Марк Джейкобс красится лучше тебя: история дизайнера, который всех удивил
Мысль о том, что революционером лучше быть в юности, а консерватором в старости, приписывают то Черчиллю, то Гизо. Спорное суждение опровергает метаморфоза, случившаяся с дизайнером Марком Джейкобсом. 9 апреля 2021 года ему исполнилось 58 лет.
И вот уже несколько лет как он повесил свой сюртук на спинку стула, а костюм-тройку на плечики в шифоньер. Каждый новый год луки становятся все смелее и бодрее: инстаграм фиксирует «новые тридцать», Марк Джейкобс ведет обратный отсчет.
Его образ сегодня — это винтажные свитеры Comme des Garçons, ботинки на платформе Rick Owens, неизменная нитка японского жемчуга Mikimoto. Не меньшее постоянство наблюдается в отношениях с юбками — Джейкобс выступает за отмену гендерного деления гардеробов. Сотни раз он объяснял консерваторам, что не существует «женского пальто», есть пальто, купленное в женском отделе универмага. Равно как и маникюр не женская штука, а красота, на которую у женщин с мужчинами равноправие (ногти Марка Джейкобса выглядят как леденцы из бонбоньерки, а волосы в бороде будто прочерчены по линейке). Иконописец стал фэшн-иконой, превратив инстаграм-аккаунт в личный онлайн-музей.
Радикальному перерождению способствовало крушение бизнес-империи: Марку Джейкобсу — бизнесмену нужно было умереть, чтобы, подобно птице феникс, возродиться из пепла.
В 2018 году The New York Times публикует статью под убийственно обидным названием «Как Марк Джейкобс выпал из моды», сообщая, что дизайнер хотя и открыл миру гранж, хотя и создал стиль new urban, так полюбившийся Вайноне Райдер и Софии Копполе, но дела 1990-х и 2000-х давно поросли быльем, а бренд Marc Jacobs с тех самых пор вообще-то ничем не порадовал. Положение дел — катастрофическое: мужская линия Marc Jacobs закрыта, вторая линия Marc by Marc Jacobs прекратила существование еще в 2015-м. «Невероятно, но у бренда, являющегося квинтэссенцией американской моды, нет даже флагманского бутика в Нью-Йорке, кроме одного скромного в Сохо, на Бликер-стрит, называющегося Bookmarc, но там вообще-то продаются книги и ювелирные безделушки», — писал The New York Times.
Главные же потери — не денежные, но человеческие: Джейкобс теряет деловое партнерство всей жизни. С Робертом Даффи они познакомились в 1983-м на выпускном ужине Parsons School of Design (во время учебы в которой Джейкобс собрал все возможные студенческие награды). Даффи тогда директорствовал в Reuben Thomas и бегал по школам с плакатом «Алле, мы ищем таланты». Альянс сложился на следующие тридцать лет: именно Даффи дирижировал триумфальным шествием Marc Jacobs по миру. Именно Даффи сосватал Джейкобса в LVMH, где тот провел 16 выдающихся лет на посту арт-директора.
Именно такого партнера, похожего одновременно на правую и левую руки, а заодно и голову, Марк Джейкобс лишился в момент, когда судьба начала палить по нему из пушки. Даффи объявил, что отходит от дел, для бренда Marc Jacobs ранение оказалось смертельным. После ухода Даффи управляющие и арт-директора меняются как перчатки (Джон Таргон, например, проработал всего два месяца).
Очевидно, что хозяин дома не чувствует, какая погода на улице. Ванесса Фридман, критик The New York Times, назвала Марка Джейкобса «одним из выдающихся талантов», но прибавила, что для успеха модного дома этого может быть недостаточно». Марк постит в инстаграм голую задницу и отбывает отдыхать в рехаб.
За тридцать лет карьеры Марк менял земной облик трижды. Впервые это случилось в 2006 году. Перемену зафиксировал Ариэль Леви, описавший его в The New Yorker как замкнутого болванчика в очках (прежде Марк носил широкие брюки и объемные рубашки), вдруг перевоплотившегося в загорелого мускулистого мачо с бриллиантовой серьгой в ухе. И вот новый поворот и новая глава в жизнеописании. После затмения пред нами является новый Марк. Перепутавший карантин с карнавалом, проводящий эти мрачные дни веселее многих успешных коллег, тоже наконец-то почувствовавших себя неважно. Сняв пустующий отель на Атлантическом побережье, Джейкобс уединяется там с семьей — мужем Чарли Дефранческо, двумя собаками Нэшвиллом и Леди, а также ассистентом Ником Ньюболдом, вместе с которым они снимают 24-минутный документальный фильм «Нью-Йоркская история». В объективе — частная жизнь дизайнера Марка Джейкобса: он заказывает чизбургеры и френч-фрайс, вейпит в кровати, купает Нэшвилла и Леди и бесконечно переодевается, играя всех персонажей сразу — он и ресепшионист, и шеф-повар, и курьер, и домашний распорядитель. Трейлер «Нью-Йоркской истории» выложен в инстаграм с сопроводительным текстом: «Я люблю тебя, Нью-Йорк, в болезни и здравии». Недели моды для всего мира отменены, а к Марку Джейкобсу выстраиваются в очередь модные журналы: фотограф Зои Гроссман снимает его для американского Harper’s Bazaar, за ним следует фотосессия для британского Vogue.
Сиреневые брюки и розовые пальто, шузы на платформах, яркие платки и леопардовые шубы, маникюр и смоки-айз: в новый яркий этап жизни Марк Джейкобс входит в полном расцвете, цветотерапия сработала лучше любых антидепрессантов.