Что такое менсплейнинг и кто придумал это слово
Добро пожаловать в мир сексизма. Да, это слово отражает его суть — мужчина свысока и снисходительно что-то объясняет женщине или в таком же духе отыгрывает любую ситуацию. «Девочкам логику не понять», — говорит ваш профессор с кафедры в институте. Узнаете? Или на въезде в подземный гараж: «Надеюсь, вы не поцарапаете наши ворота».
Немного об истории. В 2008 году журналистка Ребекка Солнит опубликовала эссе, которое в 2014 году вошло в ее же книгу-сборник «Мужчины учат меня жить» (книга опубликована в том числе на русском языке). Короткий текст до сих пор доступен в архиве Los Angeles Times — Солнит рассказывает историю, как побывала на вечеринке у одного богатого и влиятельного мужчины. Тот попросил ее остаться — хотел поговорить о ее книгах. И начал он разговор в характерной манере: «Я слышал, ты написала пару книг». Чувствуете тональность?
Они заговорили о книгах, а когда она упомянула фотографа Мейбриджа, мужчина перебил ее и стал долго и с пафосом рассказывать о книге о Мейбридже, которую он считает важной. Он рассказывал, рекомендовал и так далее, пока подруга Солнит не сказала, что Ребекка и является автором этой книги. Но хозяин вечеринки ее не услышал и продолжал свою лекцию о важности чтения важных книг. Лишь на четвертый раз понял суть замечание и смешался.
Потом оказалось, что книгу он не читал, просто видел в обзоре новых книг. Солнит обыгрывает ситуацию самодовольства и наслаждения наставлением ярко и так, что все сразу узнали происходящее: «Мужчины объясняют мне и другим женщинам, независимо от того, знают ли они, о чем говорят».
Эссе стало вирусным и вызвало широкую дискуссию. Десятки и сотни женщин узнали в описанной ей ситуации мужского высокомерия и обесценивания себя, а также обесценивание и отклонение опыта по гендерному признаку.
Само слово «менсплейнинг» — это контаминация слов man и explainin/splaining («мужчина» и «объяснять»), вскоре этот неологизм вошел в широкий обиход. Родилось оно из обсуждения статьи в одной из дискуссий и стало вирусным — как и эссе.
Сама Солнит сперва не очень позитивно отнеслась к этому термину, считая его чрезмерно обобщающим, но потом передумала. «Очень умная молодая женщина изменила мое мнение об этом… Она сказала: нет, вам нужно посмотреть, насколько нужно это слово, как оно позволяет нам описать опыт, который был у каждой женщины, но раньше у нас не была слова, чтобы его точно объяснить», — рассказывала она в интервью The Guardian.