1. Макияж
  2. Тренды
08 апреля 2023

История красоты за 100 лет: бунтующие 1960-е и ставка на глаза

Как здорово было жить в это десятилетие — креативный макияж захватил сердца. Забавный факт: супермодель Твигги красилась, чтобы быть похожей на свою большеглазую куклу. Вскоре накладные ресницы марки начали продавать рулонами.
08 апреля 2023
6 мин

Добро пожаловать в наш бьюти-сериал о трендах в макияже за 100 лет! Вот тут можно прочитать про эпоху 1930-х, когда тотальный макияж стал распространяться по миру. Здесь — про военные 1940-е и красную помаду как символ сопротивления милитаризму. Вот это история о важнейшей в истории косметики декаде — 1950-х. А ниже — рассказ про 1960-е.

Если 1950-е были важнейшей декадой для развития макияжа, то 1960-е — это прорыв в моде. Именно тогда изобрели мини-юбки, которые носили с короткими стрижками, а еще макси-сарафаны в цветочек, которые дополняли начесами. В макияже кукольная детскость Твигги легко уживалась с чувственностью Брижит Бардо и гламурностью Элизабет Тейлор.

Модный пульс планеты бился в Лондоне. Париж и Нью-Йорк как будто замерли, «донашивая» пятидесятнический диоровский new look, плотный грим и жемчуг, как будто нет ни сексуальной революции, ни войны во Вьетнаме, ни полета Гагарина. А в Лондоне появляются первые крошки-бутики, мода в которые приходит прямо с улиц, готовая одежда становится популярнее, чем одежда от портных, а главное — там живет дизайнер Мэри Куант.

Мэри изобретет мини-юбку, шорты, цветные колготки и принципиально новый подход к косметике. Если Диор в свое время одним модным показом отменил прямые юбки и большие подплечники 1940-х, установив на планете диктатуру new look, то Мэри отменила new look. Кроме одежды она выпускала и косметику. Слоган ее первого тонального крема звучал так: «Невооруженным глазом видно: это голое лицо». Она считала, что женщине 1960-х не нужна маска, она хочет быть, а не казаться.

Фото: Мэри Куант, 1964

Прощайте, 1950-е!

1950-е требовали от женщин безупречности: макияж должен быть ежедневным ритуалом, делай его, пока муж спит; никогда не распускайся, всегда улыбайся и радуй глаз, носи каблуки и укладку даже дома. Но в 1960-х эта безупречность стала раздражать. Помните этот момент из сериала Mad Men: Бетти Дрейпер хочет вернуться из домохозяйского болота в модельный бизнес и приходит на кастинг для рекламы Coca-Cola? Она, живое воплощение 1950-х, клон Грейс Келли — многослойные юбки, тщательно уложенные светлые локоны, — на фоне стильных конкуренток с короткими стрижками выглядит глубоко несовременной и очень несчастной.

Косметика от Мэри Куант

Мэри Куант придумывала свои короткие разноцветные платья и шорты и огорчалась, что макияж к ее нарядам толком не подберешь. Почему вся косметика такая неинтересная: розовая помада, голубенькие тени, темные пудры, яркие румяна? И еще все эти вычурные, массивные флаконы и баночки… Ну не должно быть в свингующем Лондоне такого нафталинового безобразия! Мэри подписала контракт с косметической компанией Gala Cosmetics и разработала свою линейку макияжа. Она дружила с художниками и дизайн косметики марки Mary Quant переняла у них: ее палетки теней напоминали коробочки для акварельных красок, кисти для макияжа — художественные кисти, тени и подводки — мелки и цветные карандаши. Набором косметики из знаменитой черной коробки (карандаши, пудра, пастельные тени, бальзам и кисточка для губ) можно было сделать полноценный макияж.

Фото: реклама набора для макияжа глаз от Mary Quant; набор мелков для макияжа Mary Quant, 1960-е

А цвета! Мэри выпускала белую и желтую помаду, белые, фиолетовые, розовые тени, горчичные, фиолетовые, кремовые лаки для ногтей. Еще она придумала накладные ресницы в лентах: берешь и отрезаешь, сколько тебе нужно. Едва ли кто-то еще оказал такое сильное влияние на макияж 1960-х, как она.

Фото: реклама помады от Mary Quant, 1960-е

Самый модный образ 1960-х

Это было вдохновляющее десятилетие в макияже: акцент теперь делается на глаза, их визуально увеличивают и округляют. Брови немного приподнимают над линией их естественного роста и подводят карандашом своего оттенка или чуть темнее. Эталонными считаются брови Жаклин Кеннеди — густые и широкие. Недосягаемо прекрасными — брови Элизабет Тейлор. Софи Лорен придумала направлять хвостики бровей вверх, укладывая их мылом: взгляд получался уверенным и дерзким.

Фото: Софи Лорен, 1962

Из кино в массы пришли накладные ресницы, которые девушки клеили и на верхнее веко, и на нижнее. Широкие стрелки — отчасти следствие этой моды: они скрывали ленту и клей. Сначала в Лондоне, а потом в Париже и США подводка для глаз становится главной в косметичке.

Фото: Твигги, 1967

Одни модницы рисовали стрелку в складке верхнего века и растушевывали ее почти до незаметности. Другие растушевывали, но слегка и соединяли со стрелкой, прорисованной вдоль линии роста ресниц. Стрелки вообще были очень важны в жизни девушки. Модель Патти Бойд выпустила в модном журнале обстоятельную колонку о том, как их рисовать.

Фото: Патти Бойд, 1960-е

Модный макияж 1960-х был немного избыточным, оставлял ощущение «девочка накрасилась маминой косметикой»: наивно, мило, трогательно.

Фото: тьюториал Патти Бойд; реклама помады Revlon, 1960-е

Мэри Куант первой начала выпускать для этого макияжа полупрозрачные атласные помады: светло-розовые, персиковые и даже белые. Отчасти это дань 1920-м — тогда весь макияж тоже работал на глаза. Revlon и Max Factor подхватывают и развивают новый тренд на полупрозрачную светлую помаду. Выходили палетки помад в наборе с кистью: розовые, бледно-персиковые, бледно-бледно-персиковые, белые.

Начесы и стрижки

Фото: Брижит Бардо в Бразилии, 1964

Парикмахерская мода развивалась в двух противоположных направлениях: геометричные короткие стрижки, которые придумал британец Видал Сассун, и начесы, доведенные до совершенства парижанином Жаком Дессанжем. Именно он — автор бабетты, знаковой прически Брижит Бардо.

Конечно, начесы были популярнее, так как не все были готовы расстаться с длинными волосами. Но модницы чаще стриглись: пикси, асимметричный боб или знаменитые «пять углов» Сассуна — ухаживать за этими разными стрижками было одинаково легко. Прощайте, бигуди! Прощай, лак для волос! Кстати, это Сассун создал шампунь, который назывался Wash and Go («Мой и иди»).

Фото: кадр из к/ф «На последнем дыхании», реж. Жан-Люк Годар (1960); кадр из к/ф «Коллекционерка» (1967), реж. Эрик Ромер

«Мы получили свободу плавать в море, водить открытую машину, а потом просто встряхнуть головой — и снова отлично выглядеть», — вспоминала потом Мэри Куант в эссе для The Guardian. А тогда, в 1960-х, она говорила: короткая стрижка — лучшее дополнение к мини-юбке. Мэри и прославила сассуновскую прическу, в которой волосы были пострижены пятью углами и облегали голову идеальным шлемом, делая шею тоненькой и беззащитной.

Кукольный макияж Твигги

Главной иконой макияжа 1960-х была Твигги, и вот как она ей стала: просто зашла в салон House of Leonard купить шампунь. Леонард, его владелец, сразу все понял и спросил: «Девушка, а нельзя ли вас подстричь?» Твигги было 16 лет, и ей было неловко отказаться.

Семь часов работы, и вот в кресле мастера другая, ни на кого не похожая девушка: у нее короткая стрижка пикси с косым пробором, объемная макушка, уложенная набок челка. Звезда родилась!

Фото: Твигги на обложке Vogue Italia, 1967

Новую стрижку надо было сфотографировать для рекламы салона, и Твигги сама сделала макияж для съемок. Совсем девчонка, она красилась под свою куклу, которую из-за огромных глаз считала самой красивой в мире, поэтому и свои глаза подводила щедро, использовала сразу три пары накладных ресниц, а потом еще и рисовала ресницы прямо на нижних веках, словно в сценическом гриме. До нее так не делал никто.

Снимок Твигги повесили в салоне, его увидела одна клиентка, редакторка моды Daily Express, и через год портрет Твигги украшал обложку Vogue.

Чувственный макияж Брижит Бардо

Фото: Брижит Бардо, 1968

Брижит Бардо была полной противоположностью Твигги, но в 1960-х она тоже пример для подражания. Брижит стала звездой после роли в фильме «И Бог создал женщину» и красилась не как английская кукла, а как чувственная парижанка.

Брижит Бардо в к/ф «И Бог создал женщину» (1956)

ББ носила немного растрепанные светлые локоны или собирала их в знаменитую бабетту — пучок из начесанных прядей. Рисовала длинные черные стрелки с приподнятым кончиком, растушевывала к вискам тени. Она красила губы бледной помадой, но подчеркивала их объем темным контурным карандашом. Чтобы получить эффект «взгляда из спальни», Брижит всегда растушевывала подводку. В 1961-м она стала лицом французской косметической марки Aziza: «Для Бардо и для тебя — Aziza, чистый соблазн глаз».

Бренды, которые появились в 1960-х

  • Yves Saint Laurent
  • Oriflame.
  • Mary Kay.
  • Dr. Hauschka (компания основана в 1935 году, но косметика под маркой Dr. Hauschka, кремы из природных эфирных масел стали выходить только в 1967-м).
  • Mary Quant (в 1966 году линия выпускалась Gala Cosmetics).

Ароматы, которые появились в 1960-х

  • Estée, Estée Lauder.
  • Fidji, Guy Laroche.
  • Climat, Lancôme.
  • Caleche, Hermès.
  • Madame Rochas, Rochas.
  • Nefertiti, Chabrawichi.
  • Chamade, Guerlain.
  • Masumi, Coty.
  • Capricci, Nina Ricci.
  • Y, Yves Saint Laurent.
  • Vecrīga («Старая Рига»), Dzintars.
  • «Душистый табак», «Северное сияние».
Фото: реклама Y, Yves Saint Laurent, Nefertiti, Chabrawichi и Climat, Lancôme, 1960-е

Косметика, которая появилась в 1960-е

  • Super Lustrous II — помада в 25 самых популярных оттенках от Revlon.
  • Тушь Fabulash, Revlon.
  • Рaint box — палетка с набором дизайнерской косметики от Mary Quant.
  • Geminesse — линия косметики, парфюмерии и средств по уходу за кожей от Max Factor.

Фото обложки: Мэри Куант, 1967. Getty Images.

Комментарии
Вам будет интересно