История красоты за 100 лет: гламурные 1950-е и бьюти-бум
Flacon Magazine публикует цикл статей о трендах в красоте за последние 100 лет. Вот здесь можно прочитать про эпоху 1930-х, когда тотальный макияж стал распространяться по миру. Здесь — про военные 1940-е и красную помаду как символ сопротивления милитаризму. А сегодня мы предлагаем вам рассказ о важнейшей в истории косметики декаде — 1950-х. Итак…
«Сейчас 6:45, муж еще спит, а хорошенькая миссис Джеймс Лук сидит перед туалетным столиком в своей трехкомнатной квартире в Сан-Франциско…» Каждая читательница модного в 1950-е американского журнала следила за ритуальным преображением нарисованной героини.
Вот миссис Лук очищает кожу, вот наносит тональный крем, румяна, пудру и тени, подкрашивает брови и ресницы, вот выбирает духи. Последний штрих: морковная помада в тон лаку для ногтей. Создав свой модный лук, миссис Лук отправляется на работу в рекламное агентство. Читательницы дедали выводы — и бежали в косметический магазин, пополнять запасы на своем туалетном столике.
В итоге 1950-е стали важнейшим десятилетием в истории декоративной косметики. 1957 году американки потратили на косметику около $4 млрд. Красились все: по статистике, 95% женщин старше двенадцати лет использовали минимум один косметический продукт. В 1958 году Time даже посвятил косметическому буму отдельный номер, на обложке было написано: «Красота — индустрия без спадов».
Отчаянные домохозяйки
Мир еще не видывал такого стремительного роста благосостояния, как в США с 1945 по 1965 год. Европа и Япония только-только приходили в себя после Второй мировой, а в Америке бывшие военные заводы уже вовсю выпускали косметику. В стране ширился и рос средний класс, в уютных домах одноэтажных пригородов работали телевизоры, и каждая старшеклассница знала, кем хочет стать: женой, мамой, хозяйкой дома.
Новая пуританская этика 1950-х диктовала и новое отношение к женщине, гремучую смесь социального подавления и сексуальной эксплуатации. Будь хорошо образованной, прекрасно воспитанной и очень красивой, но выгляди если не глупышкой, то наивной и милой; и забудь про свои способности — ты ничего не стоишь, если у тебя нет мужа. Голливудская звезда Грейс Келли оставила карьеру, чтобы выйти замуж за князя Монако, — будь как Грейс.
В 1940-е женщины красили губы красным в знак ненависти к фашизму и лично Гитлеру, в 1950-е главная задача макияжа — привлечь мужа (извините, помадный феминизм треьей волны появился только в 1970-е). В 1950-е в иерархии ценностей обладание мужем было где-то наверху.
Модный в ту эпоху образ женщины выглядел так: олений взгляд, как у Одри Хепберн, мягкие крупные локоны или прическа с шиньоном.
Кстати, Мэрилин Монро рекламировала шампунь Lustre-Creme, поэтому такой был у каждой уважающей себя девушки. А еще: пушистые и объемные ресницы, розовые губы, широкие, хорошо прорисованные брови с тонкими хвостиками. Макияж должен был быть идеальным всегда и везде, даже дома; и даже дома платье, чулки, каблуки и серьги. Муж придет с работы усталым — пусть его взгляд отдохнет на красивой жене.
В 1950-е появились вот такие стереотипы: красивая женщина должна была определенным образом говорить по телефону и делать макияж. Все знали, что Мэрилин не ленится и наносит на губы пять оттенков помады, неужели она занята меньше, чем ты? Телевидение и журналы рассказывали про жизнь богатых и знаменитых, и небогатые девушки старались повторять ритуалы красоты богачей.
Появились узнаваемые аксессуары, которые указывали на высокий социальный статус девушки, даже если она была одета скромно и сдержанно: сумочка Kelly от Hermès (во время беременности княгиня Монако прикрывала такой живот на всех фотографиях), дорогая косметика.
Высшим пилотажем была помада The Balmoral Lipstick от Cyclax. Директор Cyclax Тельма Холланд была визажистом на коронации Елизаветы II, они вместе нашли этот оттенок в цвет мантии и назвали его в честь шотландского поместья королевы.
В 1950-е хорошие косметика и парфюмерия становятся доступнее для небогатых клиенток. Тут надо сказать отдельное спасибо Эсте Лаудер: в 1953 году она доказала, что американские духи ничуть не хуже французских, выпустив недорогие Youth-Dew.
Эти духи по ее заказу сделала Жозефин Катапана, а женщин среди парфюмеров тогда практически не было. Чтобы американки оценили новый аромат и привыкли к нему, Эсте сначала представила такое же масло для ванн, которое быстро прижилось в домохозяйствах.
Первые супермодели и реклама в 1950-е
В 1950-е профессия модели стала престижной: все знали, что за час такая девушка зарабатывает больше, чем любая американка за неделю. Девушки стали мечтать о карьере модели не меньше, чем об удачном замужестве, тем более что одно другому не противоречило: несчастная Бетти Дрейпер из сериала Mad Men была как раз такой типичной для 1950-х домохозяйкой с модельным прошлым, дипломом колледжа и состоятельными родителями.
Первая в мире супермодель Дориан Лей пришла в этот бизнес уже в 27 лет, устав разрываться между двумя детьми и работой помощницы копирайтера. Пик ее славы пришелся на 1952 год, когда она стала лицом рекламной кампании It Girl — Revlon запустила новую коллекцию продуктов для макияжа Fire & Ice.
Сестра Дориан, мрачно-гламурная Сьюзи Паркер, тоже снималась для рекламы Revlon. В те годы визажисты на модных съемках не работали, и девушки красились сами — считалось, что если ты профессиональная модель, ты сумеешь сделать себе идеальный макияж.
Бьюти-приемы Грейс Келли, Мэрилин Монро и Одри Хепберн
Телевидение развивалось бешеными темпами, модные журналы не сдавали позиций, но главными иконами стиля все равно оставались звезды кино. Трансляцию свадьбы кинозвезды Грейс Келли и князя Монако смотрели 30 млн телезрителей — это было первое «медийное безумие» в истории человечества.
Золушка 1950-х получила своего принца: ее обожали и ей подражали, хоть и жалели, что она больше не может сниматься в кино.
Келли красилась неброско, правда много внимания уделяла тону и всегда носила в сумочке пудру и кисть. Считается, что это она изобрела скульптурирование: светлые румяна наносила на яблочки щек, а более темные — на скулы. Персиковая помада нравилась Грейс больше красной, а глаза она подводила мягкими, неграфичными линиями.
Мэрилин Монро вся эта принцессочья сдержанность была глубоко чужда. Персональный стилист Аллан «Уайти» Шнайдер придумал для нее яркий, сияющий макияж. Тональный крем она наносила на тонкий слой вазелина, чтобы кожа светилась, а губы для визуального объема красила в пять оттенков сразу плюс жирным бальзамом.
Глаза Мэрилин красила, как Грета Гарбо, чтобы «распахнуть» взгляд: растушевывала по всему веку пудровые светлые тени, а во внутренние уголки ставила перламутровые точки этого же оттенка. Складку века выделяла коричневыми или серыми тенями.
Контур обводила черной и коричневой подводкой, а внешний уголок и контур ресниц изнутри — белой. Мэрилин любила накладные ресницы, но клеила их только с внешней стороны, чтобы удлинить глаза. Брови рисовала отчетливо треугольными, практически домиком, — но с ее высоким лбом так было можно.
Мэрилин пользовалась Max Factor (тушью и разных оттенков помадой), Elizabeth Arden (палетками теней теней Autumn Smoke и Pearly Blue, а также тушью Long Lash) и накладными ресницами Glorene of Hollywood. Любила духи Rose Geranium от Floris и, как всем известно, Chanel № 5. В 1952 году вышел номер журнала Life с Мэрилин на обложке: «Что вы надеваете на ночь? — Несколько капель Chanel № 5».
Еще она всю жизнь мучилась от сухости кожи, в том числе потому, что умывалась иногда по 15 раз в день, поэтому пользовалась уходовой продукцией Erno Laszlo — Ласло лично разработал для нее план дневного и ночного ухода.
В «Завтраке у Тиффани» героиня Одри Хепберн готовится читать письмо от бросившего ее любовника и красит губы коралловой помадой Pink in The Afternoon от Revlon: «Девушка не может читать такое без губной помады!» В «Римских каникулах» ее принцесса Анна тоже красит губы помадой Revlon, только Fire & Ice, насыщенного красного оттенка.
Но в жизни Одри предпочитала нюдовую и светло-розовую помады и в макияже делала акцент на глаза: рисовала черные стрелки по линии роста ресниц, высоко накладывала тени, корректировала брови, формируя изгиб только сверху, наносила на ресницы несколько слоев туши и разделяла ресницы английской булавкой.
Одри одной из первых в Голливуде начала экспериментировать с челками и носить короткую стрижку: в «Римских каникулах» цирюльник прямо в кадре обрезал ее волосы в пикси, а в «Любви после полудня» у нее полудлинный боб. В повседневной жизни ее стриг Кеннет Беттель, к которому ходили Мэрилин Монро и Жаклин Кеннеди.
Любимыми духами актрисы были L'Interdit, первые в парфюмерной линейке Givenchy. Юбер Живанши дружил с Одри и посвятил духи ей: «Я запрещаю тебе грустить!» До 1960 года актриса просила не выпускать эти духи в широкую продажу, зато потом бесплатно снялась в их рекламе.
Из макияжа звезд 1950-х выросла классическая схема — в наши дни визажистам преподают ее как голливудскую. Дистиллированная женственность, яркие губы, отчетливо изогнутая бровь, стрелки, обильно накрашенные ресницы.
Косметические компании предлагают покупательницам помады (в основном все оттенки розовой, но в первую половину десятилетия не сдает позиций и красная), туши, тени для глаз, пинцеты и щипцы для завивки бровей. Привлечь и удержать мужа — огромный труд.
Но чем ближе 1960-е, тем меньше женщинам нравилось быть отчаянными домохозяйками. Платья-миди с многослойными юбками медленно уходят в прошлое, Мэри Куант вот-вот изобретет мини-юбку, подружки битников разгуливают в укороченных капри, свитерах и беретах. Не за горами сексуальная революция, ее героини не хотят смотреть на мир глазами оленихи — но это история нового десятилетия.
Бьюти-бренды, которые появились в 1950-е
- Erno Laszlo.
- Dove.
- Clarins.
- Givenchy.
- Biotherm.
Парфюм, созданный в 1950-е
- Youth-Dew, Estée Lauder.
- Diorissimo, Dior.
- L'Interdit, Givenchy.
- Pour Monsieur, Chanel.
- Envol, Lancôme.
- Fleurissimo, Creed.
- Eau d'Hermès, Hermès.
- Vetiver, Carven.
- Doblis, Hermès.
- Fille d'Eve, Nina Ricci.
- Vetiver Pour Elle, Guerlain.
- Elegance, Avon.
- «Огни Москвы», «Новая заря».
- «Летний сад», «Северное сияние».
- «Каменный цветок», «Новая заря».
Косметика, появившаяся в 1950-е
- Matic, первая тушь в цилиндре со щеточкой-аппликатором, Helena Rubinstein, 1958 год.
- Увлажняющий крем Nivea впервые вышел в коробочке привычного нам оттенка, Nivea, 1959 год.
- Youth-Dew Cream, Estée Lauder, 1951 год. С этим уходовым средством Эсте начала готовить американок к новым духам.
- Помады Love that Red, Fire & Ice, Crazy Pink, Cherries in the Snow, Cinnamon Stick, Queen of Diamonds, Pink Vanilla, Mocha Polka, Coral Vanilla, Mango Sherbet, Tangerine Sherbet, Orange Float, Toffee Sherbet, Raspberry Icing, Violet Icing, Grape Icing, Flama Grande, Cherry Mousse, Pink’issimo и др.
- Первые в индустрии красоты палетки теней из двух цветов, Revlon.
- Гель Aminsvit — первое в истории средство для повышения упругости кожи и похудения, Clarins.
Фото обложки: Грейс Келли, 1956. Getty Images.