1. Люди
  2. Истории
22 мая 2024

Капучино по настроению. Каннский фестиваль — как это было в лицах и ситуациях

Не в формате прямой трансляции, а в формате наблюдений.
22 мая 2024
4 мин

Обстановка на набережной Круазет больше напоминала в этом году лагерь для взрослых, увлеченных кино, нежели закрытый вип-ивент по приглашениям.

Уиллем Дефо обнимается с фанатами в холле отеля «Карлтон», актер Александр Кузнецов стоит в очереди на показ отреставрированного «На игле» в смокинге на пляже, а на траву у Дворца фестивалей и конгрессов в «очередь последней минуты» не брезгают садиться даже обложенные контактами профессионалы индустрии.

По понятным причинам в этом году Каннский фестиваль был полон ожидаемых премьер: от «Мегалополиса» Копполы, который режиссер «Крестного отца» готовил 40 (!) лет, до «Видов доброты» Йоргоса Лантимоса с харизматичным звездным составом и, конечно, «Лимонова» Кирилла Серебренникова, уже встреченного волной смешанных отзывов на Letterboxd и за его пределами.

Как Каннский кинофестиваль ощущается изнутри и что делает это событие таким особенным, рассказываем в нашем репортаже с места событий.

Side quests

Между главным фестивальным гранд-театром Люмьер и 4 основными залами — Дебюсси, Бунюэль, Агнес Варда и Базен — жизнь кипит не меньше, чем во время фотоколла на tapis rouge (красной ковровой дорожке).

Многие посетители приезжают на набережную на весь день, добравшись из пригорода Канн и ближних городов Лазурного побережья, поэтому и швец, и жнец, и на дуде игрец здесь каждый первый — макияжи перед премьерой делаются вместе с солнечными ваннами на газоне, а выпускающиеся как горячие пирожки кинорецензии публикуются прямо во время пресс-конференций и паблик-токов.

Конечно, на сцене театра Дебюсси прямо сейчас Мерил Стрип рефлексирует о своей многолетней карьере, но карьера многих здесь только начинается, и откладывать кликбейтный заголовок не получится даже на час.

Между переодеваниями за большими пляжными сумками и дракой за last-minute-билеты можно встретить немало начинающих артистов, приехавших в Канны для селф-промо. Не получив аккредитацию, они гуляют у павильонов с афишами своих фильмов или просто номерами телефонов, подписав: «Хочу стать актером!»

На удивление, делают это не зря — так легко попасть на 3-минутное интервью на местном france.tv или brut. А еще вас охотно запостят в соцсети те, кто теряет драгоценное время в Каннах в очередях за проходом на премьеру без билета и должен сделать интересный контент. Работа на себя — тоже работа.

Закрытые комнаты

В Дворец фестивалей, контроль на входе в который можно сравнить разве что с подготовкой к полету в космос, участников ждут самые классные плюшки — свежая пресса каждый день, террасы с лучшим видом на набережную и, конечно, бесплатный кофе от постоянного Каннского партнера Nespresso.

В этом году, правда, об экономической рецессии намекают проблемы с молоком — в латте вам откажут, а капучино сделают по настроению (надо вовремя подружиться с бариста), зато подадут черный allongé или эспрессо макиато.

В Каннах Nespresso также устраивают самые оживленные вечеринки в своем павильоне на пляже — в прошедшие выходные чашечку доппио уже разделили актеры Барри Кеоган, приехавший на фестиваль с «Птицей» Андреи Арнольд, и Хантер Шеффер, которая могла бы оказаться в Каннах и без премьеры Лантимоса — мерцающие наряды так обыграть может не каждый.

Этажом выше бесплатного кофе расположен зал пресс-конференций, куда пускают строго по иерархии аккредитаций, причем предугадать спрос на визит каста фильма можно не всегда.

Если появление Фрэнсиса Форда Копполы ожидаемо оставило многих желающих за разделительной лентой, то на обсуждении «Второго акта» Квентина Дюпье, открывающего фестиваль, оставалось несколько свободных мест. Что это — откровенно плохой фильм или не удивляющие французов национальные артисты — непонятно.

Луи Гаррель уверенно выходит из зала и курит вейп, попутно что-то обсуждая с продюсером Хьюго Селиньяком, а актер Рафаэль Кенар, полюбившийся зрителям после черной комедии «Янник» того же режиссера, долго шутит с посетителями. Игра не заканчивается на фестивальном экране — здесь она продолжается в закрытых комнатах.

«I’ve got somewhere to be»

В интервью с президентом жюри 77-го Каннского кинофестиваля Гретой Гервиг недавно подметили, что в ее фильмах все время кто-то куда-то бежит. Режиссер «Барби» и «Маленьких женщин» уверенно отвечает: «Да. I’ve got somewhere to be» («Мне есть где быть»).

В Каннах тоже все куда-то бегут — на очередь перед сеансом, на поиски еды или даже отдать билет людям у дворца, чтобы избежать no-show штрафа, так что, остановившись на мгновение, несложно встретить и отечественных комментаторов.

Вот кинокритик Антон Долин* бежит куда-то от дворца фестивалей перед премьерой «О, Канада», а вот ведущий Денис Катаев* доедает сэндвич перед ночным показом «Серфера» с Николасом Кейджем в Grand Théâtre Lumiere.

У гранд-театра Люмьер, кстати, особая атмосфера — если вы когда-то задумывались над тем, что standing ovation гарантирует качество фильма, то здесь это не индикатор успеха, а всего лишь традиция.

Зал на 2 300 человек хлопает во время заставки с лого фестиваля, орет на внезапных моментах в один голос и, конечно, завершает показ фильма «стоячими овациями» на несколько минут. Как и зал в Дебюсси, Агнес Варда или кинозалы, отвечающие за другие категории фестиваля, такие как Quinzaine des cinéastes и Semaine de la critique.

Длительность аплодисментов тоже не всегда показатель — фильм «Серфер» вне конкурса, закончившийся полтретьего ночи, был самым шумным за первую неделю. То ли это сводящая с ума история об австралийском культе, то ли радость зрителей от того, что можно идти спать.

Игры в переодевания

В Каннах строго соблюдается дресс-код для показов фильмов — вечерние премьеры подразумевают tenue de soirée, смокинг или платье, а презентации с актерами и режиссерами имеют пометку tenue correcte — никаких открытых сандалий, шортов или растянутых худи с графичным принтом.

Зато все вышеперечисленное можно заметить на повторных показах фильмов — там секьюрити не особо важно, в чем вы пришли. Только пользуются возможностью расслабиться единицы: на 2 недели фестиваля Канны превращаются в игры в переодевания, где выход из дома в перьях приравнивается к скромному.

Каждый прикасается к энергии выращенных индустрией гигантов, высматривает локации для фотографий в свои соцсети и следит за осанкой. Почти каждый. Еще сюда приезжают ради кино.

** Признаны иностранными агентами.

Фото: личные архивы.

Комментарии
Вам будет интересно