Безумные электрические процедуры 1920-х: непридуманное из истории красоты
Думаете, у вашей прабабушки не было эпилятора, электромассажера или вакуумного очистителя кожи? Вполне могли быть! Эти девайсы появились в веселые 1920-е, в эпоху джаза и электричества. О том, как весело их применяли рассказывает искусствовед и историк моды Ольга Хорошилова.
Хомо электрикус
В журналах 1920-х часто можно встретить такой заголовок: «Наука и ученые твердо стоят на службе у современной жизни и моды». Тяжело, конечно, но не поспоришь. Наука и правда самозабвенно служила и жизни, и моде. Потакала всем изощренным капризам.
Хотите неоновую рекламу в полнебоскреба? Пожалуйста. Быстрые лифты со светомузыкой? Нет проблем. Стиральную машинку в геометрическом стиле? Да сколько угодно. Мини-бар в вашей полугоночной «изотта фраскини»? Легко.
Ученые раскрыли, кажется, все секреты электричества и радовали модниц новинками — техники, дизайна, спорта и даже любви. Электричество стало невероятно модным.
Все с ума сходили от цвета электрик — серо-синего с металлическим отблеском.
Платья в этом оттенке создавали модные дизайнеры Ланвен, Пату, Пакен. Но лучшие, утверждал всезнающий Vogue, «приобретают в Париже, на рю Камбон, у мадемуазель» — у Шанель, конечно.
В неоновых клубах в платьях электрик флапперы жарили шимми под разноцветными переливающимися прожекторами. А между танцами глотали коктейль «Электричество» — смесь граппы, вермута, лимонного сока и чего-то дьявольского небесно-голубого оттенка. Они танцевали без устали, ночами напролет. И светские хроникеры восклицали: «Это уже не люди. Это что-то другое. Это новая разновидность — homo electricus».
Они жили в электричестве, носили электричество, пили электричество. И придумали способы, как с его помощью хорошеть и сохранять вечную молодость.
Фантомаски
«Наш салон красоты оборудован по последнему слову техники», — когда флаппер, штудируя модный журнал, натыкалась на такие рекламные объявления, она точно понимала, что ее ждет. Ее ждал клинически чистый больнично-белый зал с кожаными креслами, каучуковыми топчанами, зеркалами, операционными лампами и стальными коробками с проводами. В салонах «по последнему слову» проводили электрические процедуры бьютификации.
Двое молчаливых бесполых существ в колпаках, перчатках и белых халатах до пят одевали клиентку: на полуобнаженное тело — резиновый передник, на ноги — бахилы, на голову — смешную каучуковую шапочку или бандаж. И маску на лицо.
Маска была, как у Фантомаса, из резины с ткаными вставками, прорезями для глаз и рта и с металлическими гнездами — в гнезда вставлялись проводки от электрических аппаратов. Одно бесполое существо садилось возле клиентки, второе вставало к аппарату и, нажав на рычаг, давало легкие электрические разряды.
Током омолаживали кожу. Впрочем, не только. С помощью бандажей, электрических вибраторов, машинок с каучуковыми щупальцами и колесиками массировали кожу лица и шеи. Так боролись с морщинами.
Тяжелыми жужжащими приборами, похожими на мини-пылесосы, очищали кожу от пыли, жира и черных точек. И даже с акне эти волшебные аппараты расправлялись в два счета — так, по крайней мере, утверждали журналы.
Электросалоны
Салонов, предлагавших электропроцедуры, было много и в США, и в старушке Европе. Они были и в швейцарских Альпах, и на золотисто-лазурном Палм-Бич. «Эти процедуры совершенно безопасны, рекомендованы уважаемыми врачами и лучшими специалистами бьютификации.
Они омолаживают, делают нас сильнее, стройнее. И, между прочим, одна моя знакомая совсем недавно благодаря этому курсу омоложения успешно вышла замуж. И теперь ей все завидуют», — так, мило сплетничая, глянцевая пресса рекламировала электросалоны.
Одним из лучших считался институт красоты, основанный актрисой Линой Кавальери. Эта черноглазая сопрано, звезда Прекрасной эпохи, любовница великих князей и великих спортсменов, в 1920-е сильно сдала, поблекла, стопталась. Но не унывала. Она снималась в кино и зарабатывала немалые деньги на изъянах старых богачек.
Электропроцедуры длились в ее институте от двадцати минут до нескольких часов. Все зависело от пожеланий и возможностей клиенток.
После процедур их разоблачали, освобождая от резиновой брони. И к дамочкам в кабинет прибегали массажистки — все, как одна, юные, глупые и говорливые, — трещали о последних новостях и ритмично втирали кремы в лицо, шею, руки.
Кремы были особые — специально для постпроцедурного массажа. Их производили тогда Elizabeth Arden, Helena Rubinstein, Arizane, Vivaudou, Luchon. Но в институте красоты Лины Кавальери во всех смыслах втирали свой крем — Masque Glacial, легкий, мягкий, нежно пахнувший чайной розой.
Говорили, что сотрудники института сочинили его по рецептам самой Марии Стюарт. Этой королеве, как известно, отрубили голову. И Кавальери надеялась, что ее клиентки будут красиво терять свои от дивного крема.
Долой волосы! Да здравствуют волосы!
Сложно поверить, но электроэпиляторы тоже родом из двадцатых. Появились они под влиянием моды. Многие-многие века женщины носили длинные юбки и толстые чулки — о надоедливых волосках вспоминали нечасто. Но в начале 1920-х чулки сделались полупрозрачными и эластичными.
Юбки стремительно укорачивались и к 1926 году достигли колен. Брить ноги каждый день — муторно. Воск — сущая пытка. Нужно было средство быстрое и безболезненное. И ученые, стоявшие, мы помним, на службе у моды, такое придумали — электроэпиляторы. Они, конечно, были совсем не такими, как сейчас.
Инженеры хотели создать нечто портативное и небольшое. Но не смогли придумать способ, как в одну легкую пластиковую коробочку загнать станок, провода, трансформатор и еще длинноногую смазливую дамочку — оператора этого самого трансформатора. Первые эпиляторы были размером почти с полкомнаты.
На снимке 1926 года, таком редком, что мне пришлось за него побиться на аукционе, показана модель уже слегка уменьшенная. Сделана в Нью-Йорке и впервые представлена на выставке достижений новых технологий.
Субтильная операторша, сидя на табурете, держит станок, подключенный к трансформатору, и готовится безболезненно удалить очередную порцию волосков с ножки барышни, сидящей в специальном кресле. Конечно, сама по себе идея электрического эпилятора гениальна. Но мощностей у этих машин не хватало, да и размеры мало кого устраивали. К началу 1930-х о них забыли.
А вот электрическая ондуляция, наоборот, становилась все популярнее. В моде были прически Марселя — волосы, уложенные шелковыми волнами. Делали их по старинке — особыми ножницами.
Но в 1920-е ученые придумали электрическую альтернативу — bonnet, гигантский блестящий фен, похожий на шлем Орлеанской девы.
Он не только быстро высушивал волосы, но и укладывал их модными волнами. И дамы были на седьмом небе от счастья. Но иногда они все-таки возмущались. «Дорогой Vogue, — писала одна парижская мадемуазель, — я желаю сделать ondulation électrique, электрическую завивку, но это невозможно, в салонах очереди, сеансы расписаны на месяц вперед! Ке фэр?» — вопрошала она.
И журнал Vogue спешил ей ответить: «Нет ничего проще, дорогая мадемуазель. Просим, обращайтесь в этот салон (следует название с адресом и телефоном). Мы справлялись — там еще есть места. Спешите!»
Без электричества уже невозможно было прожить и дня. Говорили даже, что скоро с его помощью будут делать новых людей — с глазами из бакелита, кожей из хрома и костями из нержавеющей стали. А сердец у них вовсе не будет. Эти электрические, совершенные, красивые люди будут жить вечно. Но даже всезнающий Vogue не спешил делать прогнозы: «Время покажет, mesdames».
ЛЮДИ
ИСТОРИИ
Как разводились в СССР? Дорого, с допросом и после объявления в газете
ЛЮДИ
ИСТОРИИ
Как принимали ванны короли и королевы. С семьей и в очень холодной воде
ЛЮДИ
ИНТЕРВЬЮ
Всё, что нужно знать о российских духах: эксперты о тренде на «запах дубайских мужчин» и французских отдушках в масс-маркете и нише