Кража у государства: как женщины боролись за право на аборт

В США продолжаются протесты против запретов на аборты. Одна из демонстранток вышла с плакатом «Я не верю, что должна снова за это бороться». Вспоминаем, как человечество то разрешало, то снова запрещало аборты.

Верховный суд США 24 июня 2022 года отменил конституционное право на аборты — их запретят в половине штатов. «Правительство решило, что у нас больше нет прав на наши тела. Это решение повергло меня и всех остальных женщин в стране в глубокое отчаяние», — прокомментировала это Мадонна. По стране прокатились марши протестующих американок.

Что ж, у женщин это право отнимали снова и снова. Рассказываем, как государства и религии запрещали аборты, почему это не помогало поднять рождаемость и что делали женщины.

Древний мир. Не кради у государства!

В древности искусственное прерывание беременности не порицалось, пожалуй, только в Древней Греции, а затем в Риме. Аристотель и Платон верили, что жизнь начинается с первым вдохом. В римском праве зародыш считался частью женского организма. Конечно, и тогда были свои древнегреческие пролайферы, которые боролись за право плода на жизнь.

Первым известным пролайфером был Пифагор. А знаменитый врач Гиппократ всей душой ненавидел контрацепцию и даже вписал в свою знаменитую клятву: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария».

Медецинский аборт, ок.1650, автор неизвестен

Когда Рим из республики стал империей, понятие аборта перешло из нравственной плоскости в область государственных интересов. Империи нужны рабы, солдаты и плательщики налогов, главное назначение женщины — рожать их для империи. Плод считается собственностью государства. Цицерон требовал наказывать прервавших беременность за «кражу у государства нового гражданина».

Процедура аборта с помощью трав, 13 век

Католическая церковь приравнивала аборты к убийству — в Средние века во всей Европе женщин за это казнили. В России смертная казнь за искусственное «плодоизгнание» появилась в 1649 году, и только через полвека Петр I смягчил отцовский указ — вместо виселицы он ввел порку, штраф, позорный столб и тюремное заключение.

Картина «Сатурн, пожирающий своего сына», Франсиско Гойя, 1819-1823

Репрессивное законодательство плохо помогало средневековой демографии: женщины делали калечащие подпольные аборты или старались избавиться от уже родившихся детей. Разнообразные мужские государства этого не замечали, и в гуманном XIX веке аборты законодательно запретили даже там, где до этого они были разрешены: в Японии и колониальной Индии.

«Либо аборт, либо в воду». Крупская за права женщин

В России в начале прошлого века началось мощное общественное движение за отмену запрета на аборты — начали его врачи и суфражистки. «Кого заставляет нужда, тот и при современном законе делает себе выкидыш, но попадает в руки, из которых дорога или в больницу, или в могилу», — в 1913 году состоялся двенадцатый Пироговский съезд врачей, и вопрос абортов был на нем одним из самых обсуждаемых. Доктора-мужчины сводили разговор к социальным аспектам, а доктора-женщины говорили: вопрос не только в тяжелых условиях — у женщины должно быть право выбирать, рожать или нет. Аргументы звучали такие: «…женщина не только самка, но и человек с определенными культурными потребностями», «женщина может и будет распоряжаться своей жизнью, как она захочет», «беременность должна быть только сознательной и желательной». Словом, простите, батеньки, мое тело — мое дело.

Через семь лет в 1920-м году Россия, к тому времени уже советская, стала первой страной, законодательно разрешившей аборты.

В тот год вышло постановление «Об искусственном прерывании беременности». Это политическое решение дало немедленный результат: смертность от последствий абортов сразу же упала в 14 раз.

Надежда Константиновна Крупская, 1920-е годы

«Борьба с абортами должна вестись не преследованием матерей, идущих на аборт часто с опасностью для собственной жизни; [она] должна быть направлена на устранение тех социальных причин, которые ставят мать в такое положение, что либо аборт, либо в воду. <…> Нельзя считать преступным уничтожение плода, еще не ставшего живым существом, составляющего еще часть организма матери», — писала в статье «Война и деторождение» Надежда Крупская.

Сталинский запрет

В 1930-е годы рождаемость в СССР начала падать, в европейской части страны смертность была больше, чем рождаемость. Демографы говорили: такое впервые за историю страны. Причины: нищета, голод. Тут самим бы выжить, не до детей. Товарищ Сталин и политбюро взялись за дело: ввели звание почетных матерей, усложнили разводы и запретили аборты. Для женщин ситуация была столь ужасна, что они даже в разгар политических репрессий открыто выражали свое отношение к новому закону.

В газете «Труд» вышла серия статей, разъяснявших новую государственную линию. Они не были пролайферскими — о правах эмбриона ничего не говорилось, обсуждалось другое: да, каждая женщина мечтает о детях, но что делать, если условия жизни не позволяют ей стать матерью? Одна женщина сказала репортеру что пойдет «буквально на все, чтобы не иметь второго ребенка» и «готова на аборт в любых условиях», хотя у нее муж и зарабатывает она хорошо.

Кузьма Петров-Водкин, «Мать», 1913

Одному из вождей комсомолка Браун прислала письмо: «Мне всего 24 года, у меня уже есть один ребенок, которого я с большим трудом воспитываю. Оклад получаю 200 руб. На своем иждивении имею: 1. Мать 70 лет, ребенка и мужа — студента 3-го курса Ин-та, который получает 130 руб. стипендии, и сама я, вот все наши средства. Я сейчас беременна, аборт мне делать не разрешают, что я должна делать? Родить еще я не могу, так как не в силах его воспитать. <…> Чтобы избавиться от ребенка, я начинаю пить разную дрянь, поднимаю умышленно тяжести и т. д., и это разве только одна я это делаю? Затем, сколько женщин приходят в больницу ежедневно с кровотечением? Потому что они или идут к бабке, или ковыряют сами, рискуя своим здоровьем, — тысячи».

Картина Федора Кричевского «Мать», 1929

Каждый год в советские больницы попадало более 500 000 женщин, искалеченных криминальными абортами, и так было до отмены сталинского закона. Их было бы гораздо больше, но люди оставались людьми. Есть множество свидетельств, да и статистика это подтверждает: врачи в абортных комиссиях с каждым годом отправляли на прерывание беременности по медицинским показаниям все больше и больше женщин. Саботировали новый закон и следователи, не возбуждая уголовные дела по фактам искусственных абортов: так, в 1939 году в СССР зарегистрировали 656 400 нелегальных абортов, а на женщин завели только 7959 уголовных дел.

Женщины добиваются своего

Мария Коврыгина, 4-й министр здравоохранения СССР

Во второй половине ХХ века во всех странах мира началось движение за легализацию абортов. Россия отменила сталинский запрет в 1955 году во многом благодаря министру здравоохранения Марии Ковригиной, кстати, единственной женщине в тогдашнем советском правительстве. Мария дружила с Элеонорой Рузвельт и Индирой Ганди, не боялась спорить со Сталиным, а Хрущева и вовсе доводила до багровой лысины. «Нельзя превращать женщину в существо, которое должно рожать и рожать!» — говорила она и даже слышать не хотела разговоров о «счастливом материнстве». Закон в итоге приняли.

Симона Вейль, министр здравоохранения Франции, 1975. Getty Images

Через 20 лет ее достижение повторит Симона Вейль — возглавив министерство здравоохранения во Франции, она предложила разрешить аборты. В стране все еще действовал жесткий закон 1920 года за прерывание беременности женщина могла на четыре года попасть в тюрьму. За пару лет до инициативы Симоны, в 1971 году, журнал Le Nouvel Observateur опубликовал открытое письмо Симоны де Бовуар, подписанное ей и еще 342 женщинами:

«Во Франции один миллион женщин в год делает аборты. Будучи обречены на секретность, они делают их в опасных условиях, хотя под медицинским наблюдением это простейшая процедура. Мы затыкаем рты этим миллионам женщин. Я заявляю, что я — одна из них. Я заявляю, что я делала аборт. Точно так же, как мы требуем свободного доступа к средствам контрацепции, мы требуем право на аборт».

«Шлюхи!» — закричали тогда политики-мужчины. В сатирическом журнале Charlie Hebdo вышла карикатура, высмеивающая этих мужчин: «Но от кого забеременели все 343 шлюхи из манифеста за аборты?». Вскоре свой манифест с требованием о легализации абортов женщины стали гордо называть «Манифестом 343 шлюх».

И вот Симона Вейль выходит к Национальному собранию и выступает с речью, призывающей разрешить аборты. Дискуссия длилась 25 часов. Симону называли фашисткой, говорили, что разрешение абортов принесет больше человеческих жертв, чем взрыв атомной бомбы в Хиросиме. А ее переполняло презрение к коллегам: «Я даже не подозревала, что могу вызывать такую ненависть. Сколько лицемерия было в этом зале, переполненном мужчинами, из которых многие искали для своих любовниц адреса больниц, где делают подпольные аборты».

Джейн Биркин на демонстрации 1972 года в Париже. Getty Images

«Поверьте, ни одна женщина не радуется, когда делает аборт, — терпеливо объясняла мужчинам Симона. — Но в безвыходной ситуации он должен оставаться для нас последней возможностью».

В итоге закон о легализации абортов был принят во Франции и вошел в историю под названием «закон Вейль».

Сейчас в России и большинстве стран Евросоюза мира право женщины на выбор на ранних сроках беременности защищено законом. История показывает: запрет приводит только к подпольным абортариям и «гинекологическому туризму» в другие страны.

Демонстрация за легализацию абортов 1968 год, Нбю-Йорк. Getty Images

Страны с самыми строгими ограничениями на аборт сегодня:

  • США. После того, как 24 июня 2022 года Верховный суд отменил постановление 50-летней давности «Роу против Уэйда», легализовавшее его по всей стране. Теперь аборт начиная с 15 недели беременности запрещен в Миссисипи. Ожидается, что вскоре ограничения или запреты на аборт будут введены в половине американских штатов и коснутся около 36 млн женщин репродуктивного возраста.
    • Италия. С 1978 года там действует закон, легализующий аборт, но разрешающий врачам отказываться от этой операции. В итоге по религиозным соображениям аборт отказываются делать 70–90% врачей.
    • Польша. Аборты запрещены, кроме случаев, когда жизнь или здоровье женщины находится под угрозой из-за продолжения беременности или если беременность стала результатом преступного акта.
    • Мальта и Ватикан не разрешают прерывание беременности ни при каких обстоятельствах.

    Фото обложки: Демонстрация в защиту прав женщин на контрацепцию, 1969, Нью-Йорк. Getty Images.

Тэги: