Нон-фикшн: 7 классных и увлекательных новых книг
Как в Гарварде в XIX веке появились первые женщины-астрономы? Как устроено изучение иностранных языков с точки зрения нейробиологии? Что общего у храма и советского Дома культуры? Специально для тех, кто устал от художественной литературы, собрали подборку неожиданных научно-популярных новинок. А разглядеть их вживую можно будет уже 30 ноября в Гостином Дворе, где откроется одна из главных книжных ярмарок года — non/fictio№ 25.
Дава Собел «Стеклянный небосвод. Как женщины Гарвардской обсерватории измерили звезды»
Гарвардская обсерватория — уникальное место. Еще в XIX веке, до того как женщинам, например, дали право участвовать в выборах, здесь могли работать женщины-астрономы. Правда, права относительно мужчин у них тоже не были равными, но у них были официальные академические должности. И они стали теми, кто внес огромный вклад в разработку звездной спектроскопии.
Трудились они в одной комнате в восточном крыле здания, а всех вместе их часто называли «женщинами Пикеринга» — по фамилии директора, который удачливо искал таланты и не обращал внимания на их гендерную принадлежность. Эта книга — их история.
Джозеф Хенрик «Самые странные в мире: Как люди Запада обрели психологическое своеобразие и чрезвычайно преуспели»
Отрывок из этой книги вы уже могли у нас читать. Удивительно выстроенная история западного общества, совершенно с неожиданных позиций объясняющая, как семья, церковь, культура, эволюция сделали современный Запад таким, какой он есть.
Здесь и история, и антропология, и психология, и экономика, но при этом книга совершенно не поверхностная. И речь здесь не просто о некоей «популяции», а о ее исторически сформированной отличности и ее признаках. Читайте, точно не пожалеете.
Мария Татар «Тысячеликая героиня. Женский архетип в мифологии и литературе»
Автор этой книги — филолог-германист, исследователь фольклора и мифологии в Гарвардском университете. В ее фокусе — архетипы женщин в культуре от Кассандры до Чудо-женщины, то есть от древнейших времен и до современности.
Это огромное исследование не просто самих образов из литературы и кино, но и их анализ, который показывает, что даже в историческом срезе женщины никогда не были просто вдохновительницами мужчин и хранительницами домашнего очага. Пока, классический архетип, мы рады новым.
Яна Хлюстова «Поймать вавилонскую рыбку: Человеческий мозг, нейронные сети и изучение иностранных языков»
Слышали такое: «Учите языки в молодости, с возрастом все тяжелее и тяжелее будет!» Правда это или нет? А полиглотами рождаются или становятся? Как вообще учить язык и что происходит с нашим мозгом, когда мы осваиваем первый или очередной иностранный? Кстати, а нужно ли его вообще учить и не отмирает ли профессия переводчика? Ведь скоро со всем этим будет справляться искусственный интеллект.
Марина Голубева «Настоящая история магии»
Ладно, пусть нам и не очень нравится увлечение всем магическим и предсказывающим здесь и сейчас, эта книга стоит того, чтобы ее прочесть. Начиная от первобытных обрядов и зарождения магии и до эпохи Возрождения, когда финально оформились все те эзотерические учения, которые и по сей день с нами. Все это в общемировом контексте — будет и про европейскую магию, и про славянскую, и про восточную. Наслаждайтесь.
Лев Масиель Санчес «Купола, дворцы, ДК. История и смыслы архитектуры России»
Кажется, что современная российская архитектура очень слабо связано с традициями древнерусской, но так ли это? Или все же советский Дворец культуры — это в том числе отклик и продолжение исторического направления?
И не только это — книга историка архитектуры Льва Масиеля Санчеса учит нас читать коды и шифры зданий, видеть в них ту самую преемственность, новаторство и даже политический заказ. «Полное и нескучное описание архитектуры России», — пишет о книге Айрат Багаутдинов, историк архитектуры, экскурсовод, руководитель проекта «Глазами инженера».
Морган Мейс «Пьяный Силен. О богах, козлах и трещинах в реальности»
Всего лишь одна картина — и она рождает настоящее исследование философского пессимизма. Американский философ и арт-критик Морган Мейс начинает книгу с анализа полотна «Пьяный Силен» Рубенса и доведет нас до Второй мировой. Но скучно не будет, пусть слова «философский» и «пессимизм» вас не отталкивают. Это мрачная, но смешная книга, которую вы полюбите.
Фото: Getty Images