AR-макияж: что это и как скоро мы на него перейдем?
В 1968 году информатик Айвен Сазерленд создал, как принято считать, первый в истории шлем дополненной реальности «Дамоклов меч». Устройство подключали к компьютеру, который выводил на наголовный дисплей виртуальную среду — каркасные модели комнат и предметов. Конструкция шлема была довольно примитивной и неудобной, но сам факт его изобретения стал настоящим прорывом AR-технологий — до этого момента они существовали разве что в контексте научной фантастики. Сейчас инструменты дополненной реальности используют всюду: от медицины и военной промышленности до геймдева и индустрии красоты.
В бьюти-отрасли AR-технологии держатся на трех китах: компаниях GlamST, ModiFace и Perfect Corp — ведущих разработчиках виртуальных зеркал и инструментов для анализа кожи. Первопроходцем стала ModiFace, основанная в 2006 году — во времена, когда Стив Джобс еще не успел анонсировать запуск первого iPhone. Изначально команда стартапа трудилась над сайтом, куда пользователи могли загрузить свои фотографии и «примерить» новые губы, носы и глаза. У ModiFace быстро нашлись клиенты среди бьюти-компаний — один из первых заказов поступил от L’Oréal. Специально для бренда Garnier, принадлежащего конгломерату, AR-разработчики создали инструмент, корректирующий пигментные пятна на фотографиях.
Запуск технологии прошел практически незамеченным, но сотрудничество не прекратилось. В 2014 году L’Oréal представили приложение MakeUp Genius — разработанное ModiFace интерактивное зеркало для виртуального тестирования косметики. В первый год MakeUp Genius загрузили более 20 млн раз — это было первое коммерчески успешное применение AR-технологии в бьюти-индустрии. В марте 2018 года L’Oréal сообщили о приобретении ModiFace, а спустя несколько месяцев стало известно о покупке GlamST ритейлером Ulta Beauty. Сейчас самостоятельно продолжает развиваться только Perfect Corp, который собрал в своем портфолио технологии виртуальной примерки макияжа для Estée Lauder, Benefit, e.l.f. cosmetics и еще нескольких десятков брендов.
Зачем бьюти-компании вкладываются в AR-технологии
Крупные игроки отрасли не принимают необдуманных решений, а потому, инвестируя в инструменты дополненной реальности, компании действовали на перспективу. Руководители L’Oréal еще семь лет назад осознали, что физические тестеры декоративной косметики мало подходят даже для офлайн-продаж. Покупателям неудобно тестировать десятки оттенков помады в реальности, а AR-технологии позволяют сделать это в считаные минуты, накладывая виртуальные изображения поверх фотографий пользователей.
К тому же тестеры нередко становятся рассадниками бактерий и вирусов. Пандемия COVID-19 лишь усилила цифровизацию индустрии, когда стало известно, что коронавирус способен оставаться на различных поверхностях от двух часов до нескольких дней. В новой ковидной реальности судьба тестеров была окончательно решена — бьюти-ритейлеры начали отказываться от традиционных методов «примерки» макияжа, развивая AR-направление.
Еще одна причина развития технологий — желание корпораций и брендов привлечь молодую аудиторию. Сейчас работа компаний сосредоточена на миллениалах и представителях поколения Z, ради которых они поддерживают социальные инициативы, меняют формулы и внедряют инновации. Исследования показывают, что 72% джензеров готовы использовать инструменты дополненной реальности для покупки косметики и одежды, поэтому бренды заинтересованы в собственной цифровизации для увеличения продаж.
Влияние социальных сетей
Несколько лет назад ленты социальных сетей пестрели фотографиями с AR-масками, которые накладывали на изображения пользователей собачьи уши и носы, инфантильные детские бантики и крылья бабочек. Тенденция зародилась в Snapchat, но со временем фильтры для изменения внешности (и окружения) появились в Instagram, Zoom и Skype. Настоящий AR-бум пришелся на 2019 год, когда Instagram позволил всем желающим создавать и загружать собственные маски.
Приложению даже удалось породить новую категорию блогеров — AR-инфлюенсеров, художников дополненной реальности.
В Instagram, по традиции, виртуальная красота существует во всем разнообразии. Так, арабская визажистка Софи Катирай создает фильтры, выравнивающие тон кожи, увеличивающие губы и ресницы. И напротив, британская AR-художница Ommy с помощью технологий дополненной реальности анимирует тени для век и создает маски, из-за которых на зубах появляются брекеты.
В современном мире создатели фильтров пользуются не меньшей популярностью, чем ведущие визажисты. Фильтры Пейдж Пискин, которая называет себя «AR/XR-мейкап-художником», успели засветиться в Instagram-аккаунтах Билли Айлиш и Дуа Липы и в клипе Граймс My Name is Dark. Кстати, Илон Маск тоже оценил работы Пейдж — одну из масок он использовал на фотографии их с Граймс сына X Æ A-12.
— Elon Musk (@elonmusk) May 5, 2020
Перспективы AR-макияжа
Пока COVID-19 диктует правила социального дистанцирования и влияет на офлайн-торговлю, бренды продолжают развивать AR-технологии. В 2020 году свои студии виртуального макияжа появились у Burberry Beauty и Lancôme, а L’Oréal выпустили первую в истории коллекцию косметики для видеочатов в Zoom и Skype. В декабре о своем сотрудничестве с Perfect Corp и ModiFace объявил Google — теперь поиск косметики M·A·C, Charlotte Tilbury и брендов из портфеля L’Oréal дополнит возможность AR-примерки. Даже Avon, чья стратегия продаж долгие годы держалась на каталогах, запустил приложение Personalized Beauty, чтобы представители компании могли демонстрировать покупателям косметику с помощью смартфонов.
Дополненную реальность признали технологией, которая формирует будущее индустрии красоты, но внедрение AR-инструментов закономерно вызывает много вопросов. В покупке косметических средств важны ощущения — нам нравится трогать косметику, оценивать ее текстуру и запах, общаться с продавцами. Бьюти-компании реагируют на запросы покупателей и внедряют функции онлайн-чатов для связи с консультантами, но с остальным дело обстоит сложнее. Технологии дополненной реальности не могут передать ароматы, часто неверно отображают текстуру или не синхронизируют тестируемые продукты с движениями пользователей. Ошибки в программах обходятся компаниям очень дорого — исследование ModiFace показало, что неверное отображение виртуального макияжа снижает конверсию на 22%. Иными словами, AR-технологии должны работать идеально, чтобы обеспечить клиентам опыт, близкий с ощущениями от реальных покупок.