3 причины, почему фильмы не могут быть секс-просветом. Как кино влияет на наше представление о сексе

После просмотра эротических сцен в кино появляются комплексы? Да, знакомо. Почему так происходит и как забить на эти киношные стереотипы — разбираемся с секс-экспертом.

Исследования показывают, что просмотр порнофильмов может завышать ожидания от личного сексуального опыта и вызывать неуверенность в себе. И это не единственная проблема, которая возникает после просмотра как эротики и порно, так и художественных фильмов с завуалированными постельными сценами.

Что не так с сексом на экране, стоит ли через кино просвещаться и как не стать заложником кинообраза, рассказала Таня Дмитриева, секс-просветительница, соосновательница серии инициатив Kinky Russia, агентства Sexprosvet 18+, SexTech платформы Deep.

Польза и вред секса в фильмах: мифы и стереотипы

Секс в художественном фильме и в порно показывают по-разному, но в обоих случаях это далеко от реальности. В художественном фильме часто герои целуются, могут начать раздеваться или даже оказаться в постели, и на этом картинка затемняется. Дальше зрителю дают понять, что все происходит естественно и прекрасно. Все само получается, достаточно только поцеловаться.

Секс в порнофильме — это идеальные тела без единого недостатка, а главное — сходящиеся друг с другом по всем параметрам. Оба партнера обязательно легко получают удовольствие, порой еще и одновременно достигают оргазма, либо оргазм женщины не показан. Нередко они еще и знают и могут попробовать много сложных поз. Бонусом сюда добавляются все атрибуты хорошего секса в понимании киноиндустрии: громкие стоны и яростно разорванная в порыве страсти одежда.

Кадр из к/ф «Мечтатели», реж. Б. Бертолуччи, 2003

Все эти элементы и отдельно, и вместе в реальной жизни присутствовать могут. Проблема в том, что мы видим их постоянно и не видим совсем никаких других вариантов — если только сценаристу не нужно показать, что у героев совсем ничего не сложится, поэтому и секс у них плохой вышел: ни страсти, ни моментального удовольствия. А идеальная пара — это мужчина и женщина, которые увидели друг друга, между ними пролетела искра, они поняли: вот она, судьба, ничего не обсудили и уже оказались в постели, и секс у них шикарный. На экране это обязательный для романтической истории сценарий.

В реальности люди уязвимы, отношения складываются не так молниеносно, судьбоносно и гладко. И трудности в жизни не похожи на трудности из кино. В реальности есть презервативы и их надевание, есть разница в опыте у партнеров, есть поиск удобной позы и не всегда удачные эксперименты, есть отсутствие достаточного количества смазки у женщин и решение этого вопроса долгой прелюдией, которой часто совсем нет в кино, или лубрикантом. Это все зрителю не показывают, потому что неидеальная картинка привлечет меньше людей.

Кино — это чаще всего картина для массового зрителя, а потому очень редко реалистичная. Правды хватает и в жизни, а на экране работают законы жанра и привлекательности. Поэтому секс в кино, особенно художественном, очень часто далек от того, что бывает в реальности. Кроме того, каждый режиссер и сценарист — живой человек со своим набором мнений о мире, стереотипов и ценностей. Эти стереотипы и ценности могут попадать в сценарий фильма и уходить в массы. Если в обществе есть ошибочные убеждения, они будут плодиться, и создается порочный круг.

Кадр из к/ф «Маленькая Вера», реж. В. Пичул, 1988

Кино меняется вместе с обществом, отражает это общество. Образ женщины или мужчины в советском кино 1970-х годов сильно отличается от образов в современном кино. Американские фильмы 1950-х, 1970-х годов и сегодняшнего времени тоже показывают совершенно разные тенденции в обществе.

Например, сейчас в европейском и американском кино больше феминистских мотивов, больше разнообразия образов с точки зрения инклюзивности — расовой, гендерной, по ориентации. С одной стороны, появилось больше жизни, киноиндустрия стала показывать, что люди разные. А с другой — этого разнообразия слишком много, и оно порой скорее такое, какое «должно быть», а не какое есть. Это тоже создает неправильное представление о мире и об отношениях между полами в том числе.

Проблема нереальности картинки на экране связана с тем, что индустрия кино влияет на наше мировоззрение. Точно так же, как влияют книги, музыка: все, что мы видим и слышим. Чем больше каких-то сценариев человек видит постоянно, тем сильнее его мозг их запоминает и тем вероятнее будет считать чем-то естественным. Например, если постоянно считывать мысль: «Счастье — это два человека, поглощенных своей романтической историей», — в сознании сформируется такое убеждение, и человек будет считать, что других вариантов счастья не существует, и станет копировать этот сценарий для себя.

То же самое касается секса. Только с ним проблема более серьезная, чем с отношениями. Потому что если разные модели отношений человек может увидеть в своем окружении, то тема секса в целом пока еще стигматизирована, часто ее не обсуждают даже в семье. Поэтому кино, как и литература, становится способом получить хоть какие-то знания и формирует представление о сексе.

Может ли кино заменить секспросвет

Для детей и подростков кино и порно часто становятся источником первого впечатления о сексе и первого сексуального опыта, если в семье на этой теме табу или просто родители затянули с беседой. Зарубежные исследования показали, что порно было главным источником информации о сексе для 15% мужчин всех возрастов и для 27% молодых людей 18–23 лет.

То, что киноиндустрия дает новые знания и расширяет кругозор человека в сексуальной области, — это не плохо. Но нередко секс в кино формирует ложные представления и вызывает нежелательные последствия. Поэтому пытаться понимать и изучать секс по фильмам, особенно для подростка, не лучшая идея.

Кадр из к/ф «Ромео + Джульетта», реж. Б. Лурман, 1996

Во-первых, есть риск неверного восприятия отношений. Исследование зарубежных ученых показало, что в фильмах 1983–2003 годов 70% половых актов происходили между только что познакомившимися героями. Та самая «химия», искра, за которыми следуют страстные поцелуи и постель. Все быстро, просто и естественно. Или как минимум все очень романтично и страстно. И эта проблема касается не только фильмов до 2003 года — сюжеты из женских романов не теряют актуальности.

Очень легко травмироваться, есть начать искать в жизни того же, что на экране. Внезапно оказывается, что показанные в кино сценарии не работают, отношения не складываются, взаимодействие получается странным и недостаточно просто посмотреть в глаза привлекательному человеку, чтобы с ним все сложилось — и в интимном плане, и в семейном.

Кадр из к/ф «На игле», реж. Д. Бойл, 1996

Во-вторых, кино очень редко затрагивает вопросы безопасности. Эта проблема становится особенно острой для подростков. В тех же фильмах 1983–2003 годов в 98% сцен секса совсем не затрагивались вопросы контрацепции — не то что наглядно, но и вскользь, даже после самого полового акта. В порнофильмах презервативы не используются, потому что актеры регулярно обследуются на ЗППП, но зрители этого не знают. И нередко повторяют за героями, игнорируя защиту и не имея привычки регулярно и часто сдавать анализы.

В-третьих, секс в кино может формировать неверное восприятие своего тела, особенно в эротических и порнофильмах, где чаще видны обнаженные тела, включая гениталии. Идеальные лица и фигуры актеров в главных ролях у восприимчивых людей и без того нередко вызывают комплексы — особенно вид популярных сегодня фигур Х-типа («песочные часы»), как у Кайли Дженнер. Влияние сексуальных сцен может быть еще сильнее, потому что оказывается, что не только люди без одежды бывают без единого изъяна, но и гениталии. И мало кто задумывается, что, например, актрисы порнофильмов специально делают интимную пластику.

Подростковые фильмы, особенно американские, также часто не формируют культуру активного согласия — скорее даже наоборот. Секс на вечеринках, под алкоголем, грубый секс без разрешения нередко подаются в положительном свете: с мыслью «прикольно», «подумаешь, надо попробовать все».

В числе других опасных элементов в фильмах — легитимизация насилия, которое транслируется в порно, и нередкая взаимосвязь абьюза и секса под соусом «вот так выглядит настоящая страсть». Несмотря на то что сейчас киноиндустрия стремится чаще показывать здоровые отношения после долгого периода кино и сериалов с откровенно токсичными парами, на экраны все еще выходят картины, по которым практиковать секс-просвет точно нельзя. Из самых свежих примеров — нашумевшая трилогия «После»: классический образец подросткового романа, по которому не стоит изучать отношения и секс.

Кадр из к/ф «Собаки не носят штанов», реж. Ю.-П. Валькеапяя, 2019

Сексуальные практики в художественном кино тоже очень редко показывают достоверно — чаще от них остается одно название. Особенно частая проблема — с БДСМ. Например, в фильме про доминатрикс «Собаки не носят штанов» подана максимально нездоровая картина, не имеющая ничего общего с реальностью. Это не всегда этичные взаимодействия, сцены, отсутствие коммуникации и техники безопасности, без которых знающие люди не практикуют БДСМ, жесткие сцены, которые в жизни травмируют.

Хорошим с точки зрения демонстрации секса и интимной жизни можно назвать британский сериал «Половое воспитание» (Sex Education, с 2019). Более старый — «Девочки» (Girls, 2012–2017) Лины Данэм — реалистичный, в свое время взорвал общество. В российском сериале «Содержанки» (2019–1021) тоже эстетично и естественно показан секс. Интересующимся БДСМ-практиками я бы посоветовала обратить внимание на сериал «Сближение» (Bonding, 2019–2021). Но таких картин, которые могут оказать какой-то позитивный эффект на секс-просвет, мало.

Если собрать все основные проблемы, то в хороших фильмах, где есть сексуальные сцены, независимо от уровня откровенности, хочется видеть активное согласие, коммуникацию — то, о чем умалчивают, но без чего хороший секс невозможен. Должна быть обязательно прелюдия: в порно ее нет совсем, в романтических комедиях герои поцеловались и уже лежат под одеялом. В устойчивых долгих отношениях секс иногда может случаться и без нее, там уже другие сценарии включаются, но когда это история зарождающейся связи, первого опыта с новым партнером, прелюдия нужна. И плюс хочется видеть женское удовольствие и разнообразие — в позах, в ролях мужчины и женщины. Это то, чего сильно не хватает фильмам.

Как выйти из власти кинообразов

Фильмы с постельными сценами могут вызывать интерес к сексу, к поиску новых ощущений. Это неплохо, если человек просто заинтересовался условным БДСМ и пошел изучать тему уже не по фильму, а у эксперта, которому доверяет. Но для этого очень важно уметь разделять кино и реальность.

Поэтому первый пункт выхода из власти кинообразов — заниматься сексуальным самообразованием. Это актуально не только для подростков, которым нужно узнать базу о безопасном и комфортном сексе, но и для взрослых. Когда в сознании есть понимание, как это на самом деле и как надо, картинка из фильма остается развлекательным элементом, проходящим мимо, и не меняет мышление.

Кадр из сериала «Сексуальное просвещение», 2019 — наст. время

Второй пункт — понять, что все люди уникальны и идеальных актеров для кино старательно подбирают. Принять и полюбить свое тело и свою сексуальность, осознать, что она может быть совсем не такой, как на экране, и это нормально. Вопросы принятия себя, познания своего тела — это тоже часть сексуального самообразования.

Третий пункт — вспомнить, что кино всегда связано с очень старательной постановкой. Это касается и выбора кадров, и монтажа, и массы вспомогательных инструментов, которые глаз не замечает: например, протезов на актерах в порнофильмах — для максимального впечатления у зрителя.

Идеализированные сексуальные сцены или далекие от естественного, «этичного» вида в художественных фильмах — это не плохо. Мало кто ходит в кино, чтобы чему-то научиться, в том числе получить секс-просвет: это развлекательный контент. Главное — уметь разграничивать кинореальность и жизнь, не перекладывать паттерны из фильмов на свои отношения и заниматься сексуальным самообразованием.

Фото обложки: кадр из к/ф «Волк с Уолл-стрит», реж. М. Скорсезе, 2013.