1. Люди
  2. Истории
10 июля 2023

Как связан макияж коленей и борьба за права женщин. Полная история мейка ног

Да, рисунки на коленях, румяна на коленях, потом стразы и не только, критика со стороны именитых дизайнеров. И конечно, погоня за загаром.
10 июля 2023
7 мин

Макияж давно не ограничивается только лицом. Ноги — тоже часть истории макияжа. Летом мы чаще об этом вспоминаем, хотя мейк этой части тела не новая история. За последние 100 лет произошло много изменений в трендах и предпочтениях, касающихся макияжа ног.

Разбираемся, что влияло на эти изменения, что было важно для женщин в прошлом веке, какие средства и техники они использовали и что происходит в мире ног сегодня.

Колени флэпперов

Впервые макияж ног, а точнее коленок, начали делать флэпперы. Этим словом в 20-х годах прошлого века называли эмансипированных молодых девушек, которые боролись с социальными ограничениями и активно выражали свою независимость и стремление к свободе.

Флэпперы стали первыми носить укороченные юбки и приспущенные чулки (или же вовсе ходить без них), а макияж коленей стал для них способом привлечь внимание к области женского тела, которая раньше была закрыта. Для этого они использовали румяна — у женщин того времени их было несколько: кремовые, порошковые и жидкие.

К середине 20-х годов тренд на нанесение румян на колени превратился в настоящий боди-арт — женщины стали украшать свои колени целыми рисунками. Одни делали это сами, используя акварель или масляные краски, другие полагались на талантливых художников. Дизайны варьировались от инициалов своих возлюбленных до цветочных мотивов, пейзажей и даже портретов.

Девушка-флэппер и боди-арт на коленях. The Makeup Museum.

Мода на раскрашенные колени просуществовала около 10 лет и с тех пор была забыта на несколько десятилетий — до 60-х. Но тогда рисунками на коленях занялись не художники, а визажисты, и конечно, вместо масляных красок и акварели они использовали декоративную косметику.

Первый задокументированный макияж коленей принадлежал Уильяму Лоу — директору по макияжу популярного в то время и не существующего сегодня бренда Charles of the Ritz.

В конце февраля 1965 года он нарисовал пару глаз на коленях модели для вечеринки, назвав это «последним трендом в поп-оп-красоте» (поп-оп — это микс поп-арта и оптического искусства (оп-арт), которые были очень популярны в то время).

Поп-оп на коленях. The Makeup Museum.

К лету 1965 года этот тренд стал доступен массам, а еще через год крупные производители косметики начали выпускать комплекты для макияжа ног и коленей. Например, Estée Lauder кроме контурной пудры и хайлайтера выпустили еще и специальные стразы, которые можно было клеить на колени.

У легендарного бренда Fabergé (да, роскошные ювелирные украшения и императорские пасхальные яйца — это тоже они, но в США Fabergé знали исключительно как косметический бренд) вышел набор Kneesies, в котором были специальные краски для тела красного, синего и желтого цвета.

Ultima II, один из брендов американской косметической компании Revlon, выпустил набор Stemwear, куда входили специальный лосьон для ног, который скрывал синяки и другие несовершенства, жидкие румяна для коленей и палетка под названием Leg Art — в нее входили четыре цвета, которые можно было смешивать.

Компания также привлекла известного fashion-иллюстратора Джо Эула, который придумал несколько мейкапов для коленей. Его работы опубликовали в майском номере журнала Life и в июльском выпуске Harper's Bazaar 1966 года (Harper's Bazaar провозгласил 1966 год «годом ног»).

Журнал LIFE, 20 May 1966, The Makeup Museum.

Тогда набор Revlon был официально признан первым набором для макияжа ног на рынке, хотя его выпустили примерно в то же время, что Estée Lauder и Fabergé. К лету 1967 года макияж коленей превратился в макияж всей ноги, когда компании Coty Originals (сегодня Coty принадлежат такие бренды, как Burberry, Kylie Jenner, Lancaster и Bourjois) и Givenchy одновременно выпустили наборы для макияжа ног в оттенках, имитирующих яркие чулки.

Несмотря на популярность тренда, его поддержали не все. Например, итальянец Пабло Манцони, один из первых визажистов-суперзвезд в мире моды и креативный директор Elizabeth Arden, в своей работе вообще «отказался иметь что-либо общее с макияжем коленей».

Нельзя сказать, что макияж коленей был популярен долгое время — к началу 70-х он окончательно вышел из моды. Частично из-за того, что в то время случился бум широких брюк с высокой талией и стрелками и колени снова оказались закрытыми.

Тот факт, что пик популярности макияжа коленей пришелся на 20-е и 60-е годы, можно объяснить тем, что в оба эти десятилетия остро стоял вопрос о правах женщин — их положение в обществе постепенно улучшалось.

The idea of Body Paint. Crazy! Coty Originals Body Paint, рекламный плакат, 1967, Amazon.

Возможно, макияж коленей был побочным продуктом этого социального развития. Американская писательница и историк моды Марлен Комар считает, что в то время «женщины обратились к макияжу коленей, чтобы не только проявить свою креативность и повеселиться, но также утвердить независимость, осознать свою сексуальность и определить себя как новое поколение современных женщин».

Жидкие чулки

Если коленки разукрашивали в 20-х и 60-х, то бум на макияж ног пришелся на 40-е. Эта история тесно связана с нейлоновыми чулками и с их дефицитом во время Второй мировой войны.

В феврале 1937 года американский химик Уоллес Хьюм Карозерс запантеновал нейлон — чудо-волокно, на разработку которого у ученого ушло 12 лет. Он работал в химической компании DuPont, которая в то время специализировалась на изготовлении взрывчатых веществ — пороха и динамита.

Но благодаря Карозерсу в октябре 1938 года на Всемирной выставке в Нью-Йорке DuPont представила новое изобретение — нейлоновые чулки. Слоган рекламной кампании звучал так:

«Носить чулки из шелка, а не из нейлона, — это все равно что отдать предпочтение коню перед автомобилем».

Ажиотаж вокруг нейлоновых чулок был огромный, и на это есть причины: по сравнению с шелковыми, которые были у женщин ранее, нейлоновые чулки не растягивались на коленях и пятках, легко надевались, плотно облегали ноги и не сползали.

Женщины были в восторге, но радость длилась недолго: после начала Второй мировой войны нейлон был объявлен стратегическим материалом — из него изготовляли военное обмундирование, походные рюкзаки, шины и многое другое, поэтому DuPont в несколько раз сократили изготовление чулок.

Американские власти усугубили ситуацию, объявив по всей стране сбор старых чулок, которые шли на изготовление пороховых мешков и парашютных строп. Американские города заполонили плакаты, на которых pin-up-девушки кричали: «Мне нужны твои чулки!»

Женщинам стали выдавать карточки, но не продуктовые, как в СССР, а чулочные — в год можно было купить не больше шести пар. Из-за этого женщины стали беречь чулки, например не носили их летом. Именно тогда и появился новый тренд — имитация чулок с помощью макияжа.

The Makeup Museum.

Многие косметические компании, среди которых Revlon, Max Factor, Helena Rubinstein и Elizabeth Arden, начали выпускать специальные «жидкие» чулки. Создать идеальный продукт удавалось не всем — часто средство расслаивалось в бутылке, слишком быстро сохло, да и в целом его было не очень удобно наносить и смывать.

Поэтому производители долгое время находились в поиске правильных формул. Чтобы увеличить продажи жидких чулок, универмаги начали открывать специальные отделы, где женщины могли покрасить свои ноги и получить советы по правильному нанесению средств (и конечно, купить их).

Знаменитая предпринимательница и основательница косметической империи Хелена Рубинштейн пошла дальше и в 1943 году открыла Bare-Leg Bar в своем салоне на Пятой авеню в Нью-Йорке. Там предлагался полный спектр услуг для ног — от педикюра до увлажнения кожи и нанесения тех самых жидких чулок. В день открытия бара покупательницам продемонстрировали и новые продукты, например чулки в форме спрея и стика.

В то время во многих салонах красоты появилась еще одна новая услуга — на ногах сзади начали рисовать «швы» от чулок, чтобы добиться максимально реалистичного эффекта. Услуга была недешевой, но пользовалась популярностью, ведь самой нарисовать ровную линию по всей ноге практически невозможно.

Некоторые салоны шли дальше и рисовали своим клиенткам не только швы, но и штопки и даже резинки для чулок — это уже был самый настоящий боди-арт.

После окончания войны нейлоновые чулки вернулись на рынок, и постепенно спрос на средства для макияжа ног упал. И в имитации заднего шва тоже не было необходимости, потому что в этот период делать чулки стали уже без него.

А что сегодня?

Мода на мейк ног вернулась только в 2000-х, но его суть изменилась: с его помощью стали корректировать форму ног — делать их визуально стройнее и длиннее, а также подчеркивать загар. Сегодня ноги в идеале должны выглядеть подтянутыми, а кожа на них — сияющей.

На красных ковровых дорожках визажисты смело используют техники скульптурирования, чтобы привлечь внимание к ногам своих клиентов. Если у звезд на красной ковровой дорожке образ с открытыми ногами, то можно быть уверенным: их макияжем занимались не меньше, чем лицом и прической.

Продуктов, разработанных специально для ног, довольно мало — как правило, для этого используют косметику для тела и лица. Но есть один абсолютный бестселлер — это спрей Airbrush Legs от Sally Hansen, который появился на рынке в 2004 году.

Он маскирует все неровности на коже и придает ногам легкий оттенок загара. Несмотря на то что бренд специализируется на средствах для ухода за ногтями, их спрей для ног стал невероятно популярен — если верить представителям компании, в мире каждую минуту продается по две упаковки (к сожалению, на данный момент его нельзя купить в России).

Считается, что, чтобы макияж ног получился удачным и долго держался, кожа должна быть в идеальном состоянии — гладкой и увлажненной.

Если 100 лет назад для этого использовали исключительно натуральные средства, такие как оливковое масло, то теперь все проще: нужно только выбрать подходящий скраб и крем для тела — при нынешнем изобилии классных средств на рынке это несложно. Красивого загара можно добиться с помощью бронзатора (или с помощью отдыха на море, но бронзатор купить легче).

Скульптурирование ног обычно делают косметикой, предназначенной для лица, хотя сейчас в линейках многих брендов встречаются тональные средства и для тела — такие есть, например, у Dior, Estée Lauder и MAC.

Самим делать себе макияж ног не очень удобно, но бьюти-тьюториалов на эту тему достаточно — и в TikTok, и в Instagram. Если еще не пробовали — торопитесь, лето скоро закончится. В заключение вспомним слова Марлен Дитрих: «Мои ноги не так уж красивы, просто я знаю, что с ними делать».

Больше образов, новостей и историй в наших каналах в Telegram и «Дзен». Подписывайтесь!

Фото: Midjourney.

Комментарии
Вам будет интересно