицию вовне), а также частично включает концепт „чайлдфри“: для них обоих добровольная бездетность в расширительном понимании является ключевым элементом. Тем не менее дополнительные характеристики „чайлдфри“ остаются за пределом поля добровольной бездетности в ее расширительном понимании», — пишет он. При этом он выделяет еще несколько категорий бездетности. Например, «сознательно бездетные» — люди, осознанно и в силу некоторых рациональных причин, не связанных с инфертильностью, принявшие решение остаться бездетным. Или же «намеренно бездетные», то есть «люди, которые не имеют детей и утверждают, что не намереваются, однако при ответе на вопрос об идеальном числе детей, родившихся у них за всю жизнь, называют число, отличное от нуля».
Что касается непосредственно чайлдфри, Ломакин отмечает, что «социально-политическая мобилизованность чайлдфри в российском контексте довольно расплывчата и едва ли имеет какую-либо оформленность», то есть говорить об институционально сформированном явлении оснований нет.
Тем не менее, очевидно, в России в политическом дискурсе предпринимаются попытки определить это именно как идеологическое направление — именно об этом говорит намерение законодательно регулировать (ограничивать) пропаганду чайлдфри среди несовершеннолетних. «В настоящее время широкое распространение среди российской молодежи получила зарубежная идеология „чайлдфри“ („свободный от детей“). Популярность идеологии связана с тем, что ее последователи позиционируют себя сторонниками гедонизма — философского направления, сводящего смысл существования человека к удовлетворению исключительно личностных потребностей. Сторонники идеологии „чайлдфри“ распространяют идеи, формирующие основу деструктивного социального поведения, базирующегося на добровольном отказе от рождения детей, что идет вразрез с традиционными семейными ценностями и государственной политикой Российской Федерации. Таким образом, в существующих условиях пропаганда сознательной бездетности, проводимая активистами движения „чайлдфри“, ведет к деградации общественных институтов, вымыванию традиционных ценностных ориентиров, формирует обстоятельства для депопуляции населения», — говорится в сопроводительной записке к документу.
Фото обложки: Shutterstock.