Викинги тоже подводили глаза! Занятные истории о мужском макияже сквозь века

Сегодня некоторые испытывают глубокий шок, когда видят цветной маникюр у парней. На самом деле, мужчины красились во все времена.

В сериале «Викинги» одним из персонажей стал эксцентричный кораблестроитель Флоки — большой любитель подвести глаза черной краской. Таким прием сценаристы не выдумали. Путешественник Ибрагим ибн Якуб, живший в X веке и видевший скандинавских воинов, в своих заметках тоже писал о стойкой краске, которой викинги подчеркивали «красоту своих глаз».

Вообще викинги были довольно ухоженными, а не брутальными гигантами в рогатых шлемах. Археологи находили их бьюти-боксы, где были гребни для волос и бороды, прообразы пинцетов и зубочистки.

Писатель Дэвид Йи также добавляет, что у викингов были специальные средства для увлажнения бороды с добавлением масел из золы бука и козьего жира.

Мертвенно-бледные британцы

В 1558 году на английский престол взошла Елизавета I, которая запомнилась в том числе неестественно белым цветом лица. Королева намеренно покрывала кожу толстым слоем белой пудры. Этого требовали стандарты красоты, а еще косметика помогала скрыть шрамы, оставшиеся на лице Елизаветы после оспы.

Мужчины в Елизаветинскую эпоху тоже придавали лицу мертвенную бледность с помощью макияжа и нередко умирали от отравления. Косметика была токсичной из-за высокого содержания свинца, который если не убивал человека, то сильно портил кожу.

Актеры театра кабуки

Принято считать, что традиционный японский театр кабуки появился в 1603 году с подачи танцовщицы Идзумо-но Окуни. Больше двух десятилетий в кабуки правили женщины, пока в 1629 году власти не запретили им выступать под предлогом борьбы за нравы.

Так актерство в Японии стало чисто мужской профессией. Для выступлений актеры покрывали лица белым порошком оширои, подводили глаза, брови и губы.

Примерно в это же время зародился стиль макияжа кумадори — на белом лице актеры выводили линии разных цветов, которые символизировали характеры их персонажей. Красные полосы носили отважные протагонисты, синие — злодеи, а коричневые — исполнители ролей многочисленных монстров и духов из японского фольклора.

Французские модники и английские макарони

В XVII веке французский король Людовик XIV отнял у Мадрида звание модной столицы и навеки закрепил его за Парижем. Мужчины, как и женщины, много красились — выбеливали лица и румянили щеки, — чтобы продемонстрировать свой высокий статус. К аристократии быстро присоединились выходцы из низших сословий, которые хотели им подражать.

В Англии короли и аристократы тоже пудрили лица и румянили щеки, но во второй половине XVIII века мужской макияж внезапно стал проблемой.

«В последнее время среди нас появился вид животных ни мужского, ни женского, а среднего рода. Они говорят без смысла, смеются без шуток, едят без аппетита, занимаются сексом без страсти» — так сатирики описывали сторонников стиля макарони, который распространился среди английских юношей в 1760-х годах.

Новую моду они подсмотрели во Франции и немного «докрутили». Вели себя утрированно жественно, одевались на грани дурного вкуса и роскоши, часто злоупотребляли косметикой и носили высокие парики.

Макарони были обычной субкультурой — подростками, которые своей одеждой и макияжем бросили вызов английской морали, — и старшему поколению англичан это не нравилось. Юноши пропагандировали стиль Франции, с которой английское королевство находилось в натянутых отношениях.

Строгие нравы XIX века

В 1837 году началась эпоха правления британской королевы Виктории, которую писатель Дэвид Йи называет «самой скучной эрой в истории». Использование декоративной косметики не поощрялось среди женщин и тем более среди мужчин. Королева считала макияж вульгарным и говорила, что носить его могут только проститутки и актрисы — разницы между ними она, кстати, не видела.

Дошло до того, что в 1885 году в Англии, рассказывает Дэвид Йи, внесли поправки в уголовное законодательство: «Мужчин приговаривали к каторжным работам и порке за то, что на их теле была обнаружена косметика».

В других странах мужчин за макияж не наказывали, но использование ими косметики тоже осуждали — это считалось женской прерогативой. Например, восьмой президент США Мартин Ван Бюрен вполне мог претендовать на второй срок, если бы не пользовался косметикой.

Его критиковали за расточительство и писали, что Ван Бюрен «может потратить сотни долларов на покупку одеколонов и косметических средств». Но именно пристрастие президента к косметике помогло его конкуренту Уильяму Генри Гаррисону выстроить «очень мужественную» предвыборную кампанию и занять президентский пост.

Голливуд любит мейк-ап

XX век стал началом ренессанса мужского макияжа. Мужчины носили косметику в кино: любимец женщин Рудольфо Валентино подводил глаза, как и Чарли Чаплин, который еще и наносил на лицо слой белого грима. Этого требовали особенности черно-белой пленки, на которую снимали до середины 1930-х, — с макияжем лица актеров выглядели выразительнее.

В 1950-е годы музыкант Литтл Ричард, стоявший у истоков рок-н-ролла, ввел в моду высокий начес, всегда безупречные костюмы и тонкую линию подводки на нижнем веке. Этот образ позднее примерил Элвис Пресли и проложил своим последователям дорогу не только в музыке, но и в макияже, который с годами стал еще заметнее.

Если выбирать одно десятилетие, когда мужской мейк достиг абсолюта, то это будут 1970-е.

Тогда британец Дэвид Боуи создал своих персонажей Зигги Стардаста и Аладдина Сейна — андрогинных инопланетных принцев c яркими молниями и блестящими сферами на лицах.

В это же время в Америке набирал популярность протопанк, где пионеры жанра New York Dolls брали косметику у своих подружек и выходили на сцену в боевой раскраске. В 1980-е их стиль нашел отражение в образах глэм-металлистов Motley Crue, которые не жалели помады и румян.

XXI век: макияж как бизнес

Мужчины, если не брать в расчет Викторианскую эпоху, красились всегда и со вкусом. Сегодня косметика становится для них не только инструментом самовыражения, но и прибыльным бизнесом. Визажист Марио Дедиванович красит себя и Ким Кардашьян, получая при этом миллионы, скандалист Джеффри Стар развивает бьюти-империю имени себя.

Если еще в прошлом веке макияж делали неформалы и нонконформисты, то сегодня даже бейсболист Алекс Родригес выпускает собственную линейку корректирующих средств. Да, ему тоже хочется замаскировать морщины и пигментные пятна.

В XXI веке красятся все: и бьюти-блогеры, и южнокорейские айдолы, и новое поколение рокеров Måneskin, и рэперы.

Больше образов, новостей и историй в наших каналах в Telegram и «Дзен». Подписывайтесь!

Фото обложки: Дамиано Давид из группы Måneskin — Stefania D`Alessandro / Getty Images.