Как менялся идеал женщины в искусстве
Как в действительности выглядели женщины с древнейших времен до начала XX века, понять довольно трудно. Единственное, что осталось от этих эпох, — живопись. Тогда в стремлении к идеалу художники создавали образ, которому мало кто соответствовал. Искусство плотно переплеталось с модой, а мода чутко реагировала на видение гениев от искусства.
Длинные рыжие волосы девушек Боттичелли, пышность женских форм Рубенса, трогательная хрупкость моделей Вермеера — скорее не отражение реальности, а реальность художников, которую они подчиняли своей воле.
Воображаемая красота должна была порождать в человеке стремление к совершенству.
Все изменилось с приходом фотографии — в конце XIX века. Она привнесла в искусство объективную реальность. С этого момента, по совпадению или закономерному стечению обстоятельств, образ женщины стал более многоликим, а ее красота — вариативной. Эдгар Дега, Эгон Шиле, Фрида Кало препарировали женское тело и лицо, чтобы провозгласить новые законы изобразительности. Ценным стал не идеал, а естественность, самобытность.
В современной арт-среде эти принципы развиваются до сих пор, а художники, хоть и оглядываются на идеалы прошлого, вдохновляются скорее новым, независимым искусством.
Например, американец Джозеф Ли восхищается работами Дженни Савиль, которая изображает женскую сексуальность не через телесность, а как психологический образ. Таким же способом работает и Ли, превращая лица моделей в набор хаотичных мазков, воздействующих на зрителя эмоционально, а не эстетически.
Известная московская художница Маша Янковская, хорошо знакомая с миром современного глянца, полностью отстраняется от канонов: «Мне претит слово „идеал“. Красота — это индивидуальность, которая идет изнутри».
На ее картинах женщина — немного воин, делающий оружием свое тело и свою слабость.
Работы художника-гиперреалиста Хайме Валеро можно легко спутать с фотографиями. Но изображает он на картинах то, что ни один фотограф не сможет запечатлеть. Красота настолько флюидна, что до сих пор подчиняется только кисти художника. Валеро уверен, что XX век перевернул все с ног на голову.
Камера сегодня фиксирует мнимую красоту, а живопись обнажает то, что люди пытаются скрыть: хрупкость, страх, отчаяние или потрясение.
Диалог о женской красоте и ее репрезентации в искусстве можно продолжить с художниками напрямую — на фестивале ARTLIFE Fest, который пройдет в Москве с 26 по 29 сентября. Согласитесь, такой опыт взаимодействия захватывает куда больше, чем просто визит в музей.