«Мой заработок в Париже равен московскому». Сколько зарабатывают и тратят тату-мастера
Рассказываем, чем отличается партак от ручной работы и почему мастера не рекомендуют колоть татушки летом. Хотя мы все знаем, что в это время набить что-то на память хочется сильнее всего.
Алина, Калининград @miron.tattoo_
Работает в студии
С самого начала поняла, что принимать клиентов на дому — не мое. Сначала делила аренду помещения с мастерицей по маникюру, а потом познакомилась с другими тату-мастерами, и мы сделали общий творческий уголок.
Аренда студии и закупка расходного материала — это примерно треть заработка. Когда я только начинала, затраты были выше: начинающему мастеру нужно вложить 90–100 тыс. в свой старт. После первых затрат на работу стала выходить в плюс спустя четыре-пять месяцев.
Сейчас зарабатываю от 10 тыс. Моя работа не самая стабильная: в какой-то месяц приходят пять клиентов, в какой-то — 15. Но пока меня все устраивает, ведь я развиваюсь творчески и технически.
Марина, Москва @str.ng
Работает на себя
Мои первые татуировки я била в общаге друзьям и однокурсникам. Самое первое вложение в татуировку было 5 тыс. руб. — я просто закупила все, что считала нужным. Сейчас, наверно, все то же самое выйдет раза в два дороже. Я самоучка. Когда начинала, просто нашла всю нужную информацию в интернете, а тренировалась бить на искусственной коже и на бананах.
Работаю в технике хендпоук — в ней не используется машинка, а действие «туда-сюда» иголочкой вместо нее выполняет моя рука. Получается такая вот «ручная работа». Чтобы попробовать себя в этой технике, не обязательно много вкладываться: для начала хватит краски одного цвета, нескольких иголочек и немного расходных материалов.
Сейчас я бью тату в студии со своей подругой (она тоже мастерица). Делаю небольшие детские рисунки, надписи: всегда что-то позитивное, почти никогда не соглашаюсь бить грустные тату.
Основные мои расходы — это аренда помещения. Материалы делятся на две категории: постоянные расходники (бумажные полотенца, перчатки, ватные диски) и предметы, которые покупаются один раз и надолго (кушетка, например).
Что касается доходов, то тату-мастер в Москве может спокойно заработать 100–200 тыс. в месяц и больше. В моем случае все зависит от того, сколько именно часов я готова уделить клиентам в том или ином месяце. Летом, кажется, клиентов бывает побольше: у всех хорошее настроение, хочется запечатлеть что-то на своем теле.
Алина, Казань @malakhovatattoo
Работает на себя
Я делаю татушки с 13 лет! Это было просто очень сильным подростковым увлечением: я интересовалась архитектурой и любила постпанк. Все это смешалось в моей голове и породило огромное желание бить тату.
Был опыт работы у себя дома, потом съем помещений под студию. Из-за частых путешествий пришла к выводу, что работа на дому в Казани и частые поездки по городам как гостевой мастер — самый комфортный для меня вариант. Тату-сообщество очень гостеприимное, тебя радушно примут мастера в своих пространствах хоть в Москве, хоть в Стамбуле.
Материалами я закупаюсь раз в месяц с большим запасом. Примерно 30% дохода трачу на расходники. Доход бывает очень разный, особенно учитывая то, что сейчас происходит в стране. Бывает, что зарабатываю 50–60 тыс. в месяц, а иногда все 180–200 тыс.
Мой стиль очень пластичен. Я люблю, когда татуировка выглядит необычно: фломастеры, мелки — это все те текстуры, которые я воссоздаю на своих клиентах. Еще нравится делать рисунки без контура, чтобы они были похожи на переводные татушки из жвачки. Для создания таких работ я использую технику хендпоук. То есть мне нужны только рука, игла и краска. Процесс хендпоука очень интимный и медитативный, а еще он намного менее болезненный, чем тату-машинкой!
Я думаю что Казань — развивающийся город, который в культурном плане идет чуть-чуть другим, более консервативным путем, нежели Москва и Питер. У нашей молодежи другие вкусы на дизайн, моду, музыку и, соответственно, татуировку. Тут часто от клиента приходится слышать: «Мне так нравится твой стиль и твои эскизы, но я хочу…» И начинается описание работы в совсем другом направлении, сильно отличном от моего.
С другой стороны, тут мало альтернативной татуировки. И мне очень нравится понимать, что я раздвигаю рамки нормальности в этом городе. В общем, переезжать я не хочу! Но путешествую по городам как гостевая мастерица много. Это очень круто.
Ева, Екатеринбург @euennx
Работает на себя
Когда-то давно брат привел меня на тату-сеанс, с тех пор я влюбилась в индустрию. Все начиналось с оборудования под студию отдельной пустой комнаты в квартире. Потом был этап, когда снимала помещение вдвоем с еще одной мастерицей, ну а теперь я работаю одна.
После курсов по тату я закупилась всем необходимым оборудованием, включая машинку, — уложилась в 60 тыс. Выйти в плюс получилось только спустя два года — у меня долгое время была проблема с ценообразованием.
Сейчас мои расходы складываются из аренды помещения и закупки рабочих материалов — их я закупаю каждый месяц или по мере необходимости. Краски, например, хватает очень надолго, но ее необходимо периодически менять из-за срока годности.
На все вместе я трачу около 30% своего дохода. Зарабатываю около 70 тыс. в месяц. Летом, конечно, выходит больше, это считается сезоном у тату-мастеров. Хотя делать тату летом мастера не рекомендуют из-за активного солнца.
Сентябрь и октябрь для меня самые неприбыльные, потому что в основном я бью татушки студентам, а у них в это время начало учебы. Так что, если сравнить мой заработок в августе и сентябре, разница будет большая.
Анни, Москва @ai_an_
Работает на себя
Пять лет назад я начала делать татуировки на своем теле. Они так меня вдохновляли, что в какой-то момент я оставила работу медсестрой, чтобы стать тату-мастерицей.
Когда я только начинала, закупка мебели, оборудования, расходников обошлась мне в 50 тыс. Но у всех эти расходы бывают разными. Арендуя место в студии, докупать нужно минимально: краски, картриджи, пленку. Есть студии, которые предоставляют вообще все, чтобы там работать, нужна только машинка. А есть и такие, где тебе и ее сдадут в аренду. Я первый месяц работала дома, а сейчас арендую место в студии.
Аренда с некоторыми расходниками обходится мне в 23 тыс. в месяц. Конечно, это не фиксированная сумма, потому что расходные материалы я закупаю по-разному: в какой-то месяц покупается больше, в какой-то меньше.
Зарабатываю я сейчас около 150 тыс., работая 15 дней в месяц с 11 до 19 часов. Хотя есть еще и много другой работы, которую я сюда не засчитываю: это работа с соцсетями и разработка эскизов.
Алена, Тюмень @alenabonus
Владелица студии
Я начинала работать на дому: целенаправленно сняла двухкомнатную квартиру, чтобы одну из комнат оборудовать под мини-студию. Но буквально через месяц устала от такого образа жизни и пошла работать в небольшой тату-салон.
Условия работы там мне не нравились от слова совсем, зато была возможность набить руку. Потом была работа еще в одной студии. В какой-то момент поняла, что нужно куда-то расти, и решила открыть собственную студию.
На аренду, расходники, зарплату админов и SMM-специалистов трачу процентов 50–60 от выручки. Расходов действительно очень много: начиная от ватных дисков и заканчивая печеньем и чаем для гостей и мастеров.
Когда студия только начинала работать, мы стабильно выходили в ноль около полугода. Сейчас я зарабатываю чистыми 100–150 тыс.
Денис, Москва @dandinktattoo
Работает в студии
В детстве меня впечатлил дедушка своим огромным количеством татуировок. Я никогда не считал тату чем-то табуированным — напротив, в этом было что-то завораживающее и красивое.
В Москву я переехал из города Волоколамска, где первое время работал тату-мастером на дому. На старте вложил в оборудование и материалы около 100 тыс., окупилось все где-то за два месяца. Думаю, первые вложения можно отбить и за месяц — с хорошей художественной базой и готовностью много работать.
Спустя четыре или пять лет друзья друзей открывали тату-салон в Москве и предложили мне должность мастера. Я согласился. В салоне мне нравится коннект с другими людьми, мастерами.
Работая на дому, я тратил около 30% дохода на закупку материалов. А сейчас этими делами заведует салон. Зарабатываю я в районе 70 тыс., летом выходит от 100. Обычно я беру одного клиента в день, чтобы максимально сосредоточиться на клиенте и его запросе. На одну работу трачу от трех часов.
Иногда я приезжаю как гостевой мастер в Подольск. Там спрос на услуги немного выше, чем в Москве. Вообще, мне кажется, что в Москве есть глобальная проблема новичков, которые демпингуют рынок очень низкими ценами, а делают некачественно. После такого клиент в лучшем случае придет исправлять тату к хорошему мастеру, а в худшем — решит, что тату — это ужасно и не для него.
Милена, Владивосток @lilmil_tattoo
Работает на себя
Я в тату только девятый месяц. Оборудовала под студию комнату в квартире. По своему опыту могу сказать, что самые частые расходники — это бумажные полотенца, ватные диски, пленка. Их я покупаю раза два в месяц, трачу примерно 2 тыс. Вторая статья расходов — закупка краски, картриджей, трансферного геля и бумаги, антисептика и специального мыла, заживляющих кремов, вазелина, бандажных бинтов — на них в среднем трачу 4–5 тыс. в месяц.
Все остальное закупается не так часто. Когда я только начинала, на закупку всего необходимого потратила больше 100 тыс. Но это включая машинку и специальную мебель. Окупила все затраты примерно за три месяца.
Сейчас зарабатываю около 100 тыс., иногда бывает, что около 80 выходит, — всегда все по-разному. Цены на материалы, конечно, с февраля поднялись сильно. Но спрос на тату не упал, так что все хорошо.
Кристина, Париж @holymolytatts
Работает на себя
Изначально я работала на дому, потом снимала помесячно студию. Думаю, когда ты работаешь в студии, чувствуешь себя более профессионально. Иногда даже само выражение «тату на дому» может восприниматься как что-то опасное для клиента, все-таки татуировка — это очень интимный процесс, в нем важна стерильность.
Сейчас в Париже я работаю в студии и отдаю им 30% дохода. Сама трачу на иглы и краски, но это совсем немного, 2 или 5% от дохода. В России было еще меньше, буквально процентов десять от выручки.
В самом начале отдала тысяч десять за курсы и еще десять на материалы. Окупилось месяца за два. Когда я была в России, зарабатывать получалось 200–300 тыс. в месяц. Сейчас мой заработок в районе €4 тыс. Кажется, это примерно тот же уровень.
Сезонность в работе есть, и она не похожа на ту, что в России: тут летом «глухой» сезон. Все местные уезжают отдыхать. Иногда приходят туристы сделать что-то маленькое на память.
Я работаю в технике хендпоук. Мой стиль — это наивные картинки, но с элегантным флером. Я люблю делать абстрактные линии, которые струятся по коже и подчеркивают изгибы тела, придают ему какую-то динамику.
По моим наблюдениям, в Москве конкуренция среди мастеров выше, чем в Париже. В России больше разнообразия стилей, во Франции тоже есть крутые мастера, но многие делают что-то однообразное, как из Pinterest, либо вообще партаки. Я видела здесь мало абстракции или чего-то интересного.
Еще в Париже намного меньше следят за санитарными нормами и безопасностью. Могут не замотать кушетку, а просто положить одноразовую простыню, никто не заклеит свежую татуировку заживляющей пленкой — возьмут пищевую и обернут. У нас мастера как будто бы более ответственные.
Еще одна интересная особенность, которую я заметила: если в России тебе чаще всего пишут для записи в директ запрещенной соцсети, то тут все очень официально. Пишут на почту целое письмо с запросом.
Думаю, в России тату-сфера будет развиваться. Татуировка дает тебе хотя бы какое-то чувство контроля, ты сам ее выбираешь. Сейчас этого ощущения не хватает многим.
Фото обложки: @holymolytatts.