Откровенные наряды, слатшейминг и феминизм: за что мы любим и критикуем «Сейлор Мун»

Мангака Наоко Такэути еще 30 лет назад доказала: женщины спасут мир. Рассказываем, какие из ее идей будут актуальны всегда, а какие ужасно устарели.

«Лунная призма, дай мне силу!» — этой знаменитой фразе в прошлом году исполнилось 30 лет. В 1992-м мангака (художница, рисующая комиксы. — Ред.) Наоко Такэути выпустила мангу «Сейлор Мун» о 14-летней школьнице Усаги Цукино, которая однажды получила магическую силу, геройское имя Сейлор Мун и важное задание — вместе с другими воительницами Сейлор Сенши спасти Землю от злодеев.

Работа японки сегодня известна на весь мир, была экранизирована и вывела жанр махо-сёдзе о девушках со сверхспособностями на новой уровень и вдохновила многих авторов (ок) наделять героинь властью и суперсилой.

На прошлой неделе состоялась премьера первой части полнометражного аниме «Красавица-воин Сейлор Мун. Космос». По такому случаю мы решили выяснить, проходит ли «Сейлор Мун» проверку временем.

Сексуальная объективация

Один из самых спорных моментов манги и аниме — сексуальная объективация главных героинь. В Японии 1990-х школьная форма и сами школьницы сильно фетишизировались. Из-за этого контекста подростки Сейлор Сенши, спасающие мир на каблуках и в коротких юбках, сегодня смотрятся как проблемное клише.

Сексуальная объективация не только несовершеннолетних, но и женщин в целом сказалась на индустрии развлечений. Интересы целевой аудитории обслуживает фансервис — сцены, не имеющие никакого значения для сюжета, добавленные ради того, чтобы привлечь внимание зрителя к экрану.

Одна из разновидностей фансервиса — сексуализированный дизайн героинь, то есть большая грудь, минимум одежды, выглядывающее белье.

Можно ли считать геройские костюмы Сейлор Сенши сексуализированными — вопрос спорный. С одной стороны, откровенные наряды расцениваются некоторыми как символ эмансипации: героини свободно распоряжаются своей сексуальностью, телом, одеждой.

Так, в одном из эпизодов Усаги уверяет злодея, что в таком костюме она чувствует себя уверенно. С другой стороны, у героинь нет собственной воли, их наряды скорее нужны для привлечения аудитории, нежели для борьбы со слатшеймингом.

Помимо откровенных нарядов, в кадре иногда мелькает нижнее белье героинь и обнаженные тела. Также в дополнение к манге Наоко Такэути выпустила серию арт-буков с фанатскими и собственными рисунками, которые сейчас вызывают много вопросов.

На одной из работ у Сейлор Мун обнажена грудь, на другой школьница позирует в кружевном белье, на третьей Сейлор Сенши изображены без одежды. У девушек, особенно подростков, которые видят подобные сексуализированные женские образы, постепенно могут начать формироваться комплексы. И явно не такого влияния ждешь от любимого миллионами произведения.

«Я набрала вес, теперь я толстая!»

Не прошли проверку временем и сложные отношения главной героини с едой и телом. Сейлор Мун сильно переживает о своем внешнем виде — окружающие ее в этом «поддерживают».

На первых страницах манги Нара, лучшая подруга Усаги, критикует героиню за то, что та решила съесть свой обед раньше времени. Якобы это «неженственно». В четвертом эпизоде Усаги обнаруживает, что набрала полфунта, начинает считать себя толстой и пропускать приемы пищи. И это при том, что главная героиня признается в любви еде даже чаще, чем своему партнеру!

Сцена, где девочка с конвенциональной внешностью плачет над весами, сегодня смотрится тревожно. Многие смотрели аниме и читали мангу именно в подростковом возрасте, особенно уязвимом для расстройства пищевого поведения. В этом плане «Сейлор Мун» — вредный пример для тех, кто только формирует отношение к своему телу.

Ленте и манге не хватает репрезентации разных типов фигур, она транслирует стереотипную идею, якобы женские персонажи должны соответствовать стереотипным стандартам красоты.

Неидеальность Сейлор Мун

У «Сейлор Мун» есть проблемные места, тем не менее главной героине и ее союзницам удалось влюбить в себя не одно поколение фанатов. Некоторые даже называют Сейлор Сенши своими проводниками в феминизм. И на то есть причины.

Общество часто навязывает женщинам взаимоисключающие вещи. «Нужно быть сильной духом, но не брать на себя слишком много»; «плачешь много — уязвимая, мало — бесчувственная», «думаешь много об отношениях — зацикленная, думаешь мало — странная».

Стоит ли говорить, что соответствовать таким стандартам нереально (да и не нужно). Усаги можно полюбить уже только за то, что она на собственном примере доказывает: быть счастливой можно, только оставаясь верной себе.

Прекрасный воин в матроске, борец за добро и справедливость Сейлор Мун с первых страниц манги открыто говорит о своих особенностях. Она называет себя «вечно ноющим ребенком», который больше всего любит «поесть, поспать и немного пореветь». Такое описание резко контрастирует со стереотипным представлением об идеальных воительницах — без слабостей, комплексов, страхов.

С каждой новой главой или серией Усаги растет и многому учится — например, брать ответственность, справляться со своими страхами, делать выбор. При этом не изменяет себе, как бы окружающие ее на это ни толкали.

Главная героиня заставляет поверить, что можно опаздывать, любить сон больше школы, эмоционально реагировать, но вновь и вновь собираться с духом в нужный момент. Это важное напоминание для тех, кто ведет видимую и незаметную окружающим борьбу и всеми силами старается оставаться верной себе.

Такие разные Сейлор Сенши

Женские персонажи нередко играют второстепенную роль в сюжете и теряются на фоне мужских. В «Сейлор Мун», напротив, у каждой героини непохожий на других характер, напоминающий о реальных женщинах, есть собственные мечты и увлечения.

Сейлор Меркурий разбирается в технике и много времени тратит на учебу. Сейлор Юпитер владеет боевыми искусствами и мечтает стать флористкой. Сейлор Марс вспыльчивая, с обостренным чувством справедливости. Благодаря такому разнообразию героинь зрительницы могут узнать себя в одной из них и валидировать свой опыт.

Небинарность и вопросы гендера

Репрезентация разных сексуальных идентичностей также присутствует в манге и аниме. В оригинальной «Сейлор Мун» Сейлор Уран и Сейлор Нептун влюблены друг в друга. В некоторых странах из-за цензуры их представляли как двоюродных сестер.

Сейлор Нептун и Сейлор Уран. Sailor Moon

Сейлор Уран в манге идентифицировал (а) себя как небинарную личность: ее (его) называли «воином обоих полов», мужчиной и женщиной. Герой (героиня) выглядел (а) андрогинно, в обычной жизни носил (а) рубашки с галстуками, костюмы. Однако во время интервью мангака заявила, что Уран всегда была девушкой, — из-за этого до сих пор ведутся споры насчет ее гендера.

«Долой дискриминацию по половому признаку»

Мангака рассказывала, что мечтала создать самодостаточных героинь, которые не зависят от мужчин. «Сейлор Мун» местами устарела, но все-таки пропитана женским взглядом сильнее, чем мужским. Судьбу мира решают женщины — эта идея прямо в духе girl power.

Наоко Такэути верила, что нужно перестать относиться к женщинам пренебрежительно и наконец покончить с дискриминацией. Ее героини часто озвучивают эти идеи, восхищаются друг другом, не ссорятся, даже когда влюбляются в одного парня, вместе сражаются с антагонистами-сексистами.

«Ты зря недооцениваешь девушек. Не такие уж мы и беспомощные, как считают некоторые мужчины», — бросает злодеям Сейлор Мун. «Только старики думают, что в наши дни мужчины лучше женщин», — поддерживает подругу Сейлор Марс.

Больше образов, новостей и историй в наших каналах в Telegram и «Дзен». Подписывайтесь!

Фото: кадры из сериала Sailor Moon (1991–1997).