История красоты за 100 лет: 1980-е как триумф румян «яблочек»
А вы знаете, как менялись тренды макияжа за последние 100 лет? Сейчас расскажем! В нашем бьюти-сериале «История красоты» мы изучаем каждую декаду под бьюти-микроскопом. Вот тут можно прочитать про эпоху 1930-х, когда тотальный макияж стал распространяться по миру.
Здесь — про военные 1940-е и красную помаду как символ сопротивления милитаризму. Вот это история о важнейшем для бьюти десятилетии — 1950-х, а тут про дискотечные 1960-е и сексуальные 1970-е.
А сегодня мы рассказываем о ярких 1980-х. Для большей части мира — это время экономической стабильности. А еще — объемных рокерских причесок и широкого румянца от яблочек щек до виска. Но обо всем по порядку.
На взгляд из 2022 года в моде 1980-х все было слишком: слишком узкое, слишком объемное, слишком яркое, слишком откровенное, слишком странное. Но после 1970-х людям казалось, что бесконечная вечеринка закончилась. Европа и Америка узнали про ВИЧ, все остепенились, надели костюмы и занялись карьерой.
Западный мир как-то приуныл: психологи называют это десятилетие «эрой меланхолии». Некоторые исследователи писали: от депрессии больше всего страдают или незамужние женщины, или женщины, слишком занятые профессией. Сьюзен Флауди в книге «Обратная реакция» разгромила эту гипотезу в пух и прах.
Она отметила растущее давление на женщин: общество обязывало их быть суперженщинами, излучая на работе деловую строгость, а дома — беззаботную чувственность. Конечно, этот несколько шизофренический подход к социальной роли женщины отражался на моде в одежде и макияже: она была немного безумной.
Мода делает поворот
Женский силуэт 1980-х — широкие плечи, тонкая талия, округлые бедра — результат всеобщего увлечения шейпингом (спасибо, Джейн Фонда). Люди стали инвестировать во внешность и хотели хвастаться идеальным телом.
Типичная женщина эпохи носила деловые костюмы с мини-юбками и объемными пиджаками, как в сериале «Династия», или широкие юбки и романтичные шелковые блузки с воротниками-стойками, воланами и галстучками, как принцесса Диана, и легко могла надеть ультра-мини, легинсы и кожу. Одновременно мир моды переживал сильное влияние японских дизайнеров Ёзди Ямамото, Кендзо Такады, Иссей Мияке: тело стали прятать, так появился термин оверсайз.
Как красились в 1980-е
В макияже 1980-х слово «акцент» неуместно: подчеркивали все — глаза, брови, губы, скулы. Главным средством в косметичке стали румяна: розовые, красные, терракотовые. Их наносили высоко на скулы щедрыми мазками: красивыми считались лица с высокими скулами и выраженными подбородками.
Вся косметика была сверкающей, глянцевой. Модным был и монохромный макияж (розовые тени, розовые румяна, глянцевая розовая или красная помада), и, наоборот, в одном макияже допускались более двух оттенков теней, яркие розово-сиреневые или терракотовые румяна и перламутровая помада.
Тени предпочитали голубые, бирюзовые, синие, розовые, фиолетовые, зеленые, серебристые — все перламутровые. Их наносили до самых бровей, иногда даже растушевывали к вискам влажным аппликатором. Глаза полагалось очерчивать по контуру черным, стрелка стремилась к бровям.
Ресницы в два-три слоя прокрашивали тушью, и чаще даже не черной, а цветной: синей, фиолетовой или зеленой. Брови были широкими, темными и прямыми. Губы — еще один яркий акцент: девушки четко прорисовывали контур темным карандашом и наносили коралловую, оранжевую, коричневую, кислотно-розовую или серебристо-фиолетовую помаду, тоже с перламутровым блеском.
В 1980-х впервые появилась «вкусная» помада: Avon и Maybelline начали делать блеск для губ с запахом шоколада, клубники, яблока и апельсина.
Иконы макияжа
Два полюса в образах — бунтарка Мадонна и романтичная Леди Ди. Первая носила темные румяна на бледном лице и лохматы широкие брови, небрежно подводила глаза, постоянно экспериментировала с челкой.
На другом поле играла Диана Спенсер. Считалось, что макияж принцессы немного смелее, чем подобает особе из королевской семьи. У Дианы была отличная кожа, а темные круги под глазами и едва заметный купероз она маскировала плотным консилером.
Леди Ди всегда пользовалась пудрой и красила губы перламутровой помадой ягодных оттенков. В 1980-х она подводила глаза ярко-голубым лайнером и только начале 1990-х, когда стала сотрудничать с визажистом Мэри Гринвелл, перешла к коричневым и кремовым подводкам.
Ресницы красила в три слоя: сначала приподнимала и прокрашивала корни, потом уголки, потом наносила слой по всей длине. Тщательно поработанные нижние ресницы — от внутреннего уголка глаза к внешнему зигзагообразными движениями — делали взгляд принцессы таким выразительным.
В 1980-х на экраны выходит сериал «Династия» о жизни семьи нефтяных магнатов. Его смотрели не столько из-за сюжета и актерской игры, сколько из-за нарядов, причесок и макияжа героинь, Алексис и Кристл.
Женщины повторяли гламурный макияж Джоан Коллинз. Зрители забрасывали студию просьбами поделиться эскизами костюмов, и первым 200 счастливчикам их даже отправили, а потом студия начала продавать выкройки. Появилась линейка товаров Dynasty. В нее вошли духи Forever Krystle за $150 (хит продаж), вечерние платья за $800, пальто из шиншиллы за $200 тыс., колготки за $3 и пр.
Главный визажист эпохи
Макияж 1980-х подводил все женские лица под один знаменатель — пропорции должны были быть идеальными. В итоге макияж становился маской — и это ужасно не нравилось визажистку Кевину Окоину, который из сегодня кажется самым главным инфлюенсером той эпохи (вот тут можно подробнее прочитать о его вкладе в развитие мейка).
В 20 лет он переехал из Луизианы в Нью-Йорк и в первый год жил в полной нищете, бесплатно делая макияж моделям для портфолио. Его талант и энтузиазм заметили, и скоро он уже красил знаменитостей для Vogue; обложка журнала с Синди Кроуфорд с макияжем Кевина стала сенсацией. Его карьера резко рванула вверх, и он быстро сделался одним из самых высокооплачиваемых визажистов в истории.
В 1988 году Кевина наняли Revlon, и он разработал линию Nakeds, которая произвела революцию. До этого все тональные кремы были розовых и персиковых оттенков, они мало кому подходили и ложились на лицо театральной маской.
Кевин разработал крем с желтым подтоном, несколько вариантов для любых оттенков кожи и предложил нейтральные тона помады и румян: никакого блеска, никакой яркости; не рисовать на лице универсальную маску, а показывать свое, единственное в мире лицо.
Кевин был главным послом естественной красоты в мире 1980-х, и сейчас на обложках модных журналов мы читаем его послание: нет никакой «нормы», все разные, суть красоты — в индивидуальности. С этим посланием человечество и вошло в 1990-е.
Какие бренды появились в 1980-е
- Montagne Jeunesse.
- Barry M.
- M·A·C Cosmetics.
- Make Up For Ever.
- Melvita.
- SK-II.
- Burt's Bees.
- John Frieda.
Какая косметика появилась в 1980-е
- Пудра Prisme Visage, Givenchy. В коробочке впервые было сразу четыре оттенка: желтый для выравнивания, зеленый, чтобы корректировать покраснения, голубой, чтобы нейтрализовать желтизну, розовый для свежести.
- Пудра Météorites Perles, Guerlain. Пудра впервые вышла в виде маленьких шариков разного цвета: зеленый скрывал покраснения, сиреневый устранял тусклость, розовый освежал кожу, белый осветлял, золотистый и перламутровый добавляли сияния.
- Бальзам Carmex в узнаваемом сегодня желтом тюбике с красной крышкой.
Какая парфюмерия появилась в 1980-е:
- Poison, Dior.
- Turbulences, Revillon.
- Paloma Picasso, Paloma Picasso.
- Obsession, Calvin Klein.
- Samsara Eau de Parfum, Guerlain.
- Coco, Chanel.
- Magnolia, Yves Rocher.
- Donna, Sergio Tacchini.
- Venice, Yves Rocher.
- Fahrenheit, Dior.
- Cool Water, Davidoff.
- Knowing, Estée Lauder.
- Paris, Yves Saint Laurent.
- Creation, Ted Lapidus.
- Ca Sent Beau, Kenzo.
- «Злато скифов», «Новая заря».
Фото обложки: Getty Images.