Не только вау-косметика. Текст для тех, кто хочет знать о Корее чуть больше

Да, словосочетание «корейская косметика» все выучили, рыночный знак, столько всего интересного. Но попробуем погрузиться в другой контекст — что такое искусство Кореи XX века.

Отрывок из книги Елены Хохловой «Главное в истории искусства Кореи. Ключевые произведения, темы, имена, техники».

1076 руб.
«Главное в истории искусства Кореи», Елена Хохлова
купить
Добавить отзыв

Местный колорит

Основные Имена: Ким Ынхо, Ким Кичхан, Ким Чунхён, Ли Ёниль, О Чихо, Ли Инсон

В 1920–1940-е годы корейских художников занимал вопрос о том, как выразить хянтхосэк («местный колорит»), то есть как создавать оригинальные произведения, свободные от подражания японской и западной живописи и раскрывающие особенности Кореи.

Страна в это время была частью Японской империи, и вопрос сохранения национальной культуры возрастал по мере того, как ужесточалась политика ассимилирования корейцев.

Поиски «местного колорита» развернулись в контексте Выставки искусства Чосон (Чосон мисуль чолламхе), которую японское правительство проводило ежегодно с 1922 года. Жюри выставки отдавало предпочтение произведениям, фиксирующим этнографические особенности и изображавшим сельские виды; воссоздание «местного колорита» было основным критерием отбора.

Большинство работ на выставке представляли отличительные черты корейских традиций, быта и виды сельской местности. Произведения характеризовало отсутствие действия, порыва; герои работ — по большей части женщины и дети — за редким исключением безмолвны, пассивны, а пейзажи безлюдны и спокойны.

Часть художников отказывалась создавать работы, соответствующие вкусу японцев, но тоже искала способы выразить корейский колорит, найти новый язык корейского искусства.

Ким Чонтхэ и О Чихо считали, что «местное» можно передать цветовой палитрой, присущей корейской природе. Ким Чунхён, На Хесок и другие выражали хянтхосэк, вводя в живопись особенности корейского быта и культуры.

Kim Ki Chang Quiet Listening, 1934

Главное

Поиски хянтхосэк продолжились во второй половине ХХ века в условиях ускоренной индустриализации, влияния западной культуры, а затем глобализации. Вопрос самобытности стал особенно острым, когда корейские художники начали выезжать на Запад и впитывать идеи постмодернизма.

Звучали опасения, что мировое искусство поглотит южнокорейский художественный микромир. Однако сегодня Республика Корея — один из лидеров мирового современного искусства.

Разделение

Основные имена: Ли Сехён, Ли Ёнбэк, Со Ёнсон, Хам Кёна, Чон Тонсок, Но Сунтхэк

Послевоенное поколение художников фиксировало трагедию Корейской войны. Но тема разделения Корейского полуострова в связи с существовавшим политическим режимом и ограничением свободы самовыражения в искусстве открыто не затрагивалась.

В 1980-х годах художники направления минчжун мисуль писали работы о трагедии разделения и выражали надежду на возможное объединение двух стран.

В 1990–2010-е годы было создано немало произведений, посвященных разделению; эту тему нельзя назвать заглавной в южнокорейском искусстве, но интерес к ней не угасает. Есть художники, для которых она основная в творчестве, а есть те, кто посвящает ей отдельные произведения. Авторы не только напоминают о трагедии разделенной нации, но и ищут пути взаимодействия для Севера и Юга.

Наиболее известный проект — это серия произведений Хам Кёна «Вышивка». С 2008 года художница отправляет через китайских посредников заказы северокорейским вышивальщицам. Мастерицы вышивают в традиционной технике заготовленные изображения и короткие сообщения о событиях в мире, строчки из песен или личные послания от художницы.

Хам Кёна получает готовые работы, и их охотно выставляют корейские и зарубежные арт-институции. Ее произведения — исключительный пример совместного творчества народа, разделенного территориально, идеологически и лишенного возможности взаимодействовать.

Kyungah Ham SMS Series in Camouflage / Greedy is good 02, 2014

Главное

Не только старшее поколение художников переосмысляет и ищет для себя и общества, как решить проблему разделения, но и молодые авторы. Творческое объединение Real DMZ Project проводит выставки, лекции и семинары на тему демилитаризованной зоны и будущего Корейского полуострова.

Феминизм

Основные Имена: Юн Соннам, Ким Инсун, Ким Чинсук, Пак Ёнсук, Ли Пуль, Чан Чиа

До 1980-х годов искусство оставалось полем деятельности мужчин. Художниц было мало, и работали они в едином ключе с художниками-модернистами: искали новые формы корейского совре- менного искусства.

В 1985 году Ким Инсун, Ким Чинсук и Юн Соннам организовали группу «Октябрь» и провели две выставки, сделав таким образом первые шаги в преодолении безразличия искусства к женским вопросам. Они показали, что женщина может говорить в искусстве о своем: повседневном труде, материнстве и неравенстве.

Ким Инсун в картине «Хорошая жена и мудрая мать», одной из самых известных работ южнокорейского феминистского искусства, продемонстрировала, что, несмотря на то что женщины получают образование, их роль в патриархальном обществе не изменилась.В 1980-е участницы групп минчжун мисуль боролись за права угнетенных женщин-рабочих.

До 1990-х годов главным средством самовыражения была живопись, а в 1990-е художницы стали устраивать перформансы, создавать инсталляции, использовать фотографию.

Юн Соннам в серии инсталляций показывала рамки, в которые загоняет общество женщину, Пак Ёнсук в фотографиях раскрывала психологическое состояние женщинв условиях ежедневного социального давления, Ли Пуль устраивала перформансы на улицах, чтобы изменить представление о женском теле как о чем-то исключительно прекрасном.

Lee Bul, Cyborg W1, 1998

Главное

В 2000–2010-е годы в искусстве продолжали поднимать вопросы неравенства, права женщин распоряжаться своим телом, создавали произведения на тему забытых женщин в истории.

В 2010-е в ответ на новости о жестоком обращении с женщинами и сексуальных домогательствах появились хештеги и движение приобрело общенациональный масштаб.

Стереотипы

Основные имена: О Хёнгын, Ким Сангиль, Чо Сып Чхве Кванхо, Ким Оксон, Юн Чонми

Современные художники и фотографы создают коллективный портрет южнокорейского общества. Юн Чонми для серии «Розовый и голубой проект» фотографировал детей в комнатах, заполненных вещами: мальчики были окружены голубыми предметами, девочки — розовыми.

Seohyun and Her Pink Things
2007; printed 2008 JeongMee Yoon (Korean, born 1969) / https://philamuseum.org/

Автор поднял вопрос о том, как стереотипы формируют личность человека. Фотопортреты пожилых родителей Чхве Кванхо далеки от образов счастливой семьи, снимков, помещаемых в семейные фотоальбомы, но это и есть жизнь.

В серии «Счастливы вместе» Ким Оксон, представив транснациональные семейные пары в их квартирах, задала вопрос о том, что формирует различия в опыте людей в повседневной жизни: внешние взгляды, культурный код или же особенности каждого.

Ким Сангиль в серии «Оффлайн» создал коллективные портреты членов интернет-сообществ, объединенных чем-то, например любовью к известному бренду или байкам. О Хёнгын выделяет типы людей в современном обществе и фотографирует представителей одного класса или одной возрастной категории. О Хёнгыну интересно не то, чем герои отличаются друг от друга, а то, насколько они похожи.

В сериях фотографий женщин средних лет «Ачжума» и девочек- подростков Cosmetic girls он показал, как общество влияет на внешний вид людей, их самоопределение, понимание своих задач и исполняемых ролей.

Экология

Основные имена: Ким Ибак, Ли Чханчжин, Сон Сончжин, Ким Миру, Хо Юнхи Хан Сокхён, Но Ынним

Современное искусство реагирует на изменения, происходящие в обществе; художники высказываются о том, что значимо для Республики Кореи и всего человечества. Экология — важная тема южнокорейского искусства ХХI века.

Художники призывают общество к осознанному потреблению, к заботе о растениях и живых существах, просят не забывать о том, в каком долгу человек перед природой. Ким Ибак в крупноформатных фотографиях, а Ли Чханчжин в инсталляциях показывают, что растения имеют право на достойное обращение со стороны человека.

Ким Миру и Сон Сончжин откровенно и без прикрас демонстрируют, что пора изменить отношение к животным, которых выращивают на фермах для удовлетворения потребностей людей и уничтожают, если появляется опасность распространения инфекционных заболеваний.

Хо Юнхи в крупной настенной живописи передает, насколько масштабная экологическая катастрофа нас ждет, если не начать что-то делать. Хак Сокхён в инсталляциях выражает, какой урон человек наносит природе чрезмерным производством товаров и несдержанным потреблением.

Но Ынним, которая пишет в стиле примитивизма, показывает, насколько прекрасен мир, населенный множеством живых существ, и какую радость может испытывать человек, научившись жить в ритме природы, а не урбанизации.

Причина, почему я все равно вас люблю. Ким Ибак. 2022. Галерея KT& G Сансанмадан Хондэ, Сеул, Республика Корея / mmca.go.kr/

Главное

Из-за коронавируса южнокорейское искусство сосредоточилось на «зеленой» повестке, как никогда до этого. Музеи в 2020–2021 годах провели ряд крупных выставок на тему COVID-19: «Катастрофа и выздоровление», «Зоомузей. Мы и расстояние между нами» и прочие.

Выставки документировали, как изменилась жизнь городов, существующих в режиме самоизоляции, показывали, какие страхи принесла с собой пандемия, утешали и призывали переосмыслить отношение человека к планете.

Власть и человек

Основные имена: Ли Тонук, Пак Чунбом, Хам Кёна

Южнокорейское искусство исследует отношения человека и власти, задает вопросы о роли и судьбе маленького человека. Человек часто представлен как существо, роль которого и значение существования которого решеныза него обществом и власть имущими.

Ли Тонук из полимерной глины создает миниатюрные гиперреалистичные фигурки обнаженных людей, испытывающих сильнейшие физические муки. Художник часто меняет человека и животного ролями — например, помещает тела людей в консервные банки, где они лежат подобно анчоусам, или насаживает их на рыболовные крючки вместо наживки.

Пак Чунбом работает в жанре видео-арта. Он фотографирует городской ландшафт с высоты птичьего полета, а затем снимает на камеру, как гигантские по сравнению с городом и живущими в нем людьми руки добавляюти переставляют предметы, отстраивают жилые комплексы.

Художник словно контролирует процессы, происходящие в пространстве города, и показывает, насколько однообразна жизнь больших городов, где все происходит согласно масштабному урбанистическому замыслу.

Огромные руки могут принадлежать Богу, правительству, системе или же быть символом независимости человека, способного абстрагироваться от игр общества и начать действовать самостоятельно.

Главное

В южнокорейском искусстве нечасто считывается открытый протест против системы или нынешнего политического режима, но художники критикуют правила, по которым существует общество, насаждаемые стереотипы, рамки, в которые человек загоняет сам себя, стремясь соответствовать общепринятым критериям.

Фото: Fig. 1. Yi Yu-t’ae, Research, 1944, ink and color on paper, 212×153 cm. Courtesy of the National Museum of Modern and Contemporary Art, Korea.