1. Макияж
  2. Тренды
16 июля 2023

История красоты за 100 лет: каким был макияж сексуальных 1970-х

Сегодня на 76-м году из жизни ушла модель и актриса, легендарная Джейн Биркин. Вспоминаем о том, каким было ее время, и как ей удалось стать настоящим кумиром своего поколения.
16 июля 2023
7 мин

Добро пожаловать в наш бьюти-сериал о трендах в макияже за 100 лет! Вот тут можно прочитать про эпоху 1930-х, когда тотальный макияж стал распространяться по миру. Здесь — про военные 1940-е и красную помаду как символ сопротивления милитаризму. Вот это история о важнейшей в истории косметики декаде — 1950-х. А тут — про креативные мейки 1960-х. Ниже — наш рассказ о дискотечных 1970-е.

В законодателе трендов США 1970-е прошли под знаком победившей сексуальной революции. В те годы, по статистике, до 70% американок начинают сексуальную жизнь до брака. Стали бурно расцветать музыка и субкультура — именно они и определили макияжные тренды эпохи, как кино в 1930-х, модные журналы в 1940-х и телевидение 1950-х. Иконы макияжа теперь смотрят на аудиторию не с телеэкрана, а с конвертов пластинок и с концертных сцен.

Движение хиппи все еще на подъеме, грязной порочной розой расцветает панк, развивается клубная культура, появляется диско (привет, легендарный нью-йоркский клуб «Студия 54», где веселятся Лайза Миннелли, Шер, Бьянка Джаггер).

Дэвид Боуи делает себе яркий макияж, а за ним начинают краситься и другие мужчины: в особых случаях, для сцены, для вечеринок. Впервые андрогинность начинает считаться чем-то положительным: и женщины, и мужчины носят рубашки, джинсы и массивную обувь, отращивают волосы до плеч.

Как красились в 1970-х: три главных тренда

В макияже 1970-х выделялись три отчетливых тренда. Диско стиль: там правили бал шиммеры, перламутровые помады, румяна и тени. Перламутровыми тенями проще накраситься, блестки компенсируют недостатки текстуры, а главное — такой макияж эффектно выглядит в сумраке бара.

Косметику с мелкими блестками в 1970-х выпускают все крупные бренды: Estée Lauder, Elizabeth Arden, Revlon. Начались эксперименты с текстурами: так появлялись кремовые и жидкие тени. Сливовые тени у Revlon раскупали как горячие пирожки. Maybelline сделала ставку на голубые, серые, зеленые, фисташковые и персиковые оттенки.

Фото: реклама Revlon и Maybelline, 1970-е

Другая сторона бьюти 1970-х: макияж впервые начинает двигаться в сторону естественности. Известные девушки, например супермодель Верушка, ездили на фестиваль в Вудстоке и многое переняли от хипповской эстетики. Высокая мода тоже пригоршнями черпает из эстетики хиппи — на подиумах чуть ли не впервые можно увидеть распущенные волосы, цветные косынки, банданы с пацификами, фенечки.

Хиппи задали еще один тренд: они делали незаметный макияж, но глаза ярко красили тенями оттенка травы и свежей листвы, реже голубыми. Тени наносили на все верхнее веко, до самых бровей, складку века не подчеркивали вообще.

Фото: Стиви Никс, 1977

В это время Америку накрывает новая волна феминизма, и многие женщины отстаивают право выглядеть, как хотят они, а не как хотят мужчины: «Я не объект, а человек». Эти девушки почти не прорабатывали брови, только немного сужали их пинцетом и придавали небольшой изгиб, выбирали неяркие тени и румяна и пользовались блеском для губ, а не помадой.

Воплощением такого подхода к макияжу была Фэрра Фосетт, знаменитая «девушка в красном купальнике», звезда сериала «Ангелы Чарли». Фэрра ввела в моду три вещи: макияж, который не скрывает фактуру кожу, яркий загар и стрижку шег, или каскад с объемной челкой.

Каскадная стрижка позволяла создать впечатляющий объем: чем больше слоев, тем пышнее кудри. Концы волос завивали в направлении от лица, захватывая челку, закрепляли лаком, расчесывали, а затем нужно было встряхнуть головой, чтобы получить небрежный вид.

Фото: Фэрра Фосетт, 1976

Но даже в «макияже как у Фэрры» ресницы были густыми, несколько ресничек могли быть склеены. Эта мода отчасти была следствием качества туши, «несклеивающей» тогда почти не было. Мода на наклеенные ресницы тоже никуда не ушла — Твигги оставила карьеру модели, но продолжала активно жить, играла в мюзиклах и вообще блистала, а пока актуальна Твигги, актуален «выразительный взгляд».

Именно в 1970-х визажист Вэй Бэнди придумал дрейпинг. До него скулы корректировали тональным кремом и пудрой, а румяна просто наносили и почти не растушевывали. Бэнди изобрел выделять скулы румянами двух оттенков.

Темным оттенком румян и мягкой скошенной кисточкой под скуловой костью он проводил линию, параллельную линии челюсти, над ней проводил линию светлым оттенком и растушевывал границу между двумя цветами. Дрейпинг обожала Шер, любили Фэрра Фосетт, Дэвид Боуи (это можно увидеть на обложке его альбома Aladdin Sane в 1973 году).

Абсолютные иконы 1970-х: от Джейн Биркин до Марго Хемингуэй

В 1972 году вышел мюзикл «Кабаре», в котором 26-летняя Лайза Миннелли сыграла свою лучшую роль певички Салли Боулз, беззаботной птички в фашистской Германии накануне Второй мировой.

Для фильма Лайза вдохновляется макияжем и образом Марлен Дитрих: распахнутые глаза, черная подводка, длинные, отбрасывающие тень на скулы ресницы, поднятые брови… В исполнении Лайзы макияж получился трагикомическим, ее называли клоуном с разбитым сердцем.

Короткая стрижка с рваной челкой обрамила лицо, на котором глаза сразу засияли мрачными углями. «Я ни капли не сомневаюсь, что именно короткая стрижка имела решающее значение для моей карьеры», — говорила Лайза.

Фото: Лайза Миннелли в к/ф «Кабаре», 1972

Бьянка Джаггер, сейчас известная правозащитница и адвокат, в 1970-х тоже отжигала в «Студии 54», любила первого мужа Мика и была музой Энди Уорхола. Бьянка обожала богемный шик, брючные костюмы, меховые накидки, боа из перьев, трости с набалдашниками, чокеры, тюрбаны и шляпы.

На свой день рождения в 1977 году она подъехала к «Студии 54» на белой кобылице, похожей на единорога: «У нее был взгляд точь-в-точь как у меня». Этого единорожьего взгляд Бьянка добивалась смоки айс и прокрашенными бровями.

Фото: Бьянка Джаггер, 1977

Во Франции первой красавицей считалась Катрин Денев. В 17 лет она встретила Роже Вадима (ему было 32), и он уговорил ее осветлить волосы, стать «эффектной блондинкой Денев». Катрин не любила яркий макияж, особенно цветные тени, просто подводила глаза, красила ресницы и выбирала помаду цвета карамели.

Она считала, что важнее всего ухоженные брови: «На съемках я часто разговариваю с гримерами о том, как важно правильно подчеркнуть брови. Это главный штрих макияжа, даже важнее, чем глаза».

Фото: Катрин Денев в рекламе Chanel № 5, 1979

Именно Катрин Денев была лицом Chanel № 5 в 1970-х, есть мнение, что прославилась она тогда не столько ролями, сколько рекламным роликам, которые постоянно крутили по телевизору.

Почетное место в пантеоне красавиц 1970-х занимала Джейн Биркин. Как многие великолепные европейские девушки (до нее Брижит Бардо, после нее Катрин Денев), она долго была в романтических отношениях с Сержем Генсбуром. Серж помог Джейн поверить в то, что она красивая: до встречи с ним она страшно комплексовала из-за внешности и отчаянно раскрашивала лицо.

«Я использовала столько туши и теней для век, что мой отец говорил, что я выгляжу как Клеопатра. Правда, мода того времени очень помогла мне: я носила мини-юбки и стрижку с челкой, чтобы чувствовать себя хоть немного привлекательной».

Фото: Джейн Биркин и Серж Генсбург на сьемках к/ф «Марихуана, 1970

Забавно, что Джейн считала дискотечный макияж с цветными тенями «ужасным». Она использовала светлые тени, рисовала тоненькую стрелку по верхнему ресничному краю, густо красила ресницы, особенно тщательно прорабатывая нижние.

Румян она использовала совсем немного и выбирала помаду нейтрального оттенка. Губы она красила намеренно небрежно, без идеально ровного контура, чтобы они выглядели зацелованными. Джейн родилась в Великобритании и так никогда и не переняла французский подход к красоте, она вообще не заморачивалась.

Ее мама могла вымыть голову средством для мытья посуды. Джейн так далеко не заходила, но особо не усердствовала. Единственное — всегда очень тщательно ухаживала за зубами: «Мама говорила: береги зубы, потому что вставные унизительны».

Фото: Марго Хемингуэй на обложке Vogue, 1970-е

Марго Хемингуэй была канонической американской красавицей: высокой, пышущей здоровьем скуластой блондинкой с удлиненным разрезом глаз. Знаменитый дедушка воспитал ее в своем незамысловато-брутальном духе. Однажды Марго отлупила Франсуазу Саган, которая отозвалась о Хемингуэе как о третьесортном писателе.

В 16 лет она бросила школу и начала подрабатывать моделью, а в 20 ее портрет украшал обложки Vogue, Elle, Cosmopolitan, Harper’s Bazaar. Марго — первая в истории женщина с титулом супермодели: до нее никто не подписывал контракт с гонораром в $1 млн, а Марго получила свой миллион от косметического концерна Faberge за рекламу аромата Babe: «Я ненавидела эту вонь, но мое лицо стало одним из самых узнаваемых в Америке».

Возможно, именно Марго ввела моду на широкие брови: у нее они были натуральные, «дикие», таких не было больше ни у кого. Марго говорила: «Зачем мне удостоверение личности, когда со мной мои брови?»

Фото: Марго Хемингуэй в рекламной кампании аромата Babe, 1976

Не все иконы макияжа 1970-х вышли без потерь из этого развеселого десятилетия. Депрессии, зависимости, кризисы… Самым трагичным был финал красавицы Марго Хемингуэй — она покончила с собой. В 1980 году Лайза пела на прощальной вечеринке «Студии 54» — самый известный ночной клуб планеты закрылся. На пороге макияжной моды стояло новое десятилетие.

Фото: Грейс Джонс на вечеринке в «Студии 54», 1978

Бренды, которые появились в 1970-е

  • The Body Shop.
  • Versace.
  • Sisley.
  • Somatoline.
  • Korff.
  • Phyto Sintesi Rilastil.

Знаменитая косметика, которая появилась в 1970-е

  • Тушь Great Lash, Maybelline (в состав основы формулы впервые вошла вода, ее стало легко снимать).
  • Бальзам для губ Original Lip Balm, Carmex.
  • Крем для рук Jeunesse des Mains, Clarins.

Парфюмерия, которая появилась в 1970-е

Фото: реклама Chanel № 19, Amazone, Hermès, 1970-е
  • Rive Gauche, Yves Saint Laurent.
  • Charlie, Revlon.
  • Havoc, Mary Quant.
  • Inoui, Shiseido.
  • Chanel № 19, Chanel.
  • Alliage, Estée Lauder.
  • Amazone, Hermès.

Фото обложки: Джейн Форс, 1970/Getty Images.

Комментарии
Вам будет интересно