Кому на самом деле нужна ринопластика
Ринопластика — одна из самых популярных и сложных операций. Во-первых, хрящи очень сложно восстанавливать. А нос, как ни странно, подвижная структура: хрящи будут пытаться занять положение, к которому привыкли. Это связано с осанкой, прикусом, привычками (например, позой сна). Во-вторых, есть эстетическая проблема: без повторной операции кончик носа не всегда получится сделать таким, как хочет пациент.
Несмотря на большой спрос на эстетические операции, к пластике носа есть медицинские показания: нарушение функций дыхания, искривление перегородки, патологии пазух. Исправление перегородки или коррекцию носовых раковин часто сочетают с коррекцией формы носа.
Ринопластика бывает закрытой и открытой, в зависимости от вида доступа. При закрытой разрезы делают только внутри носовых ходов, при открытой разрезаются еще и носовые перепонки. Врачи чаще выбирают первый вариант, но финальное решение принимают на консультации совместно с пациентом. Компьютерное моделирование в нашей клинике не используется — считаем, что его результаты не соответствуют действительности.
После операции нос «усаживается» не меньше года, и этот процесс важно контролировать. Мы задействуем риношейпинг — специальные эластичные формирующие шины, которые поддерживают хрящи в новой позиции. Это позволяет добиться утонченного силуэта носа и влиять на его окончательную форму. Имейте в виду, без операции риношейпинг бесполезен, а обратное утверждение — недобросовестная реклама.
Показания к ринопластике — врожденные деформации и посттравматические дефекты носа, а также стремление к гармоничной внешности. Форма и размер носа важны для получения правильных пропорций лица, и здесь помогут изменение длины, удаление горбинки, сужение кончика носа.
Чтобы «новый» нос не разочаровал, уделите внимание предоперационному планированию. Вместе с хирургом детально обсудите свои ожидания от пластики, течение постоперационного периода, возможные осложнения и способы их устранения.
Как и любая операция, ринопластика предполагает риски, среди которых — кровотечение, образование гематом, получение эстетически неудовлетворительного результата. Если в ходе беседы врач поймет, что вы не до конца определились в своих желаниях, скорее всего, откажется делать операцию.
Ринопластика — серьезное инвазивное вмешательство, у которого есть противопоказания: острые инфекционные заболевания и хронические в тяжелой форме, нарушения свертываемости крови. Еще врачи не советуют делать ринопластику до 18 лет, ведь к этому времени завершается формирование лицевого скелета.
Открытая ринопластика
Я решилась на ринопластику по медицинской необходимости: у меня с рождения искривлена носовая перегородка и большие трудности с дыханием через нос. С годами проблема ухудшалась, потому что нос, руки и уши растут всю жизнь.
Сначала я пошла на консультацию к одному известному пластическому хирургу, который вел программу на ТВ — такая публичность вызывала доверие. Но я не почувствовала, что это «мой» специалист, да и цена оказалась слишком высокой. Через два года по рекомендации попала к другому врачу, и во время встречи с ним у меня возникло чувство спокойствия, доверия.
Операцию назначили через неделю, перед началом врач пришел меня морально поддержать. Потом меня привезли в операционную, сделали общую анестезию. Когда я проснулась, казалось, прошло всего пять минут, хотя операция длилась на час больше запланированного — мой случай оказался сложным.
В операционной присутствовали главный и ассистирующий хирурги, ЛОР, анестезиолог, медсестры.
Выписали меня на следующий день, а еще через восемь сняли гипс и швы. Все задачи — решить проблему с дыханием, исправить внутреннюю структуру, максимально сохранив изначальную форму носа, — выполнили. Кое-что оказалось неприятным: было сложно неделю спать на спине, полностью отсутствовали вкусовые ощущения, любая еда казалась бумагой. Но реабилитация прошла быстро, без болезненных ощущений, синяков и серьезных отеков. Разницу во внешности до и после операции заметили только самые близкие люди.
Септопластика помогает скорректировать искривление перегородки носа. Причина этой проблемы — травма либо несоответствие скорости роста костей лицевого черепа и самой перегородки: ей становится тесно и она начинает постепенно деформироваться. Как следствие, затруднено носовое дыхание, а это физический и психологический дискомфорт плюс снижение работоспособности, ограничения к физическим нагрузкам и занятиям спортом (например, дайвингом заняться не получится).
Основные показания к септопластике — воспалительные состояния, связанные с ненормальной вентиляцией полости носа и околоносовых пазух. В этом случае повышен риск развития синуситов, их повторения и перетекания в хроническую форму.
К тому же искривленная перегородка способствует отечности нижних носовых раковин — так человек попадает в зависимость от сосудосуживающих капель.
Избавление от «зависимости» начинается от простого к сложному. Первый этап — отказ от капель, это сложно, но реально. Затем надо пересмотреть нагрузки в фитнес-зале и время тренировок, включить в рабочий график прогулки, пусть даже всего лишь хождение между кабинетами в офисе. И наконец, полезно принимать контрастный душ утром и упорядочить график сна. Сюда же — внимательность к аллергенам, физиотерапия, лечебная физкультура, а при необходимости лечение со смежными специалистами (невролог, кардиолог).
Если все это не помогло, делают септопластику. Подготовка к ней выглядит так: обследование, анализы, исследование функции носового дыхания, иногда — компьютерная томография пазух носа. Технически вариаций септопластики много, — от радикальной ревизии перегородки носа, удаления гребней и шипов до минимальной коррекции структур носового клапана. Обезболивание — от местной анастезии до интубационного наркоза. Проведение операции ускоряют физические методы, применяемые в процессе: радиоволновые и электрические коагуляторы, лазер, ультразвуковые и классические острые методы воздействия на ткани.
После операции с целью быстрейшего заживления используют фибриновые клеи, современные носовые тампоны, носовые шины. Но самое главное — грамотный уход за полостью носа. Заживление займет 1-3 недели. На срок реабилитации влияет возраст: в 18 лет регенеративных ресурсов организма больше, это оптимальный возраст, с которого можно начать думать об операции. Верхняя планка зависит от имеющихся заболеваний и ограничений, связанных с общей анестезией.
Септопластика
Всех из нас однажды посылают на три буквы. Мои вечные три буквы — ЛОР. Проблемы с носом были с самого детства, но в один прекрасный день у меня просто перестал идти насморк. «Круто же!» — подумаете вы, но нет. Когда насморк выливается через рот — не круто. Вместе с тем я заметила, что как будто живу наполовину: каждое утро просыпаюсь уставшей, с трудом поднимаюсь на третий этаж и вообще чувствую себя живым трупом.
Странные ощущения привели меня к уже лор-специалисту. Посмотрев мой нос, он неожиданно сказал: «Во всех твоих синуситах виновата деформация перегородки. Нужно срочно выпрямлять». Я поверила и выпрямила.
Сама операция несложная: длится полчаса, есть выбор между общим наркозом и местной анестезией (мой вариант).
А вот реабилитация такая, что врагу не пожелаешь. В ноздри вставляют тампоны, которые доходят до горла. И пока они внутри, жизнь дается с трудом: вкуса еды не чувствуешь — только насыщение. В процессе выбираешь — прожевать кусок или сделать вдох. Горло пересыхает, голова разрывается, потому что нос заложен. Тампоны вынули на второй день (хотя в идеале надо через три дня).
Внешне нос не изменился, следов насилия тоже не осталось. Доктор рекомендовал полоскать нос морским раствором. Спустя месяц закончилась общая реабилитация, внутренний отек спал, и от кислорода закружилась голова. На данный момент с операции прошло полтора года. Насморк вернулся наполовину: когда всю жизнь живешь с кривой перегородкой, организму сложно перестроиться. Мне повезло отделаться одним разом, но бывает иначе — в сети пишут, что если плохо выпрямят, можно перестать дышать. И еще раз для закрепления: септопластика не меняет наружную форму носа, так что селебы, оправдывающие хирургию показаниями здоровья, — блефуют.
Фото: Elizaveta Porodina Макияж: Loni Baur Ассистент визажиста: Lisa Breitfeld Прически: Attila Kenyeres
Ассистент парикмахера: Natalia Soboleva Стиль: Lorena Maza Сет-стилист: Jessi May Технический директор: Josef Beyer Продюсер: LisA Kovaleva Модель: Maira