«О, девочка» и «Фу, не смешно!»: 6 вещей, которые бесят девушку-комика
Для нас шутки — способ расслабиться и отвлечься от проблем, а вот для комиков это трудоемкий процесс и полноценная работа. Особое место в мире юмора занимают женщины, которым, как оказалось, совсем нелегко делить сцену с мужчинами.
Поговорили с Елизаветой Остер, комикессой и основательницей школы StandUp Education, о роли женщины в российском стендапе и о том, что ее бесит во время выступлений. Дальше — только прямая речь.
Ты прежде всего девочка
Сообщество комиков — это мужское комьюнити. Ты никогда не останешься незамеченной, если ты и красивая, и смешная. Из-за этого девушкам часто дают поблажки, так как не воспринимают как коллег по цеху. Ты прежде всего девочка.
Отношение к девочкам в юморе и в комедии более лояльное. Ведущий перед твоим выступлением может сказать: «Давайте ее поддержим, она же девчонка!»
Девушки-комикессы борются за равное отношение. Мы так же, как и мужчины, пишем материал, приезжаем на выступления и держим тот же микрофон. Разницы между нами никакой нет.
Вечно думаешь, где взять деньги
Организаторы открытых микрофонов диктуют разные условия. Иногда тебе нужно платить, чтобы выступить, иногда привести определенное количество друзей, чтобы тебя допустили на сцену.
Мне кажется, это неправильно. Комик должен думать о своем материале, о том, как рассмешить публику, а не обеспечивать посадку заведению. И уж точно не платить за то, что он развлекает гостей. Такой подход убивает творчество.
Юмор — тоже работа
Юмор — тоже работа. Мы тратим время, придумывая шутки, сидим ночами, собирая материал, боремся со своими комплексами перед выходом на сцену. Но есть зрители, которые пренебрежительно относятся к стендапу.
Одни могут разговаривать во время выступления, другие — даже комментировать шутки. В стендапе таких людей называют хеклерами. Пьяные вообще могут спокойно выкрикнуть: «Фу, не смешно!»
На открытом микрофоне тебе дают три-пять минут на выступление. Когда время заканчивается, ты уходишь со сцены. Это нужно, чтобы все участники успели выступить и чтобы у каждого на это было равное время.
Как-то раз во время моего стендапа девушка решила, что ей нужно срочно встать и рассказать стихотворение. Кажется, она была пьяная. В итоге мне не хватило времени на свое выступление.
Еще, бывает, приходишь на мероприятие, а там булькает кальян, издает шум кофемашина, бармен трясет коктейль, и все эти условия мешают тебе нормально выступать. Это дико бесит! Понимаю, что на кухне тоже идет своя работа, но кальян…
А расскажи шутку!
Когда говоришь, что занимаешься стендапом, люди по умолчанию просят: «А пошути как-нибудь». Помню, я ехала в такси, и водитель решил спросить, чем я занимаюсь. Когда узнал, что я комикесса, тут же попросил:
«Ну расскажи мне свою шутку, отрепетируй».
Странно, что люди ждут, что ты можешь делать это с ходу. Даже если комик смешно шутит на сцене, это не значит, что он должен метать шутками каждую минуту в обычной жизни.
Не смешно!
Бывает, придумала классную шутку, а коллеги говорят: «Это уже было!» Обидно, потому что ожидания не оправдались. Ты придумал конфетку, а оказалось, что это уже сделал кто-то до тебя.
Грустно, когда рассказываешь шутку в тишину. Тебе самой от нее дико смешно, а вот залу не очень. К слову, во многом это зависит от аудитории. Поэтому в зависимости от публики одну и ту же шутку можно подать по-разному. Где-то она зайдет, а где-то ее в итоге не поймут.
Когда я прошла кастинг в Comedy Battle, стала работать с авторами проекта. Редактура там жесткая: твое творчество переходит в руки людей, которые отсматривают материал до выпуска в эфир.
Они говорят: «Это не смешно», «это нужно добить»… Подгоняют тебя под формат. Каждый раз больно выкидывать из выступления шутки, в которые ты сама при этом веришь.
Приходится сбавлять градус «красивости»
Что касается внешнего вида, у меня есть свои загоны. Мне кажется, что девочка в стендапе и девочка в обычной жизни — два разных человека.
Есть мнение: ты либо красивая, либо смешная.
Потому что те, которые, по мнению большинства людей, красивы, играют в комедии эскортниц и девушек легкого поведения. Такой вот стереотип.
Чтобы тебя слушали и ты могла доносить свои мысли, нужно как будто сбавлять градус «красивости». Условно, если в жизни я могу накрутить волосы и надеть кроп-топ, то на сцене я стараюсь облачаться во что-то мешковатое, обычно в худи и легинсы.
Еще я собираю волосы в хвост, чтобы не выглядеть ярко. Так я пытаюсь отвлечь всех от внешнего вида и показать, что я личность. И тогда они начинают видеть человека, а не просто красивую женщину.
Фото: личный архив.