Сыворотка Fem Fatal’ против акне: фатальный провал или ошибка?
Сначала ютьюбер Катя Конасова делала обзоры одежды с AliExpress и разоблачала шоурумы. И вот принялась за бьюти-бренды. Свежее почти часовое видео — про симпатичную голубую сыворотку, которую вы, наверное, не раз видели в инстаграме у блогеров, — Катя готовила три месяца.
В ролике приняли участие 20 человек: химики, юристы, производители косметики и другие эксперты. Сейчас он находится на втором месте трендов YouTube, его посмотрел миллион пользователей, обсуждения в Instagram набирают по несколько тысяч комментариев. Коллективный иск против бренда Fem Fatal’ подписали больше 200 человек.
Постарались быть объективными, сопоставив аргументы и факты.
1. Антибиотик в составе
Катя Конасова отдала флакон на экспертизу, по итогу которой в составе средства нашли антибиотик тетрациклин. Его используют в том числе для лечения угревой сыпи и розацеа. Казалось бы, на это сыворотка и направлена, но антибиотики входят в перечень запрещенных веществ в парфюмерно-косметической продукции.
Кроме того, назначить лечение акне антибиотиками уполномочен только врач — с детальным описанием программы и курса. Лекарство не может просто продаваться в Instagram.
Если тетрациклин в составе все-таки есть и он не указан на упаковке или же сайте бренда, то это уже нарушение Закона «О защите прав потребителей». В соответствии с ним изготовитель должен возместить стоимость сыворотки и покрыть иные затраты.
2. Мало информации о бренде и продукте
Опять же Закон «О защите прав потребителей». Покупатель, то есть мы с вами, вправе знать, где и как производятся крем, сыворотка и вообще что угодно. На сайте бренда есть информация о фактическом и юридическом адресе компании. Спойлер: это Чебоксары.
Катя Конасова и ее команда разоблачителей отправились туда, но на месте не нашли признаков производства. Для сравнения блогер съездила на завод «КоролёвФарм». Там она узнала, как должно выглядеть реальное изготовление косметики: соблюдение стерильности, куча цистерн, правильная вентиляция, собственная лаборатория и десяток профессионалов. Сделать сыворотку по соседству с офисами нельзя.
Кстати, на сайте компании «КоролёвФарм» — куча сертификатов, список ингредиентов и подробное описание производства. Как и положено.
После публикации видео Кати Конасовой подписчики просили Fem Fatal’ показать сертификаты и место производства косметики. На момент написания этого материала брендом были опубликованы скрины об испытаниях продукта, а также декларация о соответствии стандартам Евразийского экономического союза. Для опровержения этого недостаточно, считают в комментариях. Про место производства компания пока молчит.
3. Живые реакции
Документы документами, законы законами, но вдруг сыворотка правда помогает и ей можно все простить? В ролике Катя Конасова привела десятки негативных отзывов от покупателей Асne Remover: раздражения, ожоги, увеличение количества прыщей. А кому-то сыворотка просто не помогла. Несмотря на это, в Instagram легко находятся и хвалебные комментарии — для них у Fem Fatal’ есть отдельный аккаунт.
Кстати, если потребителя не устраивает результат или, чего хуже, косметика наносит вред здоровью, производитель обязан понести за это ответственность — вернуть деньги и выплатить установленный судом размер моральной компенсации.
Мы решили дать возможность высказаться участникам конфликта — Кате Конасовой и основателю бренда Fem Fatal’. А также связались с химиком-экспертом и попробовавшими сыворотку блогерами.
Катя Конасова,
автор расследования:
С брендом и его представителями я лично не встречалась, потому что меня обязательно бы узнали. С компанией связались мои коллеги. Они договорились о деловой встрече как оптовые покупатели косметики, которые хотят открыть франшизу. Поэтому удалось добыть максимально честную информацию.
Открою секрет: меня подключили к встрече по скайпу, без видеосвязи. Никто не догадался, что по ту сторону экрана говорила я.
Бренд сейчас пытается восстановить репутацию, что очень сложно. В официальном инстаграме появляются посты-оправдания, но аудиторию этим уже не убедить.
Мой директ взорван историями с печальными последствиями применения голубой сыворотки. Иногда люди прикладывают фото, и тогда становится реально страшно.
Я уверена, что блогеры меня поддержат. Многие уже рассказали своим подписчикам о случившемся. Нужно понимать, что блогеров тоже ввели в заблуждение — рекламодатели не раскрывают нам такие «секретики». И в наших же интересах убрать с рынка подобные компании.
Что дальше? Я буду держать аудиторию в курсе всех событий. Вместе с юристами мы готовим документы для подачи в соответствующие органы. Более двухсот человек присоединились к коллективному иску. Привлечь внимание закона поможет только совместная работа и огласка. Надеемся, что продукцию проверят, людям возместят ущерб, а в Instagram станет меньше сомнительных брендов.
Александр Потапов,
основатель Fem Fatal’:
Самое важное — сыворотка Acne Remover не содержит антибиотиков. Других запрещенных в косметике компонентов тоже. Средство прошло испытания и получило декларацию соответствия. Невозможно зарегистрировать один состав, а продавать другой. Проверяющие органы быстро устанавливают такие случаи и накладывают юридические санкции. Если бы все было так, вы бы узнали об этом уже давно и точно не от блогера-разоблачителя.
Сейчас в отношении нас происходят настоящий кибербуллинг и травля. За один день мы стали самым ненавистным брендом. Нам очень нужна помощь, чтобы доказать, кто на самом деле врет. Мы отправим средство на независимую экспертизу в пять лабораторий, которые выберут наши подписчики, и напишем в Роспотребнадзор. Также призываем всех, у кого есть сыворотка, отправить ее на экспертизу и опубликовать результаты в соцсетях. В отношении ролика хотим провести судебное разбирательство.
Катерина Карпова,
химик-технолог, основательница косметического бренда Pure Love:
У меня и ранее были сомнения относительно производств в Чебоксарах. Но я старалась соблюдать нейтралитет.
История меня сильно впечатлила. Насколько же надо быть меркантильным, безответственным, как сильно не любить людей. Лечение акне — сложная история, по факту совершено преступление перед обладателями проблемной кожи. Такой состав приведет к осложнениям, исправить которые уже не так легко.
Последние тенденции в дерматологии основаны на мягком подходе к лечению акне. Пребиотики, незаменимые жирные кислоты и ретинол дают в синергии эффективные результаты. При назначении антибиотиков выявляется больше побочных реакций.
Валерия Полегенская,
Блогер @plgnsk:
Я не доверяю всему, что происходит в телевизоре и в интернете, потому что вижу все изнутри. И не доверяю разоблачению в том числе. Много вариантов, почему блогер может атаковать бренд. К примеру, хайп, привлечение внимания к продукту (что, кстати, очень хороший и умный ход), взаимный пиар. Думаю, цель ролика — не в предостережении людей. В интернете почти нет альтруистов.
Жду, чем же ситуация закончится.
Анастасия Фурса,
блогер @fursanastasia:
Да, я тестировала сыворотку. У меня не было на нее аллергической реакции, остались приятные впечатления. Но нужно учитывать, что у меня в целом не склонная к акне кожа.
Не сомневаюсь, что разоблачение сыворотки Fem Fatal’ — абсолютная правда.
У меня был случай с компанией Riche: они прислали мне продукцию Fem Fatal’ в такой же упаковке, как и Riche, с подписью: «город Чебоксары».
Чебоксары — столица бьюти-бизнеса России, без всяких сомнений.
В том, что бренды продаются в Instagram, нет ничего плохого. Это отличная площадка. Просто они и блогеры, которые выпускают косметику, должны купить все сертификаты и понимать, что есть такая Катя Конасова, которая может их разоблачить. И делает она это заслуженно и грамотно.
За собой никакой вины не чувствую — я просто потребитель и тестирую косметику. Я не отношу ничего в лабораторию до тех пор, пока не начнется что-то плохое с кожей. Но прецедентов пока не было.
Фото: femfatal_lefami