«Госпожа, заклеймите меня». История NXIVM — тренингов личностного роста, оказавшихся сектой
Сегодня тренинги личностного роста невероятно популярны — кажется, что буквально все вокруг стали профессиональными коучами и готовы рассказывать, как поменять жизнь, заработать миллионы и обрести успешный успех.
Профессионализм и компетенцию этих коучей часто можно поставить под сомнение, но это не смущает ни их, ни их последователей. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в социальные сети — тут тебе и марафоны желаний, и курсы по раскрытию женственности, и тренинги по карьерному росту. Деньги и время будут потрачены, но есть ли в этом толк — большой вопрос.
Но бывает и так, что под безобидными тренингами личностного роста скрываются настоящие секты, где процветают манипуляции, обман, насилие и даже сексуальное рабство. Такие, как американская секта NXIVM — скандальная организация, из-за которой пострадали тысячи женщин. Рассказываем ее историю.
Невинные цветные шарфики
1998 год. В живописном городке Олбани, штат Нью-Йорк, человек по имени Кит Раньер открывает небольшой тренинг-центр под названием NXIVM (название произносится как «нексиум» или «нексиам»).
Помогает ему в этом Нэнси Зальцман — медсестра психиатрического отделения, которая обладает навыками гипноза и нейролингвистического программирования. Обучение идет по разработанной ими же программе Executive Success Programs, или, коротко, ESP («программы успеха для руководителей»), основная цель которой — обретение простого человеческого счастья.
А будет счастье — будет и все остальное. И добиться этого, как утверждали основатели, не так уж и сложно — всего-то нужно перепрограммировать мышление и направить его в нужное русло.
Такие личностные тренинги тогда были довольно новым явлением, вскоре их популярность распространилась далеко за пределы Олбани. Под лозунгом «Вперед к лучшей версии себя» NXIVM развивался и расширялся — со временем тренинг-центры открылись и за пределами США, в Канаде и Мексике. Позволить себе эти курсы могли только состоятельные люди — цены были очень высокими: 16-дневное обучение стоило $7500, а пятидневный интенсив — $2700.
Неудивительно, что курсы пользовались популярностью у элиты — знаменитостей, успешных бизнесменов и даже членов семей высокопоставленных чиновников. Так, в числе последователей Раньера была актриса Эллисон Мэк из «Тайн Смолвиля» и дочь бывшего президента Мексики Ана Кристина Фокс.
За 20 лет, с 1998 по 2018 год, курсы ESP прошли около 17 тыс. человек. Но это не была организация богатых людей — к Раньеру приходили те, кто считал, что его жизнь в тупике, не знал, куда идти, чувствовал неуверенность в себе.
Одна из прошедших через секту женщин вспоминала, что сперва ей все казалось смешным: система наставничества, цветные шарфики, обозначавшие твое «повышение», — но быстро NXIVM стала частью ее жизни, заменила семью, она чувствовала себя счастливой внутри секты, а получив шарф лидера, почувствовала, что сбылась ее мечта.
Больше секретности, больше
NXIVM соблюдала строгую политику конфиденциальности относительно своих программ и методик тренингов. Их содержание всегда было охраняемой коммерческой тайной, а участники подписывали договоры о неразглашении. Некоторым из них, долгое время вовлеченным в программы, предлагали привлекать новых членов в организацию за определенную комиссию.
Приверженцы Раньера утверждали, что он — один из самых умных и этичных людей на планете, а его тренинги способны не только помочь расти как личность, но еще и излечивать болезни, например диабет.
Но методы Раньера были, как выяснилось, антинаучными: критики обвиняли его в создании культа, разрушении психического состояния своих последователей, их изоляции от семьи и вовлечении в странные ритуальные практики.
Впервые об этом заговорил Forbes в 2003 году, но вся правда стала известна лишь спустя 14 лет, в 2017 году, после того как The New York Times опубликовала серьезное журналистское расследование о том, что на самом деле представляла собой NXIVM.
Господин над покорными спутницами
Журналисты издания начали расследование о NXIVM после того, как несколько бывших участников секты обратились к ним со свидетельствами того, что на самом деле включал в себя «личностный рост».
Как оказалось, внутри организации существовало тайное сестринство под названием DOS (Dominus Obsequious Sororium — латинская фраза, которую можно перевести как «господин над покорными спутницами» или «господство над подчиненными женщинами»).
Согласно обвинениям и показаниям бывших участниц, это скрытое сестринство функционировало как своеобразная система рабовладельческого многоуровневого маркетинга: каждая из женщин, бывших секс-рабынями Кита Раньера, имела возможность вербовать еще шесть женщин, которые становились ее рабынями, а со временем могли сами стать рабовладелицами.
Каждая новая участница внутри DOS была обязана предоставить своей «госпоже» или самому Раньеру компрометирующие материалы в виде интимных фотографий, «чувствительной» личной информации или других компрометирующих документов в качестве «обеспечения».
Женщинам угрожали распространением этих материалов в случае неподчинения или попытки покинуть организацию. Рабыни рабынь выполняли различные задания, включая домашнюю работу, но интимные отношения имели право устанавливать только с Раньером. «Госпожи» отвечали за подготовку своих рабынь к этим отношениям и за их внешний вид.
Все участницы DOS должны были следовать низкокалорийной диете, поскольку Раньер предпочитал худых женщин. За любое непослушание или несоблюдение требований участниц подвергали физическому насилию, штрафам или голодовке.
Госпожа, пожалуйста, заклеймите меня
Важными подробностями того, что происходило на церемонии вступления в DOS, с журналистами The New York Times поделилась канадская актриса Сара Эдмондсон, которую в секту привела Эллисон Мэк. Эдмондсон была первой женщиной, публично осудившей организацию, и раскрыла ужасающие подробности.
Согласно показаниям Эдмондсон, в ходе церемонии новые участницы должны были полностью раздеться, надеть маску для сна на глаза, лечь на массажный стол и произнести фразу:
«Госпожа, пожалуйста, заклеймите меня, это будет честью».
Лорен Зальцман (дочь Нэнси Зальцман) выступала в роли «госпожи». Эллисон Мэк и еще три женщины держали Эдмондсон за плечи и ноги, в то время как на нее наносили клеймо чуть выше лобка. Эта мучительная процедура проводилась без обезболивания и длилась 20–30 минут.
Еще одной известной участницей сестринства была Индия Оксенберг, дочь американской актрисы Кэтрин Оксенберг. Она присоединилась к NXIVM в 2011 году.
В течение года девушка придерживалась крайне низкокалорийной диеты (500 калорий в день), чтобы снизить свой вес до 48,5 кг. В мае 2017 года она призналась своей матери, что была подвергнута клеймению. Целью подобных практик было «личное усиление» женщин, которые якобы страдали от своей непокорности и чрезмерной эмоциональности.
Я не раскаиваюсь
Расследование The New York Times вызвало огромную общественную реакцию. Члены NXIVM стали массово покидать организацию, в дело вступили правоохранительные органы. Кит Раньер пытался скрыться в Мексике, но в феврале 2018 года была подана жалоба в федеральный суд с просьбой о выдаче ордера на его арест.
Власти Мексики арестовали Раньера в марте и депортировали его обратно в Нью-Йорк. Суд был долгим и сложным, но в итоге Раньер был приговорен к 120 годам лишения свободы, а секта NXIVM была запрещена. Невероятно, но сам Раньер свою вину так и не признал. «Я действительно не раскаиваюсь, потому что не считаю, что совершил эти преступления», — сказал он в суде.
Его соратникам также предъявили обвинения — той самой Нэнси Зальцман, ее дочери, главному бухгалтеру Кэти Рассел. Кража личных данных, вымогательство, секс-торговля, мошенничество, препятствование правосудию, отмывание денег — вот не полный список предъявленных им обвинений. Зальцман частично признала свою вину и получила 3,5 года тюрьмы, также она выплатила штраф в $150 тыс.
Долгое время после разоблачения NXIVM и ареста ее лидера и нескольких его помощников история секты привлекала внимание общественности. Люди были заинтересованы в том, как такая организация могла продолжать существовать на протяжении многих лет, притягивая успешных и влиятельных людей.
Именно в это время появился документальный сериал HBO под названием «Клятва» (The Vow) режиссеров Джехен Нужейм и Карима Амера. Сериал стал еще одним шагом в раскрытии мрачной правды о секте и был основан на реальных событиях, свидетельствах бывших членов NXIVM и исследованиях, проведенных журналистами.
«Клятва» стала важным источником информации для широкой публики, которая узнала об особенностях работы этих тренингов и преступлениях основателей. У сериала два сезона. В первом сезоне зрители знакомятся с историями людей, которым удалось покинуть организацию NXIVM.
Во втором сезоне сериал пытается продемонстрировать, как манипулятивные техники функционировали внутри этой секты. Отдельное внимание уделили Нэнси Зальцман — в числе прочего она пыталась рассказать зрителям, что также была введена в заблуждение.
NXIVM была комбинацией многоуровневой маркетинговой схемы, продающей сомнительные «технологии» личного развития и культа личности. Она убеждала своих последователей, что реальность существует только в их интерпретации. С помощью методов нарративной терапии и психотерапевтических подходов, которые поощряют переписывание личности, лидеры NXIVM утверждали, что быть жертвой насилия — это сознательный выбор.
Фото: Shutterstock.