#Яжемать: как научить подростка любить себя
Меня зовут Светлана Родина. Я — мать троих детей: Полины (17), Марии (16) и Федора (8). С 18 лет я увлекаюсь психологией, теорией взаимоотношения полов и коммуникацией людей друг с другом. Когда родились дети, начала применять все свои теоретические знания к ним.
Менялась я, менялись мои взаимоотношения с детьми. В процессе я поняла, что большая часть уверенности в себе и принятия своего тела закладывается родителями через безусловную любовь к своему ребенку.
Самая большая родительская ответственность — научить ребенка любить себя и свое тело как часть единой личности и организма.
Мое мнение: тут важна общая слаженная работа двух родителей. И если мы говорим о девочках, то колоссальное влияние имеет отец как первый и главный мужчина в жизни маленьких женщин. Важно поощрять красоту своих дочерей и всячески стимулировать их самооценку.
Мой папа, например, никогда не считал меня красавицей, и когда я получила титул «Лучшая модель года», никак не могла понять: за что? Мне казалось, что все девочки вокруг были достойней меня. Несколько лет я погружалась в свое подсознание и разбирала свои отношения с родителями у психолога. Причем меня очень любили. Но только сейчас я поняла и выявила для себя формулу родительской любви: принимать любые чувства (включая негативные) своего ребенка, переваривать их и выдавать любовь. Подростку сложно выдержать себя и свои эмоции. И тут родителю необходимо помочь ему, обладая большим терпением и выдержкой, любовью и пониманием.
Очень важно отделить свои проблемы и переживания из детства, чтобы не транслировать их детям, а просто дать им возможность пережить свой собственный опыт.
А нам — только поддерживать и мотивировать. По мнению психологов, подростковый период — один из самых тяжелых в жизни человека. Когда «шпарят» гормоны и хочется секса, а нельзя. Когда нужно найти свой круг общения и в нем самоутвердиться, понять, кто ты есть и куда идешь, сдать ОГЭ и ЕГЭ, определиться с профессией и поступить в университет — и все это под жестким давлением школы, общества и родителей. Когда уже есть ответственность за слова и поступки — как моральная, так и юридическая, и это тоже давит. Когда у подростков все еще есть рамки, установленные родителями, но нужно вырваться из них, прощупывая, насколько их возможно раздвинуть.
И тут необходимо отпускать родительский контроль, рассчитывая на сформированное между взрослыми и детьми доверие. То, что транслируют родители детям, — поддержка и понимание этого сложнейшего периода — бесценный вклад в развивающуюся личность.
Поэтому, я думаю, перед тем, как планировать детей, взрослым 100% нужен курс психоанализа, чтобы разобраться со своими детскими страхами и неуверенностями.
Или хотя бы знать о них, чтобы потом не перекладывать этот опыт на своих детей.
Принятие детей как личностей должно быть уже с рождения. Сначала они познают мир и любовь через мать и грудное вскармливание. Чем чаще мать прикладывает ребенка к груди, тем уверенней и защищенней малыш себя чувствует. Это ядро и колыбель самооценки личности. Я вообще считаю, что все болезни психосоматичны. На колики и плач ребенка тоже сильно влияет близость матери и младенца. А уже потом вся эта неудовлетворенность базовых потребностей ребенка уходит глубже и формирует хронические болезни.
Дальше ребенок растет, и ему необходимо его личное пространство. Слово «нельзя», на мой взгляд, должно использоваться, только если есть опасность для жизни. И обязательно объясняйте эту опасность или причину запрета. Во всех остальных случаях нужен диалог и еще раз диалог, свобода выбора для поступков и наращивание своего собственного опыта. Ведь даже в негативных поступках свобода выбора тоже должна быть: причинно-следственную связь между действием и наказанием должна сформировать у подростка ответственность за принятие решения.
Как в детском, так и во взрослом мире есть рамки — закон. Нарушать его или нет — выбор каждого человека. И конечно же, родителям нужно быть готовыми ко всему: всегда есть шанс, что что-то пойдет не так. Ребенок может попробовать курить, выпить. Важно не ругать, а рассказать о последствиях, и аргументы типа «это вредно для здоровья» тут не работают.
Гораздо продуктивней предупредить про желтые зубы или запах изо рта: внешность для подростков важнее здоровья.
Мы со старшими дочками очень часто разговариваем о наркотиках. Смотрим ролики в ютьюбе, читаем статьи. Они должны знать врага в лицо. Недавно я рассказала Полине и Маше про аборты, предохранение и другие женские штучки.
Нет вопроса, на который я не смогла бы дать ответ своим детям. И нет вопроса, который они не смогли бы мне задать.
Любой, даже самый «неудобный» вопрос — это и есть доверие.
Фото обложки: cecile_hoodie.