История красоты за 100 лет: 1940-е. Красная помада как символ сопротивления
«Я помню каждую деталь. Немцы были в сером, а ты — в голубом». Пересматриваем «Касабланку»: Вторая мировая война, в кафе у Рика танцуют, тайно играют в азартные игры и много пьют, у героини Ингрид Бергман прическа с валиками, глаза, скромно подведенные по линии роста ресниц, подчеркнутые брови и яркая помада. На планете бушует Вторая мировая, а женщины изо всех сил стараются выглядеть нежными и чистыми, как мечта о мире.
В предыдущее десятилетие 1930-е мода диктовала обрах good wife, хранительницы очага, но теперь все переменилось. Женщины 1940-х работают и сражаются рядом с мужчинами. Но этого недостаточно, женщина должна еще вдохновлять воина на победу, поднимать моральный дух своей красотой. Макияж стал главным оружием патриотки. Американские солдаты шлют письма в Vogue: «В такие дни выглядеть непривлекательно — аморально, это предательство». Именно в 1940-е появился знаменитый бюстгальтер-пуля: ничто так не поднимало моральный дух, как торчащая грудь.
Красная помада как символ сопротивления
Но было еще кое-что, из-за чего даже самые убежденные суфражистки, не желающие никого вдохновлять, подолгу просиживали у зеркала с пуховкой и тушью. Все знали, что Гитлер терпеть не мог макияж, а красную помаду просто ненавидел. Он считал, что истинная дочь Рейха не должна краситься и запрещал косметику женщинам из своего окружения.
Элизабет Арден, которая еще в 1910-х лично раздавала красную помаду на митингах суфражисток, сочла своим долгом немедленно выпустить помаду победного красного оттенка Victory Red. Ее конкурентка Элена Рубинштейн создала Regimental Red, то есть «красный полковой». Свой победный Red был тогда и у других уважающих себя косметических компаний: британская Cyclax, например, выпустила Auxiliary Red — «помаду для женщин на службе».
Красная помада и макияж вообще стали символом сопротивления фашизму: теперь женщины красили губы, чтобы приблизить победу. Отказ от косметики означал бы «мне все равно, победим мы фашизм или нет», и крупнейшие производители косметики строили на этом рекламные кампании.
Американский производитель Tangee, который в 1930-е прославился выпуском первых помад-хамелеонов, запустил большую кампанию «Война, женщина и помада»: «Никакая помада, наша или любая другая, не выиграет войну. Но это показывает главное, за что мы боремся: мы боремся за драгоценное право женщин быть женственными и прекрасными независимо от обстоятельств».
По заказу американского правительства Арден разработала и выпустила набор для женщин-военнослужащих, в который вошли красная помада и красный лак для ногтей. Свой новый цвет она назвала Montezuma Red, и это был привет морпехам: в их гимне есть обещание сражаться за свою страну «от чертогов Монтесумы до берегов Триполи». В Британии Черчилль лично высказывался о важности производства губной помады, а правительства включали ее в сухпайки для фронтовичек.
А когда 15 апреля 1945 года британские войска освободили Берген-Бельзен, концлагерь на севере Германии, Красный Крест отправил туда коробки с красной помадой.
Макияж 1940-х: или о важности вазелина
Если сравнивать модные образы 1930-х и 1940-х, видно, что на смену роковой изможденности пришла здоровая энергичная красота. Модели в кадре — с убранными валиками волосами, полностью открывающими лоб, а макияже — акцент на брови и губы, всегда красные ногти.
Тональные средства могли быть темнее натурального цвета кожи, но пудры — светлее, в итоге лицо выглядело здоровым, но не загорелым, как у флэпперов. Самым любимым тональным средством 1940-х оставалась коробочка Pan-Cake Make-up, выпущенная Max Factor еще в конце 1930-х. Pan-Cake распределяли по лицу влажным спонжем, и после высыхания он оставлял на лице гладкое и матовое покрытие.
Губы красили в технике The smear, которую Макс Фактор придумал еще в 1930-х: помада наносилась чуть-чуть выше естественной границы губ, и для блеска допускалось использовать каплю вазелина.
Аристократическая скульптурность лица вышла из моды, румяна перестали наносить узеньким треугольником под скуловой косточкой — теперь их широким мазком распределяют по всей скуле, румян, впрочем, берут немного. В 1940 году Revlon выпустил первые кремовые румяна в стике, но в войну хорошую косметику купить трудно, поэтому вместо дефицитных румян часто используют помаду.
«Колоссальное значение приобретают брови». Выщипывание в удивленную ниточку и тем более полное сбривание бровей забыты. Женщины подрисовывают брови карандашом и укладывают волоски вазелином.
Ресницы красят черной или коричневой тушью — тут вне конкуренции брусок от Maybelline. Глаза скромно подводят по линии роста ресниц: стрелки стали рисовать только после войны, но и то или вовсе без хвостиков, или с очень короткими, немного расширенными к внешнему краю.
Конечно, производство косметики сильно снизилось, даже идеологически нужной красной помады на всех не хватало. Поэтому Европе женщины массово красили губы красным вином или свеклой, ресницы — сапожной ваксой, веки — древесным углем; маски для лица и рук делали из размятой картошки, банановой кожуры и лимонного сока.
Голливудский макияж
Как повелось с 1930-х, искусству макияжа и прически девушки учились в темноте кинозалов, у голливудских звезд. С легкой руки Риты Хейворт в моду вошли рыжие волосы и накладные ресницы. Ингрид Бергман наотрез отказалась выщипывать брови и задала тренд на их естественную ширину.
Джейн Рассел первой стала подбирать оттенок ногтей к оттенку губ, предпочитая яркие и сочные цвета, а Вероника Лейк изобрела стиль peekaboo, «прятки». Легенда гласит, что у Вероники просто расстегнулась заколка на фотосессии, но вскоре миллионы женщин стали закрывать один глаз прядью волос.
Дошло до того, что актриса получила письмо от правительства с просьбой изменить прическу: работницам оружейных заводов модная прядь мешает собирать снаряды, она ведь может и в станок попасть, прекратите это! Вероника, конечно, прекратила и стала причесываться как все.
А как причесывались? В военные годы в моде были полудлинные прически с завитыми вниз концами, валики по бокам проборов и челки, ярусами уложенные надо лбом. Длинные волосы собирали в «венчик мира», объемный пучок, и укладывали на лбу крупный локон. Вместо шляпок все стали носить платки (даже и с вечерними платьями) и крутить тюрбаны, под которыми можно было спрятать отсутствие прически.
New look Кристиана Диора: прощай, оружие!
Война в Европе закончилась в конце 1945-го, но ощущение войны еще долго витало в воздухе. Люди продолжали, как советовала Хемингуэю Гертруда Стайн, носить «простую удобную одежду и покупать картины людей вашего призывного возраста». Мода оставалась по-военному удобной: широкие плечи, укороченные юбки.
По-настоящему послевоенной она стала только в 1947 году, благодаря молодому кутьрье Кристиану Диору. Он первым позволил себе не считать метры ткани, потраченной на юбки. Предложенные им наряды: пышные юбки, тонкие талии, декольте, элегантные костюмы, почеркивающие точеные фигуры — все это произвело фурор.
Его конкурентка Коко негодовала: этот Кристиан не одевает женщин, а набивает их! Диор надменно поднимал глаза: «Элегантная женщина не ездит на велосипеде!»
Новому образу нужен был новый мейк, и в 1948 году его предложил Макс Фактор-младший (основатель бренда, Макс Фактор, умер в 1938 году. Его сын Фрэнк изменил имя на Макс Фактор-младший и продолжил дело отца): акцент на глаза, нежная кожа, светлая помада. Время Victory Red закончилось. И все облегченно вздохнули. Можно было снова начинать мечтать.
Бьюти-бренды, которые появились в 1940-е
- Estée Lauder, 1946 год.
- Lancaster, 1946 год.
- The Face Shop, 1947 год.
- Pantene, 1949 год.
Косметика, которую придумали в 1940-х
- Первая стойкая помада Tru Color Lipstick, Max Factor, 1940 год.
- Помада Victory Red, Elizabeth Arden, 1941 год.
- Помада Regimental Red, Helena Rubinstein, 1941 год.
- PanStik makeup — тональный крем для лица в стике, Max Factor, 1946 год.
- Домашний спа-набор от Elizabeth Arden. В набор вошла пластинка с рекомендациями по применению продуктов и советами по уходу за собой, 1940 год.
Ароматы, созданные в 1940-е
- Snuff, Schiaparelli, 1940 год.
- Arôme 3, D'Orsay, 1943 год.
- Bandit, Robert Piguet, 1944 год.
- Femme, Rochas, 1944 год.
- White Shoulders, Elizabeth Arden, 1945 год.
- Coeur-Joie, Nina Ricci, 1946 год.
- Ma Griffe, Carven, 1946 год.
- Vent Vert, Balmain, 1947 год.
- Miss Dior, Christian Dior, 1947 год.
- Fracas, Robert Piguet, 1948 год.
- L'Air du Temps, Nina Ricci, 1948 год.
- Rose, Сaron, 1948 год.
- English Leather, Dana, 1949 год.
Фото обложки: Джейн Расселл, 1940. Getty Images