04 декабря 2021
Визуальные коды Уэса Андерсона: как смотреть новый фильм режиссера
Все смотрят новый фильм Уэса Андерсона «Французский вестник». Как формировался стиль режиссера и какую роль в нем сыграла его жена, художница Джуман Малуф?
04 декабря 2021
5 мин

«Жена Уэса Андерсона выглядит так, будто бы она персонаж его фильмов», — пишут в инстаграмах поклонники режиссера. Даже он не смог бы придумать героиню наряднее Джуман Малуф c ее платьями в викторианском стиле, кружевными воротниками, кремовыми чулками и винтажными брошками 1920-х годов.

В скрупулезном умении продумывать образы до мелочей Уэс и Джуман похожи, как близнецы, хотя родились на разных континентах и в совсем разных семьях: он у рекламщика и археолога, она — у писательницы и инженера.

Родители восьмилетнего Уэса развелись, что навело его на мысль написать сценарий про развод (так появилась «Семейка Тененбаум»). Шестимесячную Джуман увезли из Бейрута, где началась война, сначала в Саудовскую Аравию, а затем в Лондон: несчастье ее страны тоже в каком-то смысле открыло ей дорогу.

Уэс выучился на философа (в университете познакомился с будущим соавтором сценариев Оуэном Уилсоном), но стал режиссером. Джуман чуть было не пошла учиться на невролога, но занялась историей искусств: степень магистра она получила уже как дизайнер и костюмер. Поработала в театре, сделала линию вязаных свитеров, после чего переключилась на книжную иллюстрацию, а потом сочинила и нарисовала свой первый графический роман «Трилогия двоих» — о двенадцатилетних музыкальных гениях, близняшках Соне и Шарлотте, живущих в цирке. Работа заняла шесть лет.

Уэсу повезло буквально сразу, ему вообще не пришлось пробивать себе дорогу: после третьего фильма он становится знаменитым.

Дебютировав «Бутылочной ракетой», где почерк еще формируется (герои носили такие классные рубашки для боулинга, что вдохновили Prada на создание коллекции), он снимает «Академию Рашмор» (про свои школьные годы — все его фильмы глубоко личные) с десятимиллионным бюджетом и настоящей голливудской звездой — Биллом Мюрреем. А еще через пару лет — «Семейку Тененбаум», уже номинированную на «Оскар» и BAFTA. К третьему фильму его стиль уже полностью сформирован.

Дети как взрослые плюс яркие детали

Его драматургия всегда полна абсурдистских противоречий: его дети ведут себя как взрослые и наоборот. Вот маленький Чез Тененбаум продает дом отца, а отец забрасывает тухлыми овощами проезжающую машину. А визуальная манера характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, кадр всегда выстроен симметрично: главный герой или объект находится ровно по центру.

Во-вторых, у фильмов Уэса Андерсона впечатляющий продакшен-дизайн, где костюмы и интерьеры — произведения искусства.

Чез Тененбаум ходит в красном «адидасе», в траурные дни меняя его на черный, а блонд-гот Марго — в незабываемой рыжей шубе. Дом Тененбаумов набит предметами: Ричи фотографирует на антикварную «лейку», Марго звонит по розовому телефону, а ее комната оклеена обоями с принтом «зебра». После этого фильма Андерсона стали называть «стилистом от режиссуры» — за кукольный дом, созданный так дотошно и перфекционистски.

Карен Патч, художницу по костюмам, Уэс попросил не просто ничего не покупать, а все делать самостоятельно. Тогда Карен нарисовала платье, а Lacoste одобрили и разрешили поставить на него логотип. Шуба Марго сделана Fendi по рисунку самого Андерсона. Знаменитые чемоданы и сумки братьев Уитменов из «Поезда на Дарджилинг» Марк Джейкобс делал по эскизу Эрика Андерсона, брата Уэса. И наконец, персонажи самого детализированного фильма Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“» выглядели в соответствии со скетчами, нарисованными его женой Джуман Малуф.

«Отель „Гранд Будапешт“» как ода любви

Они нигде не афишируют ни дату знакомства, ни дату свадьбы, но встреча случилась примерно перед съемками «Поезда на Дарджилинг». В «Фантастическом мистере Фоксе» (2009) Джуман уже озвучивает сотрудницу лаборатории Аньес (в которую Фокс влюбляется, но она предпочитает ему кузена, Кристофферсена) — это прямой намек от режиссера. А в «Королевство полной луны» и вовсе вложено посвящение. Кроме того, в этом фильме тоже есть работы Малуф-иллюстратора — обложки книг, которые Сюзи Бишоп украла из библиотеки, от «Одиссеи Франсин» до «Девушки с Юпитера», нарисованы ей. Любовь к книгам у Джуман тоже детская: «Когда я была маленькой, то хотела быть библиотекарем». Эти двое должны были пожениться, настолько они подходили друг другу.

Взять хотя бы их общую, довольно редко встречающуюся черту — маниакальную страсть к детализации. «Разглядывая книжные иллюстрации, я всегда поражалась, что художников не волнуют детали одежды их героев, — говорит Джуман. — Мои персонажи выписаны от носков до волос». Тем же выписыванием занят и Уэс Андерсон.

Оба они вволю оттянулись на самой высоко оцененной его работе «Отель „Гранд Будапешт“», получившей один из четырех «Оскаров» за лучшую работу художника-постановщика. Чего только нет в этом фильме, вместившем в себя целый антикварный салон!

Цветовые решения тоже «на пределе»: ярко-красные стены лифта в сочетании с сиреневыми ливреями слуг и розовые коробки кондитерской Mendel’s. После фильма «Отель „Гранд Будапешт“» отельеры единодушно взяли его интерьеры за образец, то же сделали рестораторы, оформляя пространства в стиле Уэса Андерсона. Кстати, в Милане есть кафе Luce, оформленное им самим. Кто-то стал продавать обои с принтом зебры, а кто-то чемоданы как из «Поезда на Дарджилинг».

Новый фильм — ода Парижу

Жизнь пары между Парижем и Нью-Йорком располагает к новым автобиографическим фильмам: Парижу будет посвящен новый фильм Уэса Андерсона — в переводе на русский он будет называться «Французский вестник. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“». Десятый фильм режиссера покажут в рамках конкурсной программы Каннского кинофестиваля. Уэса и Джуман уже ждут на красной дорожке в нарядах, продуманных до мелочей. Уэс, впрочем, одевается скромно — как утверждает Vogue, он шьет костюмы на заказ у Варама Матеорсяна, владельца нью-йоркского ателье Mr. Ned, предпочитая вельвет и исключая черное.

Эпиграфом к последнему графическому роману Малуф взята фраза: «Двое, рожденные одинаковыми, рождены счастливыми».

Этот же эпиграф легко применим и к роману любовному: если в жизни, а не только в кино и возможны гармония, симметрия и волшебство, то вот он, тот самый случай.

Комментарии
Вам будет интересно