1. Ароматы
  2. Духи
14 сентября 2020

«Не думаю, что супергерои хорошо пахнут»: сооснователь Le Labo о будущем парфюмерии и «монстрах»

В этом месяце Le Labo представили новый аромат из коллекции City Exclusive — Citron 28. Он посвящен Сеулу, городу, где будущее, кажется, уже наступило. По этому случаю мы встретились — виртуально, разумеется, — с одним из основателей бренда Эдди Роски и обсудили насущное.
14 сентября 2020
5 мин

Эдди, как прошел для вас карантин?

Я сейчас живу в Лиссабоне. У меня двое детей, так что в основном мы сидели дома, делали школьные задания и пытались сохранить остатки здравомыслия. Интересное было время.

Начну с вопроса в лоб. Как сделать популярный аромат? Есть какой-то секрет?

Нет, и быть не может. Давайте представим: вы решили создать аромат для стран Востока и придумали композицию с удом. Она наверняка будет коммерчески успешной просто потому, что в этом регионе такое любят. Но там таких же запахов уже достаточно, и в итоге у вас получится просто еще один удовый аромат, не больше.

Вопрос на самом деле в другом: хотите ли вы дружить со всеми сразу или хотите быть тем, кто решает? А эти идеи — на противоположных полюсах: невозможно быть другом для всех. В Le Labo мы не ставим перед собой задачу угодить каждому.

Хорошо. Вот ваши коллеги работают над искусственным интеллектом, который будет за четверть часа создавать персонализированный аромат — такой адресный бестселлер. Нас, журналистов, уже который год пугают, что скоро мы станем никому не нужны: тексты научатся писать алгоритмы. Получается, парфюмеров ждет та же участь?

Безусловно, искусственный интеллект сейчас умеет столько всего, что и не перечислить. Но в моем представлении компьютер — это инструмент, способный работать как память или помогать в вычислениях или других задачах, которые находятся в центре когнитивных процессов человека. Что искусственный интеллект, мне кажется, не может делать, так это создавать впечатления.

Существует много профессий — и парфюмер лишь одна из них, — которые пытаются поймать эмоции и засунуть их, грубо говоря, в бутылку. Думаю, алгоритмы легко воссоздадут любой из когда-либо существовавших парфюмов. Это не так уж и сложно: многие формулы известны, такого рода информация хранится в базах. Но хорошая композиция — это гораздо больше, чем последовательность нот. Запах должен вызывать у человека эмоциональный отклик. Именно это качество превращает рядовой аромат в выдающийся.

Сможет ли компьютер воссоздать Rose 31? Да. Сможет ли компьютер придумать следующий Santal 33? Не думаю.

Большинство наших эмоций рождается из общения с другими людьми, это наша реакция на запахи, ситуации, события. Люди делают ошибки, что в общем-то и дает пространство для креативного процесса. Придумывать то, что будет интересно другим, — мне кажется, очень человеческая черта.

И все же хотели бы поработать над ароматом с компьютером?

Оговорюсь сразу, у меня нет предвзятого отношения, но я придерживаюсь мнения, что сами идеи композиций и понимание, как их воплощать, приходят именно во время человеческого общения. Я не могу внести в какую-то программку на компьютере слова «древесина» и «мускус» и ожидать, что мне предложат что-то невероятно неожиданное. У компьютера просто нет ощущений, которые могли бы ему подсказать новое рабочее сочетание. Такие вещи рождаются из опыта, ошибок и побед.

Мне нравится, что человечество как вид сегодня имеет возможность общаться на расстоянии. Вот взять даже наше интервью. Многие сейчас обсуждают, как переедут жить за город, подальше от всех. И мы все чаще говорим о том, что наше завтра будет выглядеть именно так. С одной стороны, человеку действительно стоит вновь сблизиться с природой. С другой — это все, конечно, глупость. Людям нужно общаться, взаимодействовать. Наш креатив подпитывает энергия других, их идеи. Мы социальные животные.

Оно проходило по Zoom. — Прим. ред.

Я думаю, что компьютер может быть хорошим помощником в нашем деле. Но что касается такого рода запахов, какие мы делаем в Le Labo, сосредоточенных на эмоциях, — они могут быть созданы только в процессе работы людей.

Убедили. Давайте теперь поиграем. У нас есть классная рубрика, в которой мы предлагаем героям представить, чем могли бы пахнуть персонажи их любимых фильмов или анимаций. Что скажете?

Мне в голову приходят олдскульные фильмы. Например, «Лицо со шрамом». Герой Аль Пачино Тони Монтана, скорее всего, пах бы чем-то вроде Patchouli 24. Яркий, безумный в своем роде запах, который нравится далеко не всем. Но если нравится, они сходят по нему с ума.

Есть еще старый «Крестный отец» с Марлоном Брандо. Он стильный, старомодный, соблазнительный и невероятно обаятельный. Я бы мог представить, что он носит Vetiver 46.

Или «Побег из Шоушенка». Мы понимаем, что герой Тима Роббинса, скорее всего, не носит парфюм в тюрьме. Но на экране он такой чистый, собранный, в застегнутой на все пуговки рубашке, что я прямо ощущаю, как от него пахнет мылом!

Еще один фильм, который я сильно люблю, — «Форрест Гамп». Герой Тома Хэнкса мог бы пользоваться Bergamote 22. Легкий аромат открытого миру, дружелюбного и в то же время достаточно сильного человека. Именно таким Форрест мне всегда и представлялся.

Интересны в этом отношении и супергерои. Для меня они все пахнут латексом или, может быть, кожей — тем, из чего сделаны их костюмы.

Еще, наверное, гарью, бензином, кровью?

Да-да. Я вообще не уверен, что Бэтмен или Человек-паук пахнут приятно. Им, конечно, стоило бы носить аромат, но не думаю, что они это делают.

А какие ароматы вы любите и носите сами?

Мне многие нравятся. Из Le Labo, конечно же, Rose 31 — один из наших первых больших коммерческих успехов. Часто ношу Another 13 и Thé Noir 29. Всегда возвращаюсь к этой тройке, несмотря на то что вообще-то ношу и много других ароматов: удовые, какие-то городские эксклюзивы, например Gaiac 10 из Токио. Еще всегда пробую на себе ароматы, которые у нас в разработке.

Парфюмерная вода Rose 31, Le Labo

Парфюмерная вода Another 13, Le Labo

Парфюмерная вода Thé Noir 29, Le Labo

Парфюмерная вода Gaiac 10, Le Labo

Я большой фанат Comme des Garçons. Мне нравится история бренда и то, что их главный драйвер — это креатив. У меня правда много их ароматов. Но мой фаворит — Palisander. Он вышел лет 20 назад, и я не уверен, что все еще выпускается, — у меня очень-очень старый флакон.

Бывают, конечно, дни, когда вообще ничем не пользуюсь: не хочется на себе что-то ощущать.

А сегодня как?

Когда я собирался на интервью… Ммм… В общем, нанес аромат, который еще не вышел на рынок. Хотел сейчас вам его назвать, но тут же подумал: «Боже, мне же скажут, что я не должен о нем говорить». Упс! Давайте сделаем вид, что ничего не было.

Как скажете. Не могу не спросить про Santal 33. В какой-то момент он был фаворитом международной модной тусовки. С момента запуска этого аромата прошло почти 10 лет. Как у него сегодня дела?

У него все отлично. Santal 33 — монстр, настоящая аномалия. Знаете, когда мы запускаем какой-либо запах, то никогда не знаем, станет ли он востребованным. Но мы разрабатываем композицию и всегда надеемся, что она сможет повторить успех «сантала». Он до сих пор очень и очень популярен, в том числе в формате свечей. Я бы сказал, что по миру свечи даже популярнее. При этом стоит отметить, что у нас есть и другие сильные ароматы, но не думаю, что кто-то из них сумел стать таким же глобальным.

Парфюмерная вода Santal 33, Le Labo

Свеча парфюмерная Santal 26, Le Labo

Если бы вы встретили человека, который ничего не знает про Le Labo, как бы вы убедили его купить ваш аромат?

Убеждать я бы никого не стал. В нашем деле лучший аргумент — нанести аромат на кожу и просто дать человеку побыть с ним. Помню, как в самом начале, когда я работал еще в нашем первом магазине в Нью-Йорке, ко мне приходили покупатели и расспрашивали про ингредиенты. Я всегда просил их прекратить болтовню и просто нанести аромат на кожу, чтобы прочувствовать его. Говорить нужно только после того, как стало понятно, что какая-то композиция вызвала у тебя эмоции. Вот она, точка отсчета для разговора. А не какие-то ингредиенты.

У Le Labo есть композиция, посвященная Москве, — Benjoin 19. Ее придумали как парфюмерный эквивалент встречи Анны Карениной и Вронского. Можно представить, что так пахла бы Россия в XIX веке. А как насчет России настоящего? С каким событием последних 20 лет вы бы «поработали»?

Скажу честно, но не знаю, удовлетворит ли вас мой ответ. Когда мы работаем над городскими эксклюзивами, то не берем за отправную точку конкретные события. Московский аромат стал проекцией моего представления о русской православной церкви и тех запахах, которые можно почувствовать, войдя в эти монументальные постройки. И все это замешалось с впечатлениями от «Анны Карениной».

Если бы мне пришлось придумывать московскую композицию сегодня, я бы ничего не поменял и сделал бы то же самое. Я не настолько чувствителен к событиям как источнику вдохновения. Конечно, различные происшествия вплетаются в культуру, но они сами по себе мне неинтересны. История, искусство — это то, что меня трогает сильнее. Мои мысли на этот счет могут быть очень субъективными, но я бы не поменял своего отношения к этому делу.

P. S. Ароматы Le Labo из коллекции City Exclusive продаются только в тех городах, для которых были созданы. Никаких покупок онлайн, никаких заказов по телефону, никаких исключений. И все же раз в году в течение ограниченного времени бренд дает возможность какому-то бутику Le Labo продавать любые ароматы из коллекции City Exclusive. В этот раз весь сентябрь эксклюзивная линейка ароматов City Exclusive представлена в парфюмерном супермаркете «Золотое яблоко» в ТРЦ «Афимолл Сити».

Комментарии
Вам будет интересно