Как проживать: что такое травма свидетеля
Свидетель трагедии — кто это и как работает?
Свидетель — это тот, кто наблюдает, но не может вмешаться по каким-то причинам, внутренним или внешним. Если происходит что-то запредельное, у того, кто наблюдает и не может повлиять, развивается чувство беспомощности и отчаяния.
Самые экстремальные по своей силе переживания уводят нас корнями в глубокое прошлое, когда мы были младенцами и не могли сами себе помочь, могли быть только свидетелями разворачивающейся внутри катастрофы. Позднее это могли быть конфликты близких людей, в которых ребенок оказывался поставленным в ситуацию выбора: кого любить, на чьей стороне быть, — а выбрать невозможно, потому что и с той и с другой стороны близкие люди.
Состояние свидетеля может рождаться и в ситуации прямого насилия, направленного на человека. Агрессор атакует, внутри происходит раскол на жертву, того, кто страдает, и свидетеля — состояние, из которого происходит наблюдение за страданием.
Становясь свидетелями страданий, мы страдаем сами
Все это рождает потерю субъектности, агентности: это не ты, а с тобой что-то делают, — их сопровождают экстремальные аффекты отчаяния и потери надежды. А надежда — это чувство, на самом глубинном уровне дающее нам опору, чувство, что желаемое возможно, что жизнь ценна.
Сейчас многие из нас находятся в такой ситуации, когда, с одной стороны, силен страх за свою жизнь. С другой — раздирают переживания за других.
Давление с двух сторон может рождать внутренний паралич, оцепенение (об этом мы подробно писали тут). В такие моменты психика с трудом справляется с нагрузкой, старые травмы усиливаются внешними событиями.
Как себе помочь?
Один из способов справиться с этим состоянием — сделать его более управляемым за счет определения границ своего влияния. Попытаться различать фантазию от реальности, настоящее от прошлого, внешнее от внутреннего. Искать то, что находится в зоне управления, и это, к сожалению, не новости. Мы можем скроллить ленту новостей, но не можем изменить ситуацию. Бесконечный скроллинг ленты может рождать усиление тревоги, состояние отравления, психического несварения, которое будет только ухудшать положение.
Это не значит, что нужно отключиться от мира, но, может быть, стоит сделать его более дозированным.
Обращать внимание на себя, близких, телесные состояния. Насколько это возможно, поддерживать внутри ощущение нормальности, ценности жизни. Ведь именно в такие моменты на фоне глобальных катастроф частная жизнь может терять свое значение. Беспомощность и отчаяние могут усиливаться другими переживаниями, например стыдом и виной.
Стыд за «слабость», вина за «бездействие» — эти чувства запирают человека во внутреннем бункере изоляции как изгнанника, не достойного ни прощения, ни понимания. И очень важно искать помощи, обращаться к людям, не замыкаться внутри, давать себе право говорить. И надеяться, что тот, кто ищет помощь, признает свою нужду, найдет того, кто на это откликнется.