1. Люди
  2. Истории
16 октября 2023

Потопила корабль, уморила леди Кромвель. Подлинные истории самых известных ведьм

Средневековая охота на ведьм унесла жизни десятков тысяч человек, большинство из которых были женщины, признававшиеся, как правило, в итоге в связи с темными силами.
16 октября 2023
7 мин

Начнем с базового. «Охота на ведьм» — это гонения против людей, которых подозревали в занятиях колдовством, включавшие ритуальные расправы. Такие процессы были в разные времена в разных странах, но, используя это словосочетание, мы обычно подразумеваем Западную Европу XV–XVIII веков.

Социальных и духовных причин преследования тех, кого подозревали в грехе колдовства, было множество: от того самого религиозного представления до борьбы с «вредительством посредством колдовства» и социального контроля в период становления в Европе раннего абсолютизма.

Так или иначе, в определенный период — с начала XVII века — ключевой фигурой становится женщина. Именно женщин чаще всего обвиняют в сделках с темными силами, они составляли большинство казненных (а общее число убитых в стремлении уничтожить «связанных с нечистой силой» оценивают в 40–60 тысяч человек).

Суд над Салемскими ведьмами

Поразительно то, что многие средневековые специалисты по ведьмам, которые инициировали эту охоту, были самыми образованными врачами, юристами и философами своего времени, и они считались гуманистами. На ведьм гуманизм не распространялся. Рассказываем, существовал ли на самом деле тайный культ Триединой Богини, и вспоминаем самых известных ведьм в истории.

Охота на ведьм

Примерно до XV века христианская церковь и европейские государства официально считали, что ведьм не существует и что сама вера в колдовство — какое-то странное языческое суеверие.

Потом из горных деревушек в Альпах в равнинную Европу добрались странные истории про женщин, которые наводят порчу на детей, насылают неурожаи и болезни. Началась всеобщая истерия. Поначалу просвещенные европейские правители как-то с этим справлялись и в судах ведьм оправдывали.

Издавались церковные документы, которые запрещали обвинять людей в колдовстве. Но страх перед колдовством был как лесной пожар — огонь шел как будто бы со всех сторон сразу. Скоро появились законы, по которым «охотникам» платили по фунту стерлингов за каждую обнаруженную ведьму. Тем более что социальные и политические процессы тому способствовали, например жесткие границы, которые устанавливал протестантизм.

Франсиско Гойя «Полёт ведьм», 1798 / wikimedia

Как писал Иоганн Линден в «Истории Трира», подозревать в колдовстве начали буквально всех, а «нотариусы, переписчики и содержатели трактиров богатели. Палач разъезжал на чистокровном жеребце, точно придворный, и одевался в серебро и золото; его жена соперничала с благородными дамами пышностью своего наряда».

Самое жуткое, что колдовство считалось crimen exeptum — обвиняемых в таком преступлении дозволялось пытать самыми страшными способами и сколько угодно раз. Под пытками ведьмы рассказывали про шабаши и плотские утехи с дьяволом и называли новые имена.

Больше всего ведьм сожгли в Германии, Швейцарии, Франции и Шотландии, дальше в этом печальном рейтинге следует Англия. Сохранилось письмо священника из Альфтера Дурена: «На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, 19-летнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… 3–4-летних детей объявляли любовниками дьявола. Дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».

Италию и Испанию охота на ведьм обошла стороной, почти не было этого и в Восточной Европе, в том числе в Московском царстве (известно всего около 200 судебных процессов по факту колдовства, и большинство обвиняемых были мужчинами).

Исследователи считают, что в православии идея греховности женского тела не занимала такого места, как у католиков и протестантов, а стало быть, и женщины большой угрозы для христианства не представляли.

Тайное женское антиобщество

Но почему судили, вешали, жгли, как правило, женщин? У историков есть разные гипотезы. Многие склоняются к тому, что именно женщины хранили устную языческую культуру, передавали ее от матери к дочери, от бабушки к внучке. Получалось, что женщины сопротивлялись окончательной победе христианства, а раз так, против них и выдвигались обвинения в колдовстве.

Есть версия, что тайный культ Триединой Богини в Западной Европе существовал на самом деле и все Средневековье крестьянки и бедные горожанки тайно поклонялись ей на сборищах, которые церковники и называли шабашами.

В XIX веке историк Жюль Мишле, автор термина «Возрождение» и человек, который с большим сочувствием относился к «ведьмам», был уверен, что тайное общество женщин и правда существовало (Мишле называет его «антиобществом»). Тирания сельских кюре и сеньоров довела средневековых домохозяек до ручки, и им пришлось объединиться.

Женские языческие обычаи и праздники долго никому не мешали. Их и не скрывали. Считается, что уже на закате Средневековья богословы демонизировали все эти обряды, описав их как черные мессы, шабаши и оргии. Инквизиция стала считать женские «антиобщества» сатанинскими и продолжала «охоту на ведьм», пока не сжила со свету языческую культуру. Эти теории не доказаны, но и не опровергнуты.

Испытания водой, Англия 17-й век

Элис Сэмюэл и черный чепец

В 1599 году у Джейн, 10-летней дочери богатого землевладельца Трокмортона, начались странные припадки. Она то чихала сто раз подряд, то кричала и в конвульсиях падала на землю.

Однажды, когда у Джейн был такой припадок, в дом вошла соседка миссис Элис Сэмюэл, бедная женщина 76 лет в немодном черном чепце с рюшами. Джейн закричала: «Смотрите, старая ведьма! Снимите с нее этот черный чепец, я не могу на нее смотреть!»

Джейн доставалось все внимание семьи. К ней приезжали 2 доктора из Кембриджского университета. С ней носились как с сокровищем. Через 2 месяца в припадках начали биться все 4 сестры Джейн, а потом и некоторые молодые служанки. Один из докторов заключил: налицо типичная злоба ведьмы.

Миссис Сэмюэл заставили прийти к детям, чтобы это проверить. Девочки увидели старуху в чепце, закричали, упали на землю в конвульсиях… Однажды в гости к семье приехала самая знатная леди округи, леди Кромвель.

Она увидела Элис, сорвала с нее чепец, быстро отхватила ножницами клок волос и бросила его в камин. «Мадам, за что вы меня так? Вам ведь я никакого вреда не сделала», — сказала Элис. Через полтора года леди Кромвель умерла.

К этому времени вся округа считала Элис ведьмой. Ее привезли к епископу, заставили назвать имена сообщников. Элис сказала, что ей помогали только 3 демона в обличье цыплят, но арестовали ее мужа и незамужнюю дочь Агнес. Их всех признали виновными в «причинении смерти леди Кромвель при помощи колдовства».

В итоге Элис Сэмюэл признала, что «дьявол познал ее плоть», а Агнес рассмеялась судьям в лицо: «Никто не сможет сказать, что я была ведьмой да еще и шлюхой». Семью казнили. Сейчас историки считают, что Джейн и ее сестры, подростки из богатой семьи, терпеть не могли старую и бедную Элис, поэтому они придумали всю историю и имитировали припадки.

Агнес Сэмпсон и кораблекрушение

1590 году шотландский король Иаков IV готовился встречать корабль, на котором прибывала его невеста Анна Данская. Накануне Хеллоуина начался страшный шторм, корабль чудом уцелел и пришвартовался где-то у норвежских берегов.

Король долго искал невесту, был в ярости. И был уверен, что все это дело рук проклятущих ведьм. По стране прокатилась волна арестов, и одна девушка под пытками назвала имя Агнес Сэмпсон, повитухи с репутацией целительницы.

Агнес схватили, привезли в тюрьму. На допросах она все отрицала, и даже когда ее допрашивал сам король, говорила, что невиновна. Но потом не выдержала и рассказала, что накануне Дня Всех Святых они с другими женщинами всегда собирались вместе, пили вино и плясали, а дьявол приходил к ним в самых разных образах и не раз — то в образе стога сена, то кошки, то мужчины.

Призналась она и в потоплении корабля посредством заговора с утоплением дохлой кошки. Что было дальше? Эшафот, виселица, сожжение тела.

Платье ведьмы из Верингенштадта, 1680

Лилиас Ади и волшебное похмелье

Лилиас была обычной шотландской вдовой лет 60, может быть, не самой приветливой. Но однажды сосед обвинил ее в своем похмелье. Нет, ну правда: молодой был — бочку мог вылакать, и ничего; а как эта подозрительная баба рядом поселилась, хоть не пей. Колдовское это похмелье, насланное. И пошло-поехало: «Держите детей подальше от Лилиас. Как бы чего не вышло!» — шептались соседки.

В 1700-х в Шотландии такие сплетни — худшее, что могло случиться с женщиной. Лилиас арестовали, и под пытками она призналась в сексуальной связи с дьяволом: «Это было на закате на кукурузном поле, дьявол был в шляпе, кожа у него холодная и бледная, на ногах копыта»… Она умерла раньше, чем завершился процесс, стойко выдержала все пытки и не назвала имени ни одной другой ведьмы.

---

Других ведьм сжигали, а эту похоронили на пляже, под каменной плитой в зоне между приливом и отливом. В ХХ веке останки Лилиас выкопали и сфотографировали, а в наши дни создали ее цифровой портрет.

Изобель Гоуди и ее полеты

Изобель Гоуди выглядела как стандартизированная ведьма из голливудского фильма: молодая, очень красивая, с кудрявой рыжей шевелюрой. Ее осудили в 1662 году в Шотландии. Изобель была едва ли не единственная женщина, которая охотно призналась в ведьмовстве сама, без пыток.

Рассказывала, как однажды она, совсем молоденькая девушка, встретила в церкви элегантного господина в сером костюме и с книгой в руках. Через 2 дня он пришел к девушке домой, и у них был фантастический секс (пенис у дьявола огромный и чешуйчатый).

Изобель рассказывала про шабаши, на которые она и еще 12 ведьмочек слетались на бобовых стручках, как она превращалась в кошку, вызывала неурожаи и бури. Больше никаких сведений о судьбе этой женщины нет, неизвестно даже, казнили ее или отпустили.

Фюсли Генрих изображение Ведьм из «Макбета» У. Шекспира, 1754

Изобель говорила странно, как древние барды — как будто бы балладами. Потом ее заклинания включат в сборники женской поэзии. Современные исследователи считают, что Изобель была ментально нездорова, так что все свои ведьминские приключения выдумала.

В 1894 году в Шотландии открыли «Ведьмин колодец» — памятник всем женщинам, погибшим в годы охоты на ведьм. Это бронзовый питьевой фонтанчик неподалеку от Эдинбургского замка, в том месте, где в Средние века сжигали ведьм.

Активистки сообщества «Ведьмы Шотландии» добиваются, чтобы в стране открыли большой национальный мемориал, чтобы помнить «об этой части шотландской истории и о том, как она повлияла на женщин».

Фото: Getty Images

Комментарии
Вам будет интересно