Главные факапы производителей косметики всех времен: как выпали волосы и горела тушь
Сейчас главная задача всех производителей косметики — сделать продукцию безопасной, но так было не всегда! Рассказываем про глобальные факапы первопроходцев косметического производства.
Легковоспламеняющаяся тушь для глаз
Тушь в те времена делали из экоматериалов: преимущественно из угольной пыли, которую разбавляли другими произвольными субстанциями. Например, викторианские дамы смешивали сажу с соком бузины.
Из плюсов: очень экофрендли. Позже рецептуру доработали и начали использовать в качестве разбавителя темных красителей пальмовый воск. Из-за этого тушь выглядела как шоколадка — по форме и консистенции. А затем изобрели вазелин! В XIX веке Юджин Риммель начал использовать его как основу для туши.
Аналог современной туши был изобретен в 1913 году. Его создал химик Терри Л. Уильямс для своей сестры Мэйбл. Тушь состояла из угольной пыли и того же вазелина. Но если тушь Риммеля была в виде твердого брусочка, то Уильямс сделал ее уже кремообразной, что оказалось значительно удобнее. Тогда же и родилось название бренда Maybelline, в котором легко угадать имя сестры и слово «вазелин».
А вот легковоспламеняющейся тушь стала стараниями Элены Рубинштейн. В 1939 году она билась над созданием такого средства, которому бы были не страшны слезы, — и добавила в него скипидар. Запах от упаковки был соответствующий (немного елки в бензине), зато обещания производителя средство выполняло.
Было водостойко. Вот только скипидар — вещество умеренно токсичное, поэтому такая тушь вызывала многочисленные конъюнктивиты, аллергические реакции и раздражение. А еще она легко воспламенялась, потому что скипидар отлично горит.
Эксперименты закончились, когда в 1958 году Макс Фактор решил добавлять в тушь пчелиный воск и пальмовое масло. Кстати, примерно тогда же Элена Рубинштейн придумала и близкую к современной форме упаковку для туши.
Радиоактивный крем для лица
В 1898 году Пьер и Мария Кюри открыли новый радиоактивный элемент — радий, а спустя тридцать с лишним лет им заинтересовалась бьюти-индустрия, так же как и Кюри, еще не догадывающаяся о высокой радиотоксичности элемента. Так появился бренд косметики Tho-Radia.
Своим клиентам он предлагал кремы, помады, тушь и румяна — все с новомодным радием в составе. Увлечение этим убийственным ингредиентом закончилось после громкого дела «радиевых девушек»: работницы фабрики US Radium Corporation раскрашивали радиолюминесцентной краской циферблаты и подкрашивали заодно остатками краски лицо, чтобы оно красиво светилось под софитами на танцах.
Однако последствия такого эксперимента не заставили себя ждать. У работниц начали ломаться кости и появился некроз челюсти, ведь они облизывали кисточки с краской, так как руководство объявило ее полностью безопасной.
Одна из девушек погибла, когда у нее буквально отвалилась челюсть из-за полученного облучения. Всего за один год работы из 70 человек умерло 10, а остальные начали страдать разными неизлечимыми заболеваниями.
После долгих судебных разбирательств все производители косметики убрали наконец радий из составов. А для желающих светиться сейчас существует безопасный фосфоресцирующий грим.
Ядовитые краски для волос
С сединой боролись довольно радикально: ведь если не успеть постареть, то седины и не будет. Во всяком случае, такие мысли приходят, когда узнаешь состав популярной краски для волос в XIX веке — «Воды доктора Сакса».
Средство, продаваемое в Париже, содержало пикротоксин — сильнейший яд. После закрашивания седины такой краской у женщин возникали сыпь, отеки глаз и сильное шелушение кожи головы.
Другим популярным ингредиентом красок для волос были ядовитые соли свинца. С их помощью можно было стать блондинкой, а еще получить отравление токсичными парами. Сколько человек серьезно пострадало — неизвестно, потому что никакого надзора за качеством косметической продукции в век вееров и зонтиков не было.
Ядовитое окрашивание закончилось в 1907 году с изобретением химика Юджина Шуллера. Он пообещал своей жене, что придумает что-то безопасное для окрашивания ее волос, и так появилась первая абсолютно безвредная краска L’Auréole («Ореол»). Позже компания получила имя L’Oréal. «Однажды миллионы брюнеток захотят стать блондинками», — пророчески сказал Шуллер, и, в принципе, так и получилось.
Больше образов, новостей и историй в наших каналах в Telegram и «Дзен». Подписывайтесь!