Как человечество сидело на карантине: вспоминаем самые знаменитые локдауны
Профилактические сжигания иногородних в Древней Руси
В Средние века эпидемиям чаще всего подвергались крупные торговые города. Именно такими были Псков и Новгород, которые в 1552–1554 годах накрыла чума. Зараза пришла из Европы вместе с купцами и товарами, а за ней последовали и карантинные меры.
Первая вспышка чумы произошла в Пскове. Своим указом местный князь Михайло Кислица велел «запереть улицы» и таким образом ввел первый в России карантин. Улица, где были обнаружены больные, закрывалась с обеих сторон: никто не мог войти и выйти.
В Новгороде были приняты соответствующие меры: купцам с товарами из Пскова было предписано немедленно покинуть город.
Если те не повиновались, их сжигали вместе с товаром — об этом говорят летописи тех лет. Кроме того, сожжению предавались и те, кто нарушал карантинные меры и заходил на закрытую улицу.
Мародерства и частные клубы в средневекой Европе
Чума была главным бедствием средневекой Европы — она приходила в город и выкашивала всех на своем пути. А за чумой шли мародеры. Джованни Боккаччо в «Декамероне» подробно описывает поведение флорентийцев во время чумы. Часть горожан пряталась по домам, а другая, наоборот, демонстративно гуляла и веселилась: «Днем и ночью странствуя из одной таверны в другую, выпивая без удержу и меры, чаще всего устраивая это в чужих домах (…) Большая часть домов стала общим достоянием, и посторонний человек, если вступал в них, пользовался ими так же, как пользовался бы хозяин».
Устраивая разгул в домах, чьи хозяева умерли, люди заражались и разносили болезнь.
В Италии горожане пытались отогнать от себя чуму, используя парфюмерию или цветы, о чем также рассказал Боккаччо: «Держа в руках кто цветы, кто пахучие травы, кто какое другое душистое вещество, которое часто обоняли, полагая полезным освежать мозг такими ароматами, — ибо воздух казался зараженным и зловонным от запаха трупов, больных и лекарств».
А вот французы ударили по чуме культурой: герцоги Бурбонский и Бургундский в 1401 году создали «двор любви», где читали стихи, прославляли прекрасных дам, пили изысканное вино и презирали неутонченных подданных французского короля, которые бежали в страхе. Цель такого клуба — «в тяжкое время чумного мора проводить время с изяществом и обрести новую радость в жизни».
Изгнание прокаженных и лепрозории в Европе
Когда эпидемия чумы в Европе немного притихла, подняла голову другая болезнь — проказа. Виновник заболевания — микобактерии. Они поражали кожу и нервную систему. Болезнь сильно уродовала человека, и скрывать ее было невозможно. Иногда прокаженные лишались и зрения. В Средневековье больным выдавали специальную одежду и колокольчик (или трещотку), чтобы тот возвещал здоровым людям о приближении прокаженного.
Часто больных изгоняли из городов. Однако это не помогало, зараза слишком активно передавалась от зараженного к здоровому. Согласно многим законодательствам средневековой Европы де-юре больной проказой лишался всех человеческих прав, он как бы умирал для своей семьи и человеческого общества. Прокаженный не мог работать, завещать имущество, наследовать имущество и выступать в суде.
Иногда мнительные горожане связывали физические деформации от болезни с состоянием души больного — и сжигали прокаженного на всякий случай, как колдуна.
Уже в XII–XIII веках начали появляться лепрозории, где пожизненно изолировали больных. Этим занималась церковь. Лепрозориев к началу XIII века стало свыше 20 тыс. по всей Европе.
Изоляция или расстрел при Николае I
В 1830–1831 годах в России бушевала холера. В городах и селах, где были обнаружены заболевшие, объявляли карантин. Однако горожане пытались заниматься своими делами, игнорируя предписания оставаться дома. В итоге в населенные пункты вводили войска, и начинались вооруженные стычки с жителями.
В Тамбове разозленная толпа зачем-то разгромила городскую больницу. Николай I отдал приказ стрелять по тем, кто пытался покидать зараженные местности, но и это не помогло. Граф Закревский, который боролся с холерой в губерниях, пытался ввести самый строгий карантин, но из-за жалоб купцов на убытки для них ввели краткосрочный карантин при выезде из города. Однако даже маленький срок оказался невозможным для исполнения: «Тысячи людей и лошадей, с товарными обозами, были задерживаемы у застав и томились, высиживая карантин, срок которого, сколько помнится, был восемь дней. Такое невыносимое положение было наконец отменено, и ограничились предписанием повсеместно мер для встречи холеры в случае ее появления».
Холерные волнения при Николае I прокатились по всей России. Во многих случаях зачинщиками были люди, отрицавшие холеру в принципе. Они выходили на улицы, громили больницы и дома чиновников и снова разносили холеру. Восстание затронуло Тамбов, Севастополь и даже добралось до Петербурга.
Пока холера свирепствовала в городах, Пушкин сидел в самоизоляции. Он успел дописать «Евгения Онегина», написать «Повести Белкина» и сочинить множество стихотворений.
Свирепый грипп испанка и первый опыт ношения масок
Пандемия испанки, которая бушевала во всем мире с 1918 по 1920 год, унесла жизни свыше сотни миллионов человек: точную цифру, разумеется, установить тяжело. Болезнь поражала преимущественно молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет. Главными симптомами были пневмония, удушье и кашель с кровью. Смерть часто приходила менее чем через неделю после появления высокой температуры. В разных странах пытались бороться с заразой по-разному.
В США в ряде штатов ввели военное положение. В Вашингтоне были закрыты все присутственные места, в том числе и церкви, а в Сан-Франциско появились первые маски: Красный Крест раздавал всем жителям города марлевые повязки. За отказ носить марлевую повязку грозил арест. Благодаря этим жестким мерам жертвы были небольшие.
А вот в Нью-Йорке мэр города решил даже не закрывать театры, и с потоком заболевших не справились дополнительно открытые 150 центров медпомощи.
В Европе больше всего пострадала Испания: в это время шла Первая мировая война, и Испания была одной из немногих стран, которые сохраняли нейтралитет. Зато она первая объявила о смертельном гриппе (остальные страны тихо отмалчивались об эпидемии, так как это подорвало бы боевой дух солдат). В Испании распространению эпидемии предшествовали массовые собрания на праздник Святого Исидора: епископ Антонио Альваро-и-Баллано объявил, что пандемия появилась из-за грехов человечества, призвал всех верующих молиться. Верующие массово потянулись в церкви целовать мощи святых и молиться о спасении. Результат был немного иной. В самый тяжелый год пандемии, 1918-й, в Испании была зафиксирована катастрофическая смертность: на тысячу человек погибло 710.
А вот для России пандемия испанки оказалась не такой уж и страшной — на фоне эпидемий тифа, холеры и продвижения боевых действий по стране.