Привет, любимое одеялко! Зачем мы одушевляем предметы и почему это хорошо
Царь Ксеркс велел высечь море и кидать в него цепи, чтобы усмирить: Царю нужно было переправить войско, у него был срочный дедлайн по войне. Борис Годунов отправил колокол, который не вовремя зазвонил, в ссылку: тот вошел в историю как «первоссыльный неодушевленный с Углича». От наших с вами рук иногда страдают будильники и зажевавшие карту банкоматы. Что сие значит?
Наш мозг, наверное, самое странное устройство во вселенной. Частенько то, что является багами, в итоге оказывается фичами. Глупый мозг пытается «договориться» с будильником, который раздражает, — мы говорим ему: «Еще минуточку». На первый взгляд, это баг, просто ошибка. Но если присмотреться к этому явлению, становится ясно: антропоморфизация, то есть очеловечивание предметов, очень важна для нас.
Во-первых, это снижает чувство одиночества. Для человека фундаментальной потребностью является ощущение принадлежности к своему виду, наличие социальных связей.
Во-вторых, разговор с вещами снижает тревожность. Если человек испытывает сильную тревогу из-за ожидания потери или грядущего болезненного разрыва, то он снова обращается к вещам. Одно из исследований на эту тему позволило ученым сделать интересный вывод: склонность к очеловечиванию предметов — «это полностью мотивированный нашим мозгом процесс, и это процесс, который отражает поиск социальных связей».
Другая интересная особенность мозга: он выдает лучший результат, если мы проговорим задачу. Ученые Бангорского университета пришли к выводу, что речевые команды помогают нам лучше контролировать поведение, чем полученные письменно. «Если мы говорим сами с собой, чтобы справиться со сложной задачей, производительность существенно улучшается!» — резюмировали исследователи. То есть стереотип о безумных гениях, которые ничего не замечают, разговаривают со своими пробирками и книжками, появился неспроста.
Фото обложки: Blasius Erlinger / Getty images