История красоты за 100 лет: макияжные 1930-е
«Для женщины красота важнее ума, потому что мужчине легче смотреть, чем думать» — одна насмешливая фраза Марлен Дитрих вмещает в себя все тридцатые. Праздник непослушания флэпперов — веселое поколение девушек «ревущих двадцатых», которые вызывающе одевались, ярко красились, получали «мужские» профессии и спали, с кем хотели — закончился 24 октября 1929 года. Для женщин вместе с фондовым рынком рухнули в небытие финансовая независимость, сексуальная свобода и многие гражданские права. А также джаз, чарльстон, маленькие прямые платья с фестонами, яркий кукольный макияж, гонки на автомобилях, шляпки клош и стрижки гарсон. Культурный маятник качнулся обратно — на фоне растущей безработицы общество вернуло женщин на кухню. Снова стало считаться, что семью должны содержать мужчины, а в США даже появились законы, запрещающие замужним женщинам ходить на работу. Считалось, что в такие сложные времена зарабатывать «на булавки» при живом муже может только «эгоистичное, близорукое существо, которому должно быть стыдно за себя».
Больше косметики, меньше макияжа
Конечно, одеваться, краситься и укладывать волосы женщины в эпоху депрессии стали совершенно по-другому. Яркий макияж и короткие прически двадцатых были выражением веселья и свободы: «давайте веселиться, ссориться слишком жарко»; а в тридцатых в моду входит образ утонченной и недоступной женственности. Красотку-море-по-колено с кляксами румян на белом лице сменяет хорошая жена и патриотка с незаметным скромным макияжем.
Американский Vogue провозгласил, что время одинаковых кукол закончилось, главное бьюти-слово тридцатых — утонченность: «Вы должны использовать больше косметики, чем раньше, но выглядеть это должно так, будто вы накрашены меньше». Любая чрезмерность выглядит вопиющей, любая универсальность — вульгарной. Элена Рубинштейн сделала открытие: кожа может быть сухой или жирной, для каждой свой уход. Макс Фактор придумал делать макияж с учетом цвета глаз и волос и первым стал продавать косметику по принципу «цветовой гармонии»: каждая покупательница отвечала на вопросы теста и точно узнавала, кто она: блондинка, брюнетка, рыжеволосая или шатенка (тогда говорили «браунетка»). В салоне «Голливудская студия макияжа Макса Фактора» было четыре кабинета: голубой для блондинок, персиковый для шатенок, розовый для брюнеток и зеленый для рыжих.
Формула фотогеничности
Депрессия отменила дорогие развлечения, но если у девушки есть ее честный доллар, девушка может пойти в кино. Никогда больше кино так не влияло на индустрию красоты, как в тридцатые: в начале десятилетия оно стало звуковым, а конце вышел первый полнометражный цветной фильм «Унесенные ветром». Люди ходили на все, что выходило в прокат, женщины стали смотреть в зеркало как в кинокамеру, а камера требовала идеальных пропорций.
Голливудская формула фотогеничности строилась на классических греческих идеалах красоты. Камера любила овальные лица с идеальными пропорциями, широко расставленными большими глазами, чувственно изогнутым ртом, и чтобы верхняя губа была пухлее нижней.
Идеальными пропорции лица были только у Греты Гарбо, но даже у нее губы тонковаты, а легендарные длинные ресницы — жидковаты. Гримеры, которые дотягивали лица актрис и актеров до древнегреческих стандартов, стали вдруг невероятно влиятельными людьми «немного важнее режиссера и чуть ниже продюсера», как в 1936 году писал журнал Stage. А женщины смотрели на кинозвезд, хотели выглядеть так же, перенимали модели платьев, прическу волнами и макияж.
Идеальные пропорции Греты
Первой голливудской красавицей была Грета Гарбо. Макияж подчеркивал лучшее на ее лице: глаза с длинными ресницами, которые в тишине шелестели, как крылья бабочки. Тонкие дуги бровей дублировались линиями над глазами, межресничка компенсировалась черной стрелкой (идея Макса Фактора — так ресницы казались гуще), вытянутые вниз и наружу линии в уголках глаз делали взгляд еще загадочнее. В остальном, как пишет Ларри Карр в Four Fabulous Faces, лицо актрисы оставалось естественным, только слегка подчеркивались скулы. Грета даже не пыталась «утолщить» свои тонкие губы, просто прорисовывала четкий контур по анатомической линии и использовала темно-красную помаду. В фильмах ее лицо всегда как будто светилось изнутри — это эффект пудры Silver Stone № 2 от Max Factor. Еще однажды на съемках режиссер Джозеф фон Штернберг нарисовал на спинке носа актрисы серебряную линию, и ее нос стал тоньше и четче. Больше улучшать было нечего.
Секреты макияжа Марлен Дитрих
Грета была единственной актрисой, которую Марлен Дитрих считала достойной соперницей. Но Грете красота досталась от природы, а Марлен делала ее сама: удалила коренные зубы — отсюда эти знаменитые острые скулы, начисто выщипала брови и нарисовала тонкие ниточки на полсантиметра выше, чтобы глаза казались удивленно распахнутыми. Она тонко подводила межресничное пространство, никогда не красила нижние ресницы и корректировала широкий нос пудрой разных оттенков. «Золотая моя, с узенькими висками и глазами цвета морской волны», — умилялся Ремарк, который одну Марлен только и любил.
Father Factor: с экрана в жизнь
В титрах лучших голливудских фильмов значилось: «Макияж предоставлен компанией Max Factor», — и казалось, что с косметикой голливудского волшебника любая станет Гретой — тем более что девушки бредили историей превращения шведской продавщицы в голливудскую звезду. Макс Фактор все тридцатые оставался «папой Фактором». В 1930 году он придумал блеск для губ, в 1934-м — эмаль для ногтей (и правило «цвет ногтей совпадает с цветом губ»), в 1937 году представил миру Pan-Cake — компактную пудру в плоской круглой коробочке, которая не блестела, ровно ложилась на кожу и выпускалась в нескольких оттенках. И Max Factor, и Maybelline делали тени разных оттенков и консистенций, но женщины тридцатых обходились подводкой и тушью, а если и пользовались тенями, то аккуратно и самыми светлыми оттенками голубых, зеленых, сиреневых и розовых. Темные пятна вокруг глаз ушли в прошлое, и точно так же никто больше не хотел видеть на губах карминные сердечки и бантики — в моде естественные линии губ и сдержанная темная помада.
Нудизм и румяна
В начале десятилетия Европа помешалась на теннисе, гольфе, плавании и солнечных ваннах. С легкой руки гениального французского кутюрье Жана Пату в уличную моду из спорта утекли свитеры, плиссированные юбки, теннисные туфли на белые носочки (наконец-то девушка могла выйти на люди без чулок!).
Врачи Андре и Гастон Дюрвилы увлекают Париж нудизмом, они говорят: «Человеческая кожа не предназначена для душной тюрьмы из одежды!», — и им верят. В Германии вышел режиссерский дебют Лени Рифеншталь, «Голубой свет»: фильм воспевает спартанскую красоту жизни на природе. В Советском Союзе маршируют парады физкультурников. Мода на движение, мускулы и диету «с большим количеством фруктов и малым количеством промышленных продуктов» приходит и в США. Женщины больше не хотят сидеть взаперти, сохраняя фарфоровость кожи, появляются купальники, уже напоминающие бикини. Жан Пату выпускает Huile de Chalde — первый в мире солнцезащитный лосьон для пляжа.
Молочно-белое лицо теперь моветон, как и яркие пятна румянца: журнал «Кольер» язвит, что в недавнем прошлом женщина с модным макияжем походила скорее на рекламный щит, чем на произведение искусства. В тридцатых можно загорать до кофейного цвета, а румяна (их выпускают в разных оттенках) должны выглядеть максимально естественно, их наносят под скуловой косточкой узким треугольником и тщательно растушевывают, делая черты лица аристократически скульптурными.
Главный акцент в макияже тридцатых делали на глазах, обрисовывая контуром нижнее и верхнее веко и соединяя линии. В идеале линии растушевывались, размывались для эффекта «дымки», как у Марлен Дитрих. Тени в косметичках пока приживались плохо, зато тушь уже must have, ресницы красили пушисто и густо. В 1938 году Элена Рубинштейн выпустила первую водостойкую тушь, а в 1939-м придумала флакончик со щеточкой (прощайте, коробочки).
Первый шампунь и духи-надежда
Все десятилетие сохранялась мода на ухоженные, тяжелые, густые волосы — появлялись интересные средства, Schwarzkop продавал порошок для мытья головы, а в 1934 году французская фабрика L’Oréal, основанная химиком Эженом Шуэллером, выпустила первый в истории жидкий шампунь с названием Dop (сейчас во Франции Dop покупают каждые несколько секунд).
Парфюм на этом празднике красоты занимал особенное место. Духи были способом вернуться к жизни. Пациентам с бессонницей, тревогой и кошмарами в числе прочего прописывали ароматы жасмина и туберозы. В те годы все любили известные, дорогие и одновременно универсальные ароматы: пусть у меня один флакончик духов, но уместный в любой ситуации. Модные журналы советовали, как экономно и грамотно ими пользоваться: втирать в брови, наносить до того, как наденешь платье… Самый интересный парфюм тридцатых — легендарный Scandal от Lanvin (цветочный аромат раскрывается неожиданной нотой кожи), Shocking от Эльзы Скиапарелли (сладкий, медово-цитрусовый, на упаковке золотая S, дизайн флакона сделал Сальвадор Дали).
Но главные духи десятилетия Жан Пату выпустил еще в первый год Великой депрессии. Joy были непомерно дорогими — самыми дорогими на тот момент, неуместно роскошными, вызывающе жизнерадостными и безумно популярными. Все их или покупали, или мечтали купить — как будто это был не парфюм, а приговор плохим временам; как будто аромат чистой радости мог прогнать черную тучу — ведь все чувствовали, как она надвигается на мир… Нет, не смог, но это уже другая история — история сороковых.
Бренды, которые появились в 1930-х
- Vichy — марка средств для ухода за лицом и телом, 1931 год.
- Lancôme — бренд начал с производства духов, через год уже выпускал декоративную косметику и средства для ухода за кожей, 1935 год.
- Revlon — первым продуктом американского бренда была эмаль для ногтей, к концу десятилетия компания предложилагубную помаду, 1932 год.
Ароматы, созданные в 1930-е
- Guerlain: Vol de Nuit, 1933 год (аромат вдохновлен романом Экзепюри «Ночной полет» и совпал с выходом фильма); Sous Le Vent, 1934 год; Amphore и Lanterne Bleue, 1935 год; Véga, 1936 год; Montre, 1936 год (флакон); Coque d’Or, 1937 год; Cachet Jaune, 1937 год.
- Elizabeth Arden: Blue Grass, 1934 год; On Dit, 1937 год.
- Chanel: Sycomore, 1930 год; Le 1940 Beige de Chanel, Le 1940 Bleu de Chanel, 1931 год; Le 1940 Rouge de Chanel, Le 1940 Rouge de Chanel Ivoire, 1932 год (одновременно бренд выпускал пудру для лица с этим ароматом), Glamour de Chanel, 1933 год; Russia Leather (американизированная версия Cuir de Russie), 1936 год.
- Dana: Tabu, 1932 год.
- House of Worth: Je Reviens, 1932 год.
- Lancôme: Tendre Nuit, Bocages, Conquête, Kypre и Tropiques — первые парфюмы компании были представлены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1935 году.
Косметика, выпущенная в 1930-х
- Maybelline, первый карандаш для глаз и бровей, 1930 год.
- Nutrix — первый ухаживающий крем от Lancôme, настолько обогащенный, что изменял кожу на глазах (это самый популярный крем 1930-х), 1936 год.
- Первый блеск для губ от Max Factor (оригинальная формула продавалась до 2003 года), 1932 год.
- Pan-Cake — тональный крем, запечатанный в плоскую коробочку (триумфальное средство компании Max Factor), 1936 год.
- Первая в мире водостойкая тушь от Helena Rubinstein, 1939 год.
- Пудра для лица «Современный цвет» от японской компании Shiseido De Luxe.
- Бальзам для губ Original Lip Balm, Carmex, 1937 год.
Фото обложки: Грета Гарбо, 1930. Getty Images.