Дым, гарь, стартовые газы, раскаленный металл — выяснили, как, по мнению современных парфюмеров, пахнет межзвездное пространство и что общего у ароматного мира с космосом.
Космос пахнет. Источниками его запаха становится множество вещей: остатки ракетного топлива, высокотехнологичные материалы обшивки, реагенты, используемые на борту орбитальной станции. Астронавт может принести с собой запах космоса в результате так называемой внекорабельной деятельности — например, испачкаться в выхлопных смолах двигателей при выходе в открытый космос.
Известно также, что в межзвездном пространстве синтезируются сложные органические молекулы. Изучая газопылевое облако Стрелец В2, ученые нашли два уже известных науке соединения — этилформиат и n-пропилцианид (на Земле схожие запахи имеют ром и горький миндаль). Но для астронавтов космос пахнет скорее нейтрально.
На международной космической станции практически нет запахов, поскольку здесь работает мощная вентиляция».
МАКСИМ СУРАЕВ
летчик-космонавт, командир экспедиции МКС-41
Более того, в NASA есть специальное подразделение, которое тестирует на предмет запахов все, что попадает на борт: одежду, гигиенические принадлежности, даже научные приборы. Материалы, имеющие ярко выраженный аромат, специалисты выбраковывают.
Итак, отчасти нам известно, как пахнет космическое пространство. Для абсолютного большинства его запах остается чистой абстракцией. А там, где есть отвлеченная идея, всегда возникает творчество, и потому парфюмы, посвященные космосу, появляются постоянно.
Например, Equation аргентинской марки Fueguia 1833 подсказан так называемой формулой Циолковского, определяющей максимальную скорость ракеты вне пределов атмосферы и земного тяготения. «Уравнение» пахнет дымом, стартовыми газами и раскаленной ракетной обшивкой — непривычно, зато впечатляюще.
Композиция Supernova ирландской марки Roads, как следует из названия, отсылает к понятию сверхновой — так называют мощный взрыв, сопровождающий гибель массивной звезды.
Одним из самых громких парфюмерных запусков прошлого года стали ароматы линейки Cosmogony российского бренда Brocard — пока вышли два, Sun Light («Солнечный свет») и Moon Light («Лунный свет»), но будут и другие.
Вообще, и космос, и парфюмерию двигают технологии. Появление в XIX веке первых душистых веществ, полученных в лаборатории, необратимо изменило облик ароматного мира. Развитие химии способствовало получению все новых и новых парфюмерных материалов, сегодня их уже тысячи.
Для поиска новых молекул было много причин, в том числе практических: искали более дешевые и безопасные, более устойчивые соединения, менее аллергенные вещества. Но главной причиной все равно оставалась та, которая заставляла людей запускать ракеты, — любовь к новым горизонтам. Парфюмерия давно не упражняется в подражании природе — она, как космонавтика, ищет новые миры.
Moonlight In Heaven, By Kilian
Название этого гурманского аромата можно перевести как «Лунный свет в небесах» или «Лунный свет в раю». Знакомство с композицией склоняет ко второму варианту: Moonlight — оммаж главному тайскому десерту, клейкому рису с манго. Кокосовое молоко, фрукты, пальмовый сахар, похожий на густой, засахаренный мед, — парфюмер Калис Беккер берет самые простые ингредиенты из островного магазина 7-Eleven и превращает их в безупречный стики-райс.
О том, что существует целый мир за пределами тарелки и курорта, напомнит необычный, контрастирующий с «уютным» ароматом цвет парфюма — глубокий лиловый оттенок вечернего неба, в котором беззвучно перемещаются погодные зонды.
Methaldone, Aether Parfums
Базз Олдрин, астронавт Apollo-11, вторым в истории человечества ступивший на поверхность спутника Земли, обнаружил, что лунный грунт пахнет очень необычно: «Вернувшись в кабину и сняв шлемы, мы почувствовали какой-то запах. Вообще, запах — вещь весьма субъективная. Но я уловил отчетливый аромат лунного грунта, едкий, как пороховая гарь.
Мы занесли в кабину на скафандрах, башмаках и на конвейере, при помощи которого переправляли ящики и оборудование, довольно много лунной пыли. запах ее почувствовали сразу». Methaldone нишевой марки Aether пахнет именно так — гарью и раскаленным металлом, будто его забрал с собой в качестве трофея астронавт, чинивший в вакууме обшивку космической станции.
Moon Fever, Memo Paris
В переводе с французского «memo» значит «памятка»: так создательница марки Клара Моллой называет свои ароматы, закрепляющие в парфюмерных формулах самые важные воспоминания из ее путешествий. Вот сюжет «Лунной лихорадки»: ночь в национальном парке Серенгети, саванна разглядывает звездное небо тысячами глаз, струится сыворотка Млечного Пути, медленно скатывается за горизонт огромный щербатый апельсин южной луны, мускусные запахи африканской степи плывут над бушем, полным бдительной жизни.
В отсутствие света обоняние выходит на первый план: благоухают пудра разогретой за день земли, сухая трава, коренья и чьи-то теплые, хорошо обжитые норы.
Nebula 1: Orion, Oliver & Co
Красноватую туманность Ориона, которой посвящена первая Nebula испанского парфюмера Оливера Вальверде, астрономы часто называют «звездной колыбелью»: из облаков пыли и газ а здесь постоянно рождаются новые звезды. Когда возникает звезда, происходит термоядерный синтез и выделяется много света. Но со временем ядерное топливо заканчивается, раскаленный газовый шар проседает под собственным весом и превращается в черную дыру, из которой не может вырваться даже солнечный свет.
У «Небулы» Вальверде похожий жизненный цикл: сначала она яростно ослепляет цитрусовой радиацией и пламенем белых цветов, а в конце своей жизни, устав от собственного света, превращается в тихий и печальный ладан.
Alien, Mugler
Компания Mugler условно делит своих покупателей на «людей Angel» и «людей Alien» — считается, что те, кто любит один из флагманских ароматов марки, будут равнодушны ко второму. Теперь, когда в портфолио бренда появился третий (Aura), все может поменяться. Но пока, если верить цифрам продаж, Россию нужно считать страной Alien: ближе «Ангела» нам «Пришелец».
Жасмин, которым он пахнет, вырос в лучах космического излучения — хищный, яркий и одуряюще душистый; с ним соседствует кашмеран — синтетическое вещество с теплым мускусно-древесным ароматом, напоминающим солоноватый запах кожи, разогретой на солнце после купания в море. Этот «Пришелец» родом с планеты, где есть курорты, пляжи и отдых, — понятная и близкая землянам концепция.
Red Hoba, Xerjoff
Гоба — самый крупный из найденных человеком метеоритов — упал в Намибии около 80 тысяч лет назад, но до 1920 года был погребен под землей, пока его не откопал местный фермер. На том поле метеорит и оставили, вскоре объявив национальным памятником. За первые несколько месяцев после раскопок Гоба потерял шесть кило, разлетевшихся по всему миру в карманах туристов.
Почему парфюмерный Гоба — red, то есть красный? Давший ему название метеорит на 84% состоит из железа (именно оно окрашивает кровь); а еще здесь есть отсылка к взрыву, который производит метеорит при столкновении с Землей. Именно это — взрыв пряностей, бушующий огонь, в котором сгорают земля и древесина, — дает нам парфюмер.