1. Люди
  2. Истории
19 июля 2023

На столах тогда не лежали. Исторические несоответствия в фильме «Жанна Дюбарри»

К сегодняшней премьере фильма с Джонни Деппом «Жанна Дюбарри» разобрали образы эпохи короля Людовика XV. Все ли правдоподобно с прическами и макияжем в новой картине Майвенн Ле Беско?
19 июля 2023
5 мин

20 июля пройдет мировая премьера фильма с Джонни Деппом в главной роли — «Жанна Дюбарри» режиссера Майвенн Ле Беско. Картина рассказывает историю любви французского короля Людовика XV, правившего c 1715 по 1774 год, и девушки из низкого сословия Жанны Бекю.

Через постели аристократов, благодаря своим чарам и покровительству графа Дюбарри она достигает французского двора Бурбонов, который погряз в интригах за пару десятилетий до французской революции.

Критики уже пишут о том, что фильм будет сплошным визуальным удовольствием: режиссерка Майвенн арендовала Версальский дворец (для фильма не строились идентичные павильоны, его декорации — настоящие комнаты Людовика XV — ред.) и поместила в него максимум декораций и костюмов, отражающих эпоху конца XVIII века.

Главная героиня и придворные сохраняют макияжи и прически уходящего стиля рококо, французский король старательно примеряет внушительный белый парик, никаких случайно (и специально) прокравшихся в кадр «конверсов» (как это было с Марией-Антуанеттой в экранизации Софии Копполы).

Но мы помним, что реставрация образов никогда не будет самим образом, поэтому, даже старательно поддерживая достоверность, мы все равно не получаем зеркальную реальность прошлого.

Так насколько достоверны образы Людовика XV, Жанны Бекю и графа Дюбарри? Разобраться во всех подводных камнях исторического бьюти помог Евгений Пчелов, кандидат исторических наук, завкафедрой Историко-архивного института РГГУ и специалист по истории европейских монархий.

Евгений Пчелов
кандидат исторических наук, специалист по истории европейских монархий

Это был белокурый ангел

Премьера фильма состоялась в этом году на открытии 76-го Каннского кинофестиваля, и уже тогда, по словам Евгения Пчелова, ее начали критиковать, окрестив даже не околоисторической, а псевдоисторической. Главным образом — из-за подбора актеров.

«Когда Дюбарри познакомилась с Людовиком XV, ей было 25 лет. Это была белокурая девушка с округлыми чертами лица, бледной кожей и ясными глазами. Благодаря своей красоте она и смогла добиться видного положения в обществе.

В этом вы можете убедиться, если посмотрите на ее портреты Виже-Лебрёна или Франсуа-Юбера Друэ. Она отлично подходила под стандарты красоты того времени. К тому же у нее была не худощавая фигура, это была девушка с внушительными формами, что особенно ценилось в то время», — рассказывает Евгений Пчелов.

Франсуа-Юбер Друэ. Портрет Дюбарри, 1782 / wikimedia

По словам историка, за свою внешность Дюбарри получала прозвище Ангел. Последняя фаворитка французского короля была мало чем похожа на актрису и по совместительству режиссера фильма Майвенн. И дело даже не в цвете волос, а в сложении и стандартах красоты того времени — конца XVIII века.

Есть замечания и к королевскому образу. «Несмотря на то что мы все рады возвращению Джонни Деппа на экраны после его судебного разбирательства, его образ также был сильно недоработан гримерами. Людовику XV на момент встречи с Дюбарри было уже 58 лет, но выглядел он, ссылаясь на оставшиеся портреты, очень привлекательно.

Он притягивал женщин не только властью, но и своей красотой. Он был подтянут и выглядел моложе своих лет. Образ Джонни Деппа, возможно, истощенного конфликтами, возможно, так понявшего и отыгравшего роль, далек от образа короля, который влюбил в себя эту молодую девушку», — говорит Пчелов.

«Немытые космы»

Несмотря на то что Дюббари часто носила свободную прическу — собранные только на затылке волосы, все же ее локоны выглядели совершенно по-другому. Они были всегда очень тщательно уложены.

Распущенные ведьминские кудри Майвенн, по словам историка, никак не могли существовать в условиях строгих бьюти-правил двора Бурбонов, где все если и не носили парики, то собирали очень замысловатые прически. Двор Людовика XV и так недолюбливал фаворитку за ее романтичные легкие прически и образы, Дюббари не могла позволить себе полного хаоса на голове.

По выражению Евгения Пчелова, прическа главной героини скорее похожа на «немытые космы» — именно так бы их окрестили при дворе.

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри» (2023)

Манеры, неподходящие для Версаля

Перед тем как знакомиться с новым фильмом про Дюбарри, можно посмотреть ленту «Мадам Дю Барри» 1954 года, снятую Кристиан-Жаком. В ней отдельное внимание уделено манерам двора того времени.

Несмотря на то что режиссер Майвенн сняла для съемок залы Версаля, поведение свиты короля и самой Дюбарри, по словам эксперта, выглядит в них ненатурально и разнузданно. Например, героиня даже при всей сложности своего характера и непокорности не могла позволить себе лежать на столе или специально, назло королю, нарушать правило не поворачиваться к монарху спиной.

Самоуверенность Дюбарри в фильме якобы и стала ключом к любви короля, однако в реальной жизни такое едва ли было возможно.

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри» (2023)

«С этом фильме есть мотивы эстетики уродства — в поведении Дюбарри и двора Людовика XV. Это напомнило мне советские фильмы, в которых гротескно высмеивалось поведение русских дворян. То, как ненатурально ведут себя герои, не могут скрыть даже великолепные убранства Версаля», — считает Евгений Пчелов.

И речь идет не об отношении к главной героине, потому что со двором у нее правда были натянутые отношения. Например, очень холодно она относилась к Марии Антуанетте, невесте наследника престола. И это было взаимно. Жанну Дюбарри не любили и дочери Людовика XV.

Но эти гонения никак не отражались на дворцовом этикете, который чтили не только члены королевской семьи, но и молодая девушка, которая пыталась устроиться в мире французской аристократии и играла по ее правилам. Она не могла ехать на охоту с распущенными волосами, сидеть, закинув ногу на ногу, или не придерживаться этикета. За это ее бы выставили из дворца.

Осовремененный макияж

«Нужно отметить, что у актрис в фильме очень современный макияж. Это все же Франция в период эпохи рококо. Макияж в то время не предполагал ярких четких линий, выделения глаз и губ. Тут мы опять же можем обратиться к многочисленным полотнам художников», — говорит Пчелов.

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Дюбарри, 1782 / wikimedia

Девушки в то время все еще продолжали пудриться, но даже их кожа стала не насколько бледной, а тем более они перестали сильно наносить яркие румяна на щеки, как это было принято. «Макияж стал более деликатным и акварельным, я бы назвал его мягким. Без жестких переходов», — добавляет он.

В фильме два перегиба в создании образов: макияж либо максимально утрированный, или слишком близок к современности. Пример первого — когда к огромным белым парикам добавляются яркие розовые оттенки на щеках (это отлично видно в сцене первой встречи Дюбарри и Людовика XV).

Второй вариант мы видим, например, в сцене охоты, когда у Дюбарри сильно подчеркнуты брови (которые обычно у девушек были светлыми и запудренными) и губы.

Фото: кадр из фильма «Жанна Дюбарри» (2023) / Франсуа-Юбер Друэ. Портрет Дюбарри, 1782 / wikimedia

Комментарии
Вам будет интересно