«Я танцую на протезе». Чемпионка России по аргентинскому танго — о реабилитации после аварии, мечтах и любимом макияже
Александре Одоевской — 32. Она преподает аргентинское танго и мечтает открыть свою школу. Танцует она на протезе — после чудовищной аварии, случившейся 11 лет назад.
До аварии она даже не думала, что всерьез будет заниматься танцами как спортом. Сейчас у нее уже два титула: чемпионка Москвы и России по аргентинскому танго.
Мы поговорили с ней о жизни «до», восстановлении после аварии и о том, как танцы могут спасти человека в сложные времена. Дальше — прямая речь.
А потом просто настала темнота
11 лет назад я попала в автомобильную аварию. Я была на пассажирском сиденье, дорога была мокрой после дождя, машину занесло, врезались в столб. Меня зажало, я потеряла сознание.
Пока ждали медицинскую помощь, я то отключалась, то просыпалась, все было смутно. Первое, что помню, — это как резали машину. Потом я лежала в скорой и спрашивала у фельдшера: «А что произошло? Как я выгляжу?» Старалась оценить ситуацию, но ничего не понимала. Врач ответил:
«Насчет бегать и ходить — посмотрим, главное, останься жива».
Это меня напугало. Дальше — коридор больницы, зажигают свет, на мне режут одежду. Было больно, я просила поскорее вколоть мне наркоз, чтобы ничего не чувствовать. А потом просто настала темнота.
Около двух недель я была в медикаментозной коме: левую ногу перебило так сильно, что ее пытались собрать по кусочкам, но не получилось остановить кровоток.
Потом заражение крови, гангрена, ампутация. Вторая нога тоже пострадала, сейчас в ней титановые стержни в бедре и голени. Да и в целом все тело получило большие травмы.
С этой ситуацией помогали справиться друзья и родители. Я рада, что все, кого я считала близкими, остались со мной рядом в такое непростое время. Друзья приезжали ко мне все лето, я буквально жила их историями, потому что у меня был сплошной день сурка. Было лето, от них пахло улицей, они были радостными и загорелыми.
Телевизор я смотреть не могла, книги читать тоже, потому что у меня было сотрясение. Только общение меня спасало. И только благодаря ему у меня даже есть светлые воспоминания о том времени.
Я была наедине только со своими мыслями
В момент аварии я училась на дизайнера одежды в МГПУ, была на третьем курсе. Так вышло, что наш факультет переехал в здание художественной школы, в которой я училась с 7 лет. Поэтому многие мои одноклассники поступили со мной на один курс, а преподаватели стали обучать нас уже на базе факультета. У меня была насыщенная творческая жизнь, вокруг художники, это было так весело.
После аварии все кардинально поменялось. Я реабилитировалась около года и при этом не брала академический отпуск, но первые пару месяцев на улицу старалась не выходить — процесс протезирования только начался. Много времени я проводила наедине со своими мыслями и вдруг поняла, что занимаюсь не тем, чем хотела бы. Потому что в 7 лет, когда я пошла в художку, это был не мой выбор, ну а дальше пошло по накатанной, привычная и родная рутина.
Я, конечно, окончила университет и даже пошла туда на второе высшее по специальности «педагог декоративно-прикладного искусства», но все равно это был не совсем тот путь, о котором я мечтала.
Недолго поработала персональным стилистом, подбирала людям гардероб, отшивала одежду со знакомой швеей. Но все равно думала о том, что всю жизнь я знала что-то одно и не видела никаких альтернатив. Чувствовала, что выбранная профессия мне не нравится. Я хотела попробовать себя в другом.
В итоге отучилась на ведущую, работала на радиостанции, стреляла из лука от Параолимпийского комитета, перепробовала множество видов спорта. И в какой-то момент открыла для себя танцы, но совсем тогда не думала, что это станет моей профессией.
Сейчас я не только преподаю аргентинское танго здоровым людям, но и занимаюсь вместе с партнером реабилитацией ребят с протезами ног. В частности, в моей протезной мастерской, которая называется «Орто-Космос».
Я никогда не чувствовала себя инвалидом
В танцы я попала благодаря фонду, который занимается реабилитацией людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата через танцевальные методики. Там я прозанималась несколько лет, но, поскольку это был инклюзивный фонд, меня смущало, что мы были как будто бы отрезаны от реального мира.
Вся наша работа оценивалась как деятельность людей с инвалидностью, а я себя такой не чувствовала. В фонде я познакомилась с аргентинским танго, и мне понравилось.Танго похоже на логическое продолжение жизни.
Тогда я влилась в большое сообщество, где взаимодействуют люди разных возрастов и профессий во время танцевальных вечеров, которые называются «милонга».
Так получилось, что я была там единственной девушкой с протезом ноги, но это мне совсем не мешало. И на первом же уроке танго познакомилась с Борисом, который потом стал моим партнером.
Хочу выглядеть ярко!
С того момента я начала основательно заниматься аргентинским танго. Первые соревнования случились всего спустя несколько месяцев тренировок, это был классный порыв.
Я приехала с летнего отдыха, Борис предложил мне поучаствовать в открытых соревнованиях и сказал: «Ты будешь единственная с протезом ноги, поэтому тебя будет тяжело сравнивать с другими участниками. Просто попробуй выступить, вдруг это будет классный опыт».
К этим соревнованиям мы особо не готовились и, по-моему, не заняли призового места. Но мне очень понравилось, появился азарт. Мы начали более системно заниматься и планировать наши дальнейшие выступления.
Уже в 2020 году мы стали чемпионами Москвы в категории «Танго эсценарио» — это поставленный номер, когда партнеры заранее знают свою часть, а остальное танго — это импровизация. На чемпионате России мы победили в двух категориях: «Милонга» и «Нуэво».
На соревнованиях обязателен яркий макияж и вечерняя прическа. Конечно, нет именно правила, где прописано, как должен выглядеть человек на выступлении, но, глядя на других партнерш, я не хочу выглядеть менее ярко. Я не люблю тратить много времени на макияж, поэтому до танцев никогда не делала себе сложных причесок.
Когда столкнулась с такой необходимостью, долго искала, что мне подойдет, собрала косметичку со средствами. Теперь я делаю яркие глаза со стразами и блестками, люблю наносить тени. Ну и иногда крашусь помадой.
Во время танца ты внутри себя
Танго очень перекликается с реальной жизнью, это меня и влюбило. Танцуя с другим человеком, ты обязан оставаться собой и постоянно работать над своей техникой и эмоциями.
Как любит говорить мой партнер: «Есть связь, но нет зависимости».
Во время танго вы двигаетесь вместе, но, когда отпускаете руки, каждый твердо стоит на ногах и продолжает движение.
Когда я только начинала заниматься, меня поражало, как много инсайтов приходит во время тренировки. Вроде ты прислушиваешься к своему телу и стараешься им управлять, а в голову лезут мысли о жизни. Танец помогает побыть наедине с собой, подумать, прожить нужные эмоции.
Сейчас я мечтаю стать всемирно известной и открыть школу. Мы с партнером уже даже создали свой бренд и основали школу CyberTango. Надеюсь, мы обзаведемся красивым помещением в центре города, а наша школа сможет объединить всех учеников. Это и здоровые люди, и ребята с протезами, а еще мы занимаемся с подопечными «Московского долголетия», поэтому также есть много активных и заинтересованных людей старшего возраста.
Мечтаю, чтобы мы с нашей командой начали путешествовать и выступать на международных соревнованиях, поставить вместе со своим партнером танцевальное шоу.
Мне всегда нравилось помогать людям, потому что это меня заряжает положительными эмоциями. Так как из-за травмы в начале мне приходилось детально разбирать каждое движение, я могу легко объяснить людям, как работает их тело и что с ним происходит.
А еще я 10 лет занималась художественным ремеслом и писала с натуры, поэтому в анатомии тела тоже хорошо разбираюсь. Я хочу и дальше помогать людям, потому что танго укрепляет не только тело, но и душу.
Фото: