История Долорес Кондрашовой. Женщины, победившей «вшивые домики»
Долорес Кондрашова — женщина, сделавшая искусством работу парикмахера, которая до этого была рядовой «услугой банно-прачечной отрасли». Долорес стригла Викторию Брежневу, учила Сергея Зверева, могла стать личным стилистом Раисы Горбачевой, но отказалась, открыла салон, который считался лучшим в стране, и вывела сборную парикмахеров России в чемпионы мира.
Рассказываем, как она сделала себя, изменила профессию и воспитывала вкус россиянок.
Комбинат № 2
Долорес говорила: «Поле красоты, которое мы создали…» Это правда. До нее никакого «поля красоты» в нашей стране не было, а парикмахерские входили в банно-прачечную отрасль советской промышленности.
Она примерно год скрывала от первого мужа свою профессию — было стыдно. Творческий путь будущей королевы русской прически начинался в бане на Разгуляе, в бытовом комбинате № 2, где ползали тараканы и могла прошмыгнуть крыса.
На первых порах Долорес мыла головы, морщась от брезгливости, и не верила, что это происходит с ней. Она всегда думала, что будет заниматься искусством, она успешно прошла собеседование в ГИТИС — зачем? Чтобы накручивать чужие волосы на железные бигуди резиночками от трусов?
Совет Исаака Моисеевича
Долорес родилась в 1936 году в Баку, а испанское имя у нее в честь Долорес Ибаррури, революционерки из Мадрида. Маленькая Долорес Гургеновна Тертерян мечтала об искусстве. В их семье все жили театром и музыкой: мама училась в консерватории, отец руководил концертно-театральным объединением, сестра и двоюродные братья ходили в музыкальную школу.
Долорес хотела стать актрисой, но думала, что ее внешность и 148 сантиметров роста не подходят для театральной сцены. После школы подала документы в ГИТИС на режиссерский, там набирал курс Леонид Баратов, режиссер Большого театра. Успешно прошла собеседование, пришла на первый экзамен… и в этот же день Баратов разбился в аварии, на три месяца попал в больницу — конечно, ему было не до курса.
Мама Долорес, Тамара, расстроилась от этих новостей сильнее дочери. Пришла на маникюр в парикмахерскую к Исааку Моисеевичу, старому знакомому, рассказала ему все. Исаак Моисеевич внимательно выслушал постоянную клиентку, посочувствовал Баратову, а потом сказал, что ГИТИС — это, конечно, хорошо, но!
«Хотите, чтобы ваша дочь всегда могла заработать на хлеб с маслом? Отдавайте ее мне, выучу на парикмахера», — предложил он. Так Долорес начала учебу на бытовом комбинате № 2.
Расческа из гвоздей и победа в Париже
На комбинате ей не нравилось, но неожиданно очень понравилось стричь. Волшебство какое-то: состригаешь лишние волосы, человек становится красивым. Как-то Долорес пригласили помогать на московский конкурс цирюльников, подавать мэтрам полотенца.
Там она поняла, что никакого волшебства нет, есть мастерство и есть искусство, то самое, о котором она всегда мечтала. Был 1962 год. Появился нелегальный бизнес: переснимать иллюстрации в модных журналах и продавать фотографии.
Долорес рассматривала черно-белые снимки страниц польской Uroda или французского Vogue и понимала, что в СССР моды нет вообще: «Тогда все женщины ходили с начесами, это были такие „вшивые домики“. Даже если женщина купалась в море, огромная прическа оставалась. С этим „домиком“ можно было ходить дней двадцать. Если вдруг зачесалась голова, приходилось пользоваться спицей».
Первую профессиональную расческу ей сделал друг. Он просто набил гвозди на массажную щетку: «И этими гвоздями мы причесывали московских модников!» Она работала как одержимая, училась у авторитетных мастеров, постоянно что-то придумывала и в 1970 году победила на Кубке дружбы — конкурсе парикмахеров соцстран.
Потом получила серебряную медаль на мировом чемпионате по парикмахерскому искусству в Париже. Зрители стоя аплодировали ее прическам «Элегия» и «Голубь мира». В Париже Долорес постоянно ходила по салонам красоты, смотрела, впитывала, мечтала, что когда-нибудь у нее будет свой, и даже лучше.
Из каждой заграничной поездки на конкурс она привозила целые коробки хороших шампуней и бальзамов, профессиональных инструментов, красок и лаков, раздавала коллегам. Долорес была очень щедрым человеком, через много лет о ее праздниках для друзей в Москве будут ходить легенды. И здесь ей тоже хотелось делиться: смотрите, какие есть возможности, берите, творите!
Прически кремлевских жен
В 1970-х в СССР официально не было парикмахера лучше, чем Долорес. Номер ее телефона был ценностью, его передавали из рук в руки. Она стригла Сергея Михалкова, Аллу Демидову, многих «кремлевских жен», включая Викторию Брежневу.
Было так: Долорес привозили к Кремлю, там в машину подсаживалась номенклатурная дама и они ехали делать «солидную прическу» в специальное место.
После парижской победы Долорес дали лабораторию моделирования причесок при Министерстве бытового обслуживания. Она с командой колесила по всему СССР, проводила семинары, набирала стажировки. Везде видела одно и то же: в провинции много талантов, но мастера работают скучно, делают баранью «химию» и считают это полноценной прической. И где здесь красота?
Она старалась изменить общественный вкус, поднять уровень профессии, сделать ее искусством. Корни современной российской парикмахерской школы растут из тех бедных времен. В мире много мастеров, которые могут отлично подстричь, но только Долорес и ее ученики умеют «создавать на голове праздник».
Не было ни материалов, ни инструментов, оставалось творить, развивать изобретательность: «Нас выручала оригинальность, а когда мы освоили, наконец, современные технологии, у русских появилась репутация самых творческих мастеров».
«Раиса Максимовна, нет!»
Началась перестройка, к Долорес пришла Раиса Горбачева: «Все модное для жен членов Политбюро считалось неприличным, и приученный к этому советский народ ненавидел Раису Максимовну за то, что она модная. А она стала одеваться у Зайцева, делать прически у меня».
Долорес очень нравилась Раиса, она уважала ее за красивую прическу — большое дело, женщины всегда берут пример с первой леди! Но в личные парикмахеры к Горбачевой она не пошла. Раиса приняла отказ нормально: «Долорес творческий человек, конечно, она не хочет быть моей обслугой».
В 1990-х Долорес убедила правительство Москвы отдать ей два аварийных здания на Старом Арбате. Убедила немецкую компанию Wella стать ее партнерами. Так появился самый современный в стране салон «Велла-Долорес». Через несколько лет она так его перестроила, что люди приезжали просто посмотреть на это чудо.
Стеклянные потолки, театральная люстра ручной работы, стеклянный лифт, роскошные интерьеры, море живых цветов и живая музыка до последнего клиента. Так она видела место, где работают с красотой и над красотой.
Большой крест командора
Долорес начала выпускать журнал для парикмахеров и косметологов «Долорес», очень гламурный, на фоне тогдашнего официального отраслевого издания «БОН — бытовое обслуживание населения» просто революция.
Открыла академию парикмахерского искусства и буквально ставила руки своим ученикам. Как певцам ставят голос, а футболистам удар. Сергей Зверев, Ирина Баранова, Оксана Андрианова, визажисты Денис Карташев и Андрей Бахирев — ее ученики.
О школе Кондрашовой знали и за пределами России. В 1998 году ее команда мастеров по женским прическам победила в Сеуле на чемпионате мира.
Это вообще был счастливый год: на фестивале «Мир красоты-98» ее, президента Российского союза парикмахеров и косметологов, по поручению французского правительства наградили Большим рыцарским крестом командора, а его получают те, кто внес значимый личный вклад в развитие искусства. Долорес, кстати, единственная из отечественной бьюти-индустрии получила звание заслуженного деятеля искусств РФ.
Долорес радовалась изменениям: «Сейчас актуальна персонализация образа. Модно стало выражение celebrities hair („волосы звезд“). Звезды не хотят ни на кого быть похожими. Каждый стремится иметь свой стиль, можно все, главное, чтобы у прически был объем и чтобы волосы были блестящими, глянцевыми».
Радовалась, что география красоты расширяется, что в самых маленьких городах люди ухаживают за волосами, красиво стригутся, интересно окрашивают волосы. Кайфовала от того, что парикмахер теперь интересная и престижная профессия: «Кто теперь становится парикмахерами? Мальчики из интеллигентных семей. Вот до чего дошло!»
Больше образов, новостей и историй в наших каналах в Telegram и «Дзен». Подписывайтесь!