Как принимали ванны короли и королевы. С семьей и в очень холодной воде

И да, когда же появились эти унитазы? Почему биде считалось стыдным? В общем, отвечаем на все нестыдные вопросы про историю гигиены.

Люди понимали важность гигиены рук и лица, о чем говорят медицинские трактаты. При этом купание считалось занятием очень серьезным: например, бытовало мнение, что ванны могут облегчить пищеварение или остановить диарею (при этом неправильно принятые холодные ванны могли навредить).

В одном медицинском трактате — Secreta Secretorum — говорилось, что летом ванн стоило избегать, а весна и зима, напротив, были благоприятными сезонами для купания. В другом трактате — Mediolanensis — приводится более 57 рецептов для купания и даже список правил, который по объему точно занимал бы значительную часть этой главы.

Отрывок из книги «Неприглядная история. Как жили, любили и болели в разные эпохи»

Для некоторых мест были особые правила принятия ванны: например, прежде чем посетить целебные ванны в городе Бурми, в Италии, человек должен был вести не слишком активную половую жизнь, но и не воздерживаться, а также не мыть голову.

Отдельные ванны — безусловно, очень редкое явление. Однако короли могли себе их позволить: записи говорят, что короли пользовались ваннами и даже могли добавлять в них разные травы для целебного эффекта.

А члены королевских семей в Европе даже использовали ванну как развлечение и как средство, которое могло произвести впечатление. Карл Великий мог принимать ванну вместе с сотней других людей — сыновьями, друзьями, а иногда даже со слугами.

В остальных местах существовали общественные бани, в целом распространенные по всей Европе. К XIII веку в Париже насчитывалось более 30 бань. Церковь, кстати, была против подобных заведений: объясняли это тем, что мужчины и женщины могли видеть друг друга обнаженными — и не только видеть.

Но священнослужители все-таки не могли быть сильнее людских пороков, поэтому люди действительно пользовались общественными банями не только по назначению: в банях не просто занимались сексом — там была распространена проституция. Многие бани в Саутуарке — районе Лондона — служили прикрытием для публичных домов.

В XVI веке общественные бани начали закрывать. Тому было множество причин: и влияние нравственных ценностей, и болезни, в том числе быстро распространившийся сифилис. В целом в XVI–XVII веках вопросы гигиены продолжали развиваться, и не последнюю роль в этом сыграл протестантизм с его идеями чистоты и здоровья. Остановимся подробнее на еще одном влияющем факторе — гуманизме.

В XVI веке выстраиваются наиболее известные европейские дворцы. У лиц королевской крови и аристократов популярным предметом роскоши были… стационарная ванна и туалет. Например, у герцога Федерико да Монтефельтро во дворце в Урбино стояла ванна из камня, а французский король Франциск I установил ванны на первом этаже в своих покоях в Фонтенбло так, чтобы во время мытья смотреть через окна в прекрасный сад.

За гигиеной следила и английская королева Елизавета I: она в принципе очень заботилась о своем здоровье, потому что не любила болеть. По сравнению с современниками она часто принимала ванну — примерно раз в месяц (некоторые историки связывают это с менструацией).

В начале правления Елизаветы I Англия значительно отставала от уровня развития, которого достигли итальянцы (в Венеции изобрели косметические средства для отбеливания кожи — белила). 50 лет спустя, в начале XVII века, ситуация кардинально изменилась: английский двор стал помешан на косметике и париках.

В это время, кстати, дела лучше всех шли у цирюльников и аптекарей. То есть можно сказать, что с конца XVI века наметилась тенденция на более тщательный уход за кожей (на что повлияло возращение к моде на глубокое декольте и даже обнаженную грудь).

В моде начинает доминировать эротизм, и множество модных аксессуаров тому способствуют: веера, перчатки, носовые платки, кружева. Гигиенический аспект этих вещей нельзя проигнорировать: перчатки сохраняли руки в чистоте, носовые платки помогали вытереть грязь, веера — убирали (теоретически) неприятный запах.

Альфред Ственс, «Ванна», 1874  /wikipedia/commons

В моде в Европе стала смена белья. Так, ежедневная смена рубашки для мужчин стала нормой к концу XVI века, а одна переписка французских придворных дам показывает, что тогда же появилось и внимательное отношение к чистоте нижнего белья.

При этом мылись действительно редко: Людовик XIV, «король-солнце», ванну принимать не любил, хоть ванные комнаты в Версале и были в достатке. Но перед тем, как вы возмутитесь его поразительной нечистоплотности, одно важное уточнение: слуги протирали его душистыми льняными салфетками, меняли ему сорочки на ночь, переодевали его несколько раз в день — королю были крайне важны комфорт и чистота. Большая часть населения при этом, конечно, довольствовалась грубыми нижними рубашками, а не мягким льном.

Революция в вопросе гигиены произошла из-за чумы: борьба с ней требовала ухода не только за своим телом, но и за окружающей обстановкой — чистые улицы и помещения, а также свежий воздух стали необходимостью.

В XVI веке известный ученый-гуманист сэр Томас Элиот в своем трактате «Замок здоровья» говорил о постыдности протекания естественных процессов — менструации, дефекации и потоотделения, — а потому и избегал их упоминаний; ванны он рекомендовал только в очень умеренных дозах, а вот физические нагрузки, наоборот, советовал (конечно, о спорте в привычном понимании речь еще не шла, но охота и танцы тоже таковыми являлись).

А в 1587 году вышло руководство по плаванию Эверарда Дигби. Пассивные нагрузки, о которых писал Элиот, включали в себя сидение в лодке или прогулку на лошади.

С середины XVI века снова начали говорить о пользе бальнеологии: минеральные и термальные источники были описаны в книге De Balneis Omnia. Во-первых, воду из источников пили, что изображено на иллюстрациях европейских курортов XVII века; во-вторых, модным стал курорт в Арденнах. Помимо бальнеологии, во Франции, например, купание в реке приобрело популярность при дворе.

Кстати, в середине XVII века доктор Питер Чемберлен попытался открыть в Лондоне общественные бани, но получил решительный отпор. Официальная причина: бани были причиной многих заболеваний и негативно влияли на нравы. В Англии даже в частных домах предубеждение против горячих ванн существовало вплоть до XIX века.

Зато о пользе холодной воды говорили с конца XVII века, в том числе о получаемой благодаря ей бодрости. Поэтому среди мужчин было популярно плавание в реке и посещение холодных источников.

Если в целом характеризовать XVII век, понимание чистоты заметно изменилось. Доминировала триада «хладнокровие — чистота — невинность» — это, к слову, пришло из протестантизма.

В следующем столетии чистота приобрела более понятный нам оттенок: из религиозных объяснений люди перешли к рациональному мнению, что гигиена необходима для профилактики разного рода заболеваний — эту идею пропагандировали медики-просветители.

Первая половина XVIII века — это все-таки история об изменениях в частной жизни. В публичной же сфере изменения произошли только во второй половине столетия, и особенно это касается Англии, Франции и Германии. Чистота становится признаком хорошего воспитания и условием красоты и элегантности.

В знаменитых письмах лорда Честерфилда своему сыну, которые были популярны в том числе в дворянской среде Российской империи как образец воспитания, тоже затрагивается гигиенический аспект: лорд Честерфилд говорит, что необходимо быть безупречно чистым и содержать руки, зубы и одежду в идеальном состоянии.

Письмо Лорда Честерфилда к сыну (отрывок)

Пусть твой лакей научится у самого лучшего friseur, как укладывать волосы, ибо это очень существенная часть туалета. Смотри, чтобы чулки твои были хорошо подтянуты, а башмаки как следует застегнуты, ибо человек, который не обращает внимания на свои ноги, выглядит особенно неряшливо.

Ты с головы до ног должен иметь чистый и опрятный вид, а зубы, руки и ногти должны содержаться в образцовой чистоте; если человек не следит за своим ртом, то он потом жестоко за это поплатится: неминуемо погибнут зубы, и ему предстоит терпеть невыносимую боль; кроме того, это крайне неприятно для всех его знакомых, ведь зачастую изо рта отвратительно пахнет.

Поэтому я требую, чтобы утром, как только встанешь, ты прежде всего в течение 4–5 минут чистил зубы мягкой губкой, употребляя для этого теплую воду, а потом раз 5–6 полоскал рот. Мутон — а я хочу, чтобы ты послал за ним по приезде в Париж, — привезет тебе настойку опия и жидкость, которые тебе иногда надо будет употреблять.

Помни, что грязные руки и безобразные, обкусанные ногти — первый признак человека необразованного, неотесанного и грубого. Я, правда, не думаю, чтобы у тебя была постыдная и несуразная привычка грызть ногти, но этого мало; надо, чтобы кончики ногтей у тебя были гладкие и чистые, без черной каймы, какая обычно бывает у простолюдинов.

Кончики ногтей должны иметь закругленную форму, что легко достигается, если ты будешь аккуратно их обстригать; каждый раз, когда ты приводишь в порядок руки, подчищай кожицу вокруг ногтей, отодвигая ее назад, чтобы не давать ей отрасти и укорачивать ногти.

Что же касается чистоты остального твоего тела, которая, кстати сказать, очень важна для здоровья, то ты будешь следить за ней, время от времени посещая бани. Откровенно говоря, я вдаюсь в эти подробности, ибо у меня есть подозрение, что напоминать о них тебе в какой-то степени необходимо — ведь когда ты учился в школе, ты был в классе самым большим неряхой.

Должен сделать тебе еще одно предостережение: ни в коем случае не ковыряй пальцем в носу или в ушах, как то делают многие. Это самая последняя, самая постыдная и возмутительная степень невоспитанности, какую только люди могут позволить себе в компании. Это отвратительно до тошноты. Что до меня, то я готов скорее простить человека, который совал пальцы в штаны, чем того, который ковырял ими в носу.

Тщательно чисти уши по утрам и старайся хорошенько высморкаться в платок всякий раз, когда к этому представится случай, но не вздумай только потом в этот платок заглядывать.


Во Франции XVIII века тяга к чистоте только усилилась, а туалетные столики запестрели разнообразными предметами (которые иногда даже преподносились в качестве романтических подарков). Французская косметика и парфюмерия была невероятно желанной: аристократы хвастались ими по всей Европе.

Очень часто говорят о духах, которые использовались, чтобы скрыть немытое тело. Здесь нужно сделать важное уточнение: отдушка была у разных предметов — и пастилок для рта, и увлажняющих кремов. В это время в моду вошла депиляция тела и выщипывание бровей, а также всевозможные оттенки румян.

За прекрасными образами, однако, скрывалась ужасающая картина: вши, ужасные запахи и вред от косметики никуда не исчезли, как бы их не пытались скрыть.

Регулярное принятие ванн пришло из Франции: для французских аристократок ванна стала неотъемлемой частью туалета. При этом материал ванн впечатляет: и мрамор, и бронза, и даже хрусталь. Эротизацией ванны мы тоже обязаны Франции: очень немногих посетителей принимали в cabinet de bain, что было явным проявлением сексуальности.

Французское биде было изобретено в конце XVII века, но точная дата и имя создателя неизвестны. Биде использовалось и мужчинами, и женщинами. Более того, его брали с собой в путешествия и в военные походы — его использование особенно чтилось среди аристократических верхов. В Англии биде прижилось только во второй половине ХХ века, до того момента считаясь неприемлемым.

Англия, как уже упоминалось, в вопросах косметики и гигиены была на несколько шагов позади: чрезмерный макияж здесь не одобряли, а об экзотике вроде депиляции в среде добродетельных людей не знали.

Открытые части тела должны были содержаться в чистоте, но более интимные части игнорировались — скорее всего, из-за христианского целомудрия. Такому же замалчиванию в Англии подвергалась и менструация, но об этом чуть позже.

Постепенно «ванный» вопрос начал проникать и в Англию: королева Каролина Бранденбург-Ансбахская привезла с собой привычку немцев купаться и даже заказала полный набор ванн для всей королевской семьи (ванны для ног, маленькие ванны и т. д.). Дворяне, конечно, приняли это совсем не сразу: к началу века теоретически у многих из них уже могли быть ванны с проточной водой и туалеты, но этими технологиями попросту не пользовались до конца века.

Хотя туалету с усовершенствованным смывом, стоит признаться, мы обязаны как раз англичанам: унитазы стали доступны в 1778 году, а уже к 1797 году количество их вариаций достигло (по словам создателя Джозефа Брама) 6000. Если вы уже устали от цифр, то вот интересный факт: во Франции их называли les lieux à l’anglaise («места в английском стиле») — сразу видна взаимная любовь!

Подытожим: благодаря Франции в XVIII веке отношение к гигиене изменилось, а к концу века ванна стала незаменимым предметом для французских аристократов. Постепенно, в 1790-х годах, англичане тоже начинают «оттаивать»: в Лондоне «революционные» стандарты французской гигиены становятся модными, и англичане начинают мыть интимные части тела.

Холодная вода и закаливание тоже стали частью повседневной жизни англичан. Многие из них никак не пытались бороться с холодом, а некоторые даже никогда не носили пальто.

Холодная вода фактически стала средством от всех болезней. При любых заболеваниях, в том числе при раке, рекомендовалось пить холодную воду и принимать холодные ванны. Подобным увлекались не только взрослые: богатые люди сделали холодное купание детей почти ритуалом.

Великая Французская революция придала гигиеническим вопросам новые смыслы: гигиена была принята в качестве одного из прав здорового гражданина в 1793 году. На рубеже XIX века начало доминировать мнение, что кожа — один из важнейших органов человека. Тогда же медики одобрили теплые ванны. Они стали считаться универсальным общеукрепляющим средством, достойным называться одним из самых мощных.

Детей рекомендовалось мыть в теплой воде ежедневно, мыться взрослым — раз в неделю. Полезным считалось добавить к этому 3 или 4 унции мыла (примерно 85–113 граммов). Стандарты гигиены устанавливались высокие, но ее реальный уровень среди большинства населения был невероятно низким.

В этот же период возобновилась дискуссия об общественных банях (тех самых, что негативно влияют на общественные нравы). Главный аргумент «за» — возможность для бедных заботиться о своем здоровье. Гигиена уже пришла, осталось самое важное — распространить ее.

Сложность заключалась в господствующем принципе волюнтаризма: законы позволяли проводить изменения, но не требовали их — это ложилось на плечи меценатов. Распространение образования религиозными евангелическими женщинами-реформаторами, однако, помогло рассказать людям, как важно уделять внимание чистой коже, одежде и нравственности.

Эдгар Дега «Женщина в ванне», 1884 /wikipedia/commons

В течение XIX века начались разговоры о том, что многие из известных болезней возникают из-за грязи и человеческих экскрементов и распространяются через миазмы. Смерть принца Альберта только подчеркнула важность поддержания чистоты в доме: он болел брюшным тифом, и это связывали со старой канализацией Виндзорского замка.

Фобия, которая может появиться у вас после прочтения этой главы, — отравление птомаином. Считалось, что разложение пищи внутри организма крайне негативно отражается на здоровье. В дальнейшем эти исследования привели к развитию бактериологии: микробы сравнивали с невидимыми семенами, которые летали повсюду, питаясь ослабленным человеческим организмом.

600 руб.
Неприглядная история. Как жили, любили и болели в разные эпохи, @asya.knows
купить
Добавить отзыв

Вследствие появившихся страхов изменились и правила поведения: поцелуи и объятья даже с членами семьи начали ассоциироваться с риском, рукопожатие — считаться опасным (поэтому женщинам рекомендовали носить перчатки), но самым большим страхом стали публичный кашель и плевки (а необходимостью — чистый носовой платок).

Внешний мир стал крайне опасным: помимо клопов, вшей и прочих насекомых, проблемой стали мухи. Из-за этого еду и напитки начали накрывать кружевными салфетками, детские кроватки — муслином, а также начались кампании против уличного мусора и навозных куч. Люди принялись искать новые средства для борьбы с неистовыми насекомыми (например, парафин).

Фото: Jean-François de Troy «Diana and Her Nymphs Bathing» /wikipedia/commons