Айтрекинг и профайлинг: как работают паранаучные методы диагностики в психиатрии
Отрывок из книги «Психиатрические головоломки» Владимира Менделевича, издательство «Городец»
В последние годы в отечественной психиатрии возрос интерес к использованию разнообразных методов выявления скрытых мотивов поведения психически больных и распознавания диссимуляции психических и поведенческих расстройств.
В мире мода на данные исследования прошла более 20 лет назад. Наиболее активно данный подход стал предлагаться для использования в судебно-психиатрической экспертной практике. Исследователи обратились не к клиническим, а к инструментальным методам диагностики, не принимая в расчет, что в международных классификаторах (МКБ, DSM) подобные диагностические алгоритмы не предусмотрены.
Перспективными диагностическими методами заявляются полиграфологическое исследование, профайлинг и айтрекинг. По мнению В. И. Петрова и его соавторов, инструментальные методы, расширяя границы человеческого восприятия, дают возможность снизить уровни субъективизма при получении и анализе информации, выраженной в невербальной форме, в частности в рамках судебно-психиатрической экспертной практики.
Попытки разнообразными способами «объективизировать» психиатрическую диагностику предпринимались и ранее. В середине 70-х годов XX века приобрели известность экспериментальные работы пермского психиатра Г. П. Крохалева, проведшего исследования по фотографированию галлюцинаций на сетчатке глаза и аудиозаписи вербальных галлюцинаций.
В те же годы для улучшения диагностики использовалось «амитал-кофеиновое растормаживание», которое, с точки зрения адептов метода, позволяло улучшить доступность больного контакту и способствовало проникновению в сущность болезненных переживаний пациента. Растормаживание проводилось с помощью введения больному кофеина и через 20–30 минут амитала натрия.
В последние годы предложены инновационные диагностические подходы, например профайлинг — совокупность психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения.
Первые работы данного направления известны еще со времен Г. Гросса и Ч. Ломброзо, но их теории не прошли проверку временем и наукой. Сегодня стал выделяться психиатрический профайлинг, позволяющий, с точки зрения разработчиков, выявлять латентные признаки психопатологии и прогнозировать поведение человека, включая суицидальное.
Особое внимание судебных психиатров привлекли исследования с применением полиграфа и айтрекинга. В качестве объектов для изучения и оценки выбираются парафилии в виде множественных расстройств сексуального предпочтения, педофилии, садизма, эксгибиционизма, а также аддиктивные расстройства.
По мнению М. Ю. Каменскова, эффективность применения полиграфа для диагностики направленности полового влечения у лиц, совершивших преступления в сфере сексуальных отношений, колеблется от 70 до 98%, то есть психофизиологическое полиграфологическое исследование, по мнению исследователя, позволяет с высокой вероятностью распознать диссимуляцию.
К высоко вероятным критериям диагностики парафилии М. Ю. Каменсков относит:
- Наличие положительного вербального ответа на проверочные вопросы;
- Наличие значимых психофизиологических реакций на проверочные стимулы независимо от характера ответа не менее чем в двух тестах на сходные по содержанию стимулы: не менее чем в двух тестах вербальной стимуляции или одном тесте вербальной и тесте визуальной стимуляции (при условии использования не менее трех тестов, нацеленных на диагностику конкретной формы парафилии).
В другой работе авторы настаивают на том, что полиграфологическое исследование можно с успехом применять как для диагностики парафилий, так и для контроля эффективности принудительного лечения и решения вопроса об освобождении лиц, осужденных за половые преступления. Декларируется, что это направлено на благо больных и общества.
Многие профессиональные психологические ассоциации, например американская, публикуют однозначное мнение о том, что научные основы полиграфологического исследования не доказаны, поскольку разработка данного подхода основана на сомнительных идеях связи физиологического функционирования с попытками испытуемого обмануть.
Эту позицию разделяет большинство ученых. Именно научной ненадежностью и преждевременностью рекомендаций к практическому применению обосновывается отказ судов многих стран принимать результаты полиграфологических исследований как достоверные доказательства.
В противоречие с общепринятыми диагностическими критериями парафилий входит позиция некоторых авторов о том, что психофизиологические исследования являются наиболее объективным способом получения информации о сексуальных предпочтениях субъекта.
В качестве еще одного способа «объективизации» психиатрической диагностики, помимо полиграфологического исследования, предлагается применение трекинга глаз (айтрекинга).
Одни авторы высказывают мнение о том, что методика отслеживания движения глаз представляет собой многообещающий и перспективный подход к оценке сексуального интереса в рамках гендерных и клинических исследований, поскольку исключает возможность участника эксперимента регулировать свое глазное поведение.
Другие утверждают, что использование нового диагностического инструмента способно повысить точность и объективность клинической оценки наличия и выраженности влечения к психоактивным веществам, а также спрогнозировать вероятность общественно опасного поведения психически больных.
Диагностическое значение айтрекинга обосновывается крайне неубедительными размышлениями о стереотипе просмотра мужчинами изображений обнаженных или полуобнаженных женщин. Принимается за данность то, что, в первую очередь, здоровые мужчины фиксируют свое внимание на области лица, далее — груди и гениталий.
Утверждается, что для педофилии характерно фрагментарное, деперсонифицированное и сексуализированное восприятие демонстрируемых эротических объектов наряду с менее сложным глазным поведением. Главное преимущество методологии трекинга глаза, по мнению некоторых авторов, состоит в возможности исследования ранних и поздних процессов внимания в режиме реального времени и распознавать склонность к парафильному поведению.
Как следует из анализа подобных работ, они базируются на неочевидных и недоказанных основаниях по поводу различий фиксации взгляда на тех или иных частях тела человека у здоровых и лиц, представляющих разнообразие гендерных и сексуальных предпочтений.
В современной психиатрической литературе опубликовано немало научных статей об особенностях изменений трекинга глаз при шизофрении, аутизме и других психических расстройствах. Однако, во-первых, дисфункция айтрекинга выявляется как у больных (например, шизофренией), так и у клинически здоровых родственников первой степени, во-вторых, исследователи крайне осторожно высказываются по поводу необходимости включения результатов айтрекинга в круг диагностических критериев.
Удивительным образом предложения использовать параклинические методы диагностики исходят не от классических психиатров, а от сексологов и наркологов. Каждый раз это обосновывается необходимостью преодолеть диссимуляцию. В российской наркологии для этой цели рекомендуется использовать оценку уровня CDT — карбогидрат-дефицитного трансферрина, который является наиболее достоверным маркером чрезмерного употребления алкоголя.
Однако злоупотребление алкоголем не синоним диагноза «алкогольная зависимость» и, следовательно, с целью диагностики болезни (расстройства) подобный способ использоваться не может. Кроме того, доказано, что мутации трансферрина могут серьезно затруднить диагностику хронического злоупотребления алкоголем, часто вызывая ложноположительные результаты.
Таким образом, анализ использования в отечественной психиатрии параклинических инструментальных методов показывает, что психиатрами, сексологами и наркологами ведется активный поиск в рамках экспертной деятельности для подтверждения клинических психиатрических диагнозов.
Это происходит в области, в которой диагностические решения имеют существенные юридические последствия и в которой применяемые методики должны обладать безоговорочно объективным характером и доказательностью. В российских публикациях авторы делают оговорку, что, несмотря на то что разрабатываемые ими диагностические методики надежны и валидны, они не претендуют на постановку клинического диагноза, а могут использоваться лишь как вспомогательные.
Однако в реальности это не так. Известные юридические казусы позволяют усомниться в искренности исследователей. Так, несколько лет назад судебное решение о виновности подозреваемого отца в сексуальных действиях в отношении несовершеннолетней дочери было принято на основании заключения полиграфолога и психолога.
Обратим внимание на то, что до настоящего времени в сфере психиатрии не принято никаких инструментальных способов верификации психопатологических синдромов и расстройств, вследствие чего их использование даже в качестве дополнительных психофизиологических методик способно привести к трагическим для пациента последствиям.
Предлагаемые судебными психиатрами методы диагностики психических расстройств на основе полиграфического исследования, профайлинга и айтрекинга нет оснований признавать научными. В условиях субъективной трактовки получаемых результатов и отсутствия доказательств корреляций между клиническим синдромом и психофизиологическими параметрами вынесение заключений о наличии психопатологических расстройств на основе предложенных методов следует признать опасным для судьбы пациентов и дискредитирующим психиатрическую диагностику.
Фото: Shutterstock.