#OscarsSoBoring: чем вас не удивит номинация на «Оскар» за лучший грим и прически
Макияжная номинация имеет мало общего с привычными нам образами с ковровой дорожки — обычно ее дают за лучший пластический грим, а остальные образы уходят на второй план. И ключевая проблема большинства этих фильмов — по ним никогда не скажешь, что они заслуживают «Оскар».
Представьте зал, полный кинокритиков и звезд первой величины в вечерних платьях, и тут по нему разносится долгожданное объявление: «And the Oscar goes to… The Nutty Professor» («И „Оскар“ достается… „Чокнутому профессору“»). Довольно комичная ситуация, ведь даже у фильма про снежного человека «Гарри и Хендерсоны» есть свой «Оскар» в этой категории. Можно догадаться, что это его единственная награда.
Жанровое разнообразие фильмов-лауреатов тоже крайне ограниченно: ужасы, комедия, исторический фильм. В последние три года киноакадемия отдает предпочтение картинам, просмотр которых создает впечатление, что в них снимались не голливудские актеры, а реальные люди нужного режиссеру времени.
Подобные махинации российскому массовому зрителю знакомы по фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой». Грим был невероятно реалистичен, а имя актера, исполнившего роль Владимира Высоцкого, долго не раскрывалось даже после выхода картины. Конечно, у людей сложилось ощущение, будто умерший автор-исполнитель песен сыграл сам себя.
В интервью «Кинопоиску» гример Петр Горшенин рассказал про процесс создания грима:
Потом уже начинается работа с актером: гример смотрит, как получившийся грим и человек взаимодействуют. При неточностях приходится лепить новую скульптуру — за время съемок «Высоцкого» таких было девять. Работа над пластическим гримом заняла полгода.
Поэтому можно понять нелогичность награды, когда ее одновременно дают человеку, который работал над гримом шесть месяцев, мейкаписту с матирующей пуховкой и стилисту по волосам, когда в кадре прически в стиле “I woke up like this”.
А ведь иногда, чтобы работа гримера запомнилась, не нужно тратить полгода на создание силиконовых накладок. Если вспомнить фильм «Заводной апельсин», то в голову приходят не только жестокие сцены насилия, но и белоснежный костюм главного героя и гиперболизированные нижние ресницы. «Когда Гарри встретил Салли» — пышные и вечно растрепанные волосы Салли с короткой челкой, «Криминальное чтиво» — идеальное каре Мии, «Бриолин» — любой персонаж оттуда, «Хищные птицы» — разноцветные волосы и макияж Харли Квинн, «Я, Тоня» — розовые щеки и фиолетовые губы, и многое другое.
Но у Американской киноакадемии иные критерии выбора победителя в категории «Лучший грим и прически».
Смотрите сами на лауреатов прошлых десяти лет.
2010
«Человек-волк» (The Wolfman),
Rick Baker and Dave Elsey
Сразу видно, как сильно киноиндустрия продвинулась в плане спецэффектов: фильм на стыке десятилетий тяготеет скорее к нулевым. В кадре малоправдоподобные превращения в оборотня с помощью компьютерной графики и пластического грима Рика Бейкера и его протеже Дэйва Элси.
Но киноакадемия осталась довольна и вручила Бейкеру седьмой и последний «Оскар». Сейчас гример постит в инстаграме счастливые фото себя и различных скульптур, напечатанных на 3D-принтере.
2011
«Железная леди» (The Iron Lady),
Mark Coulier and J. Roy Helland
Удивительно, но Дж. Рой Хелланд оказался причастен к этой статуэтке довольно случайно — он просто является постоянным визажистом Мерил Стрип на протяжении последних лет 30. А вот Марк Кулир на постоянке занимается пластическим гримом, и эта статуэтка стала для него первой.
С помощью накладки на нос, изменения структуры скул и челюсти им удалось преобразить известную актрису в первую женщину, занявшую пост премьер-министра европейского государства, — Маргарет Тэтчер.
2012
«Отверженные» (Les Misérables),
Lisa Westcott and Julie Dartnell
Гримеры решили брать масштабом, превратив даже массовку в жителей Франции XIX века с ее антисанитарией и болезнями. Все это пришлось воссоздавать на вполне здоровых актерах, добавляя шрамы, сгнившие зубы, следы от кандалов, тысячи татуировок того времени.
![](https://ceditor.setka.io/clients/xgWeg1kbAPuTM4NqlnIf0jRIjqw9Aus9/post_images/HTwq0XSA6cn2sOx80Rf9LQ.jpg)
![](https://ceditor.setka.io/clients/xgWeg1kbAPuTM4NqlnIf0jRIjqw9Aus9/post_images/5BBDjddOM9tDTUpzIkwd1w.jpg)
2013
«Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club),
Adruitha Lee and Robin Mathews
Интересный факт: из бюджета на макияж выделили всего $250. И это на 28 дней съемок (в этот момент вся редакция понимающе вздохнула). Все это время Робин Мэтьюз превращала Мэттью Макконахи и Джареда Лето из полностью здоровых людей в больных СПИДом. Иногда несколько раз в день.
На протяжении съемок оба актера были истощены и не набирали вес, но так как это требовалось по сценарию, выручал макияж, ведь с его помощью любые щечки становились круглыми. А вот на пластический грим денег не хватило — для сыпи по всему телу пришлось использовать крупу и кукурузную муку.
![](https://ceditor.setka.io/clients/xgWeg1kbAPuTM4NqlnIf0jRIjqw9Aus9/post_images/vMUFUJI_A5bPnODL4GW3MQ.jpg)
![](https://ceditor.setka.io/clients/xgWeg1kbAPuTM4NqlnIf0jRIjqw9Aus9/post_images/ZgvCS1HyNTKYmIqHp19-Xw.jpg)
2014
«Отель „Гранд Будапешт“» (The Grand Budapest Hotel),
Frances Hannon and Mark Coulier
Фокус с перевоплощениями сработал и здесь, потому что многие до сих пор не знают, что в фильме снялась Тильда Суинтон. В роли пожилой женщины с кучей возрастных пятен по всему телу. С этим ей помог уже знакомый нам по фильму «Железная леди» Марк Кулир, отвечавший и за весь пластический грим на площадке. Да, за знаменитое родимое пятно на щеке Агаты тоже.
![](https://ceditor.setka.io/clients/xgWeg1kbAPuTM4NqlnIf0jRIjqw9Aus9/post_images/Op-HgOjnJgkCcakX1NMhoQ.jpg)
![](https://ceditor.setka.io/clients/xgWeg1kbAPuTM4NqlnIf0jRIjqw9Aus9/post_images/1EgP6GMvdYrCXFLNjjLzBA.jpg)
2015
«Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road),
Damian Martin, Lesley Vanderwalt, and Elka Wardega
Еще один фильм, который берет массовостью и демонстрирует постапокалиптическое будущее. Если коротко, то «Оскар» дали за обмазанные грязью лица, сияющую от пота кожу, ссадины, парики и татуировки. А вот перевоплощение Николаса Холта в Накса с кучей шрамов, огромными синяками вокруг глаз, будто зашитыми губами и множеством кровоподтеков можно посмотреть в двухминутном таймлапсе.
2016
«Отряд самоубийц» (Suicide Squad),
Alessandro Bertolazzi, Giorgio Gregorini, and Christopher Nelson
Одна из самых спорных побед, потому что (будем честны) фильм откровенно плох. Так еще и у местного клоуна в исполнении Джареда Лето на лбу выбито “Damaged” (англ. «поврежденный»).
Но приз достался фильму за Убийцу Крока (персонаж полностью сделан из протезированных частей и боди-арта, напоминающего шкуру рептилии) и Зачарованную со множеством татуировок по всему телу и волосами как у злой сестры Рапунцель.
2017
«Темные времена» (Darkest Hour),
Kazuhiro Tsuji, David Malinowski, and Lucy Sibbick
Триумфальное возвращение Казухиро Цудзи на экраны после затяжной депрессии из-за работы над «Гринчем» (и он был не один такой, подробности тут) открывает парад исторических картин с полным перевоплощением актеров. На этот раз — Гэри Олдмен и Уинстон Черчилль. Сами догадайтесь, кто в кого перевоплощался. Если сравнить изображения обоих мужчин, то вы легко увидите, что между ними нет ничего общего. Но полгода работы над идеальным гримом делают свое дело.
Интересный факт: парик с редеющей прической был изготовлен из волос маленьких детей. Делайте с этой информацией, что хотите.
![](https://ceditor.setka.io/clients/xgWeg1kbAPuTM4NqlnIf0jRIjqw9Aus9/post_images/O2VfR6Re_AMip_KoAJ0iQw.jpg)
![](https://ceditor.setka.io/clients/xgWeg1kbAPuTM4NqlnIf0jRIjqw9Aus9/post_images/NAn0t_HWIFt54EFnkfEjGw.jpg)
2018
«Власть» (Vice),
Greg Cannom, Kate Biscoe, and Patricia Dehaney
Это первая победа Грега спустя десять лет после «Загадочной истории Бенджамина Баттона». А прямо перед ней он получил техническую статуэтку за разработку специального силикона для использования в кинолентах.
Снова типичная история для награждения: из кареты (40-летних Эми Адамс и Кристиана Бейла) в тыкву (70-летних Линн и Дика Чейни). Для ветерана индустрии Грега Каннома статуэтка стала четвертой в коллекции.
![](https://ceditor.setka.io/clients/xgWeg1kbAPuTM4NqlnIf0jRIjqw9Aus9/post_images/x3OsoHU0pWJo8LMC2F5YpQ.jpg)
![](https://ceditor.setka.io/clients/xgWeg1kbAPuTM4NqlnIf0jRIjqw9Aus9/post_images/ursKTac10boAWozpIOIkdA.jpg)
2019
«Скандал» (Bombshell),
Kazuhiro Tsuji, Anne Morgan, and Vivian Baker
Казухиро Цудзи не удалось уйти на пенсию с миром, но кто будет жаловаться, когда в кармане еще одна статуэтка?
В этом году: перевоплощение Шарлиз Терон в журналистку Мегин Келли, а Джона Литгоу — в Роджера Айлза. Фильм выходит в российский прокат только 13 февраля, поэтому детальные подробности нам пока неизвестны. Но слеза, пущенная по напудренному лицу, и все такие же идеальные губы и скулы проигравших Джокера и Малефисенты нас пока не отпускают.
![](https://ceditor.setka.io/clients/xgWeg1kbAPuTM4NqlnIf0jRIjqw9Aus9/post_images/6NUC1eta0qjmfhouk2sZXw.jpg)
![](https://ceditor.setka.io/clients/xgWeg1kbAPuTM4NqlnIf0jRIjqw9Aus9/post_images/E_eDYBhO99S057aERuKD-g.jpg)
Если лень смотреть все фильмы, которые выиграли в этой категории (понимаем), а строить из себя Антона Долина все равно хочется, то интернет все продумал за вас. В видео ниже лауреаты с 1981-го по 2016-й.