«Я озвучивала „Машу и Медведя“ с 6 лет»: актриса Алина Кукушкина о новом фильме и взрослении
Сегодня выходит мультфильм «Маша и Медведь в кино. Скажите „Ой!“». Наверное, нет ни одного человека, кто бы не знал, как выглядит главная героиня Маша. Мы поговорили с Алиной Кукушкиной — первым голосом Маши, именно в ее исполнении всем знакомы коронные Машины фразочки: «Мишка, елка-елка!» и «Ой, это че — каша, что ли? Не-не-не, я вкусней накашеварю!»
Обсудили с Алиной, каково быть голосовым триггером для окружающих. Дальше — ее прямая речь.
Моя первая роль и проект — это именно Маша из мультика «Маша и Медведь». Мне было шесть лет, на кастинг я попала благодаря маминому коллеге, режиссеру Денису Червяцову. Я была маленькая, веселая, постоянно шкодила, язык ему показывала.
И однажды, когда воодушевленно рассказывала ему новую историю из детского сада, он предложил мне пойти на кастинг. Другие актеры там были постарше, я была самой маленькой. Но взяли меня.
Второй мой проект по стечению обстоятельств тоже был очень классный — «Гадкий я». Я озвучивала малышку Агнес. Даже спустя время я очень привязана к персонажам, которым отдавала свой голос, мои маленькие девочки мне очень нравятся. Они настоящие, искренние.
На мою первую зарплату купили собаку
Озвучка Маши не занимала у меня много времени: я работала пару раз в неделю, иногда раз в месяц по несколько часов. Мне сложно назвать точную сумму, которую я заработала, деньгами занималась мама — но это не были миллионы. Хотя часть той суммы все еще хранится у меня на счету. А на самую первую зарплату мы купили собаку — американского кокер-спаниеля Шокки.
Про голосовой триггер
У меня была одна ситуация, когда меня узнали по голосу. Тогда я работала над озвучкой в «Пифагоре», а в соседней комнате на студии проходил кастинг. Им не хватало девушек на прослушивание, поэтому позвали меня. Конечно, режиссер не знал, кто я. Но буквально через пару фраз он повернулся к моей маме и спросил: «А вы озвучиваете Машу?»
В повседневной жизни, конечно, я всегда сталкивалась с тем, что меня просили что-то сказать голосом моего персонажа. Это началось в шесть лет и продолжается до сих пор — а сейчас мне уже 21.
Люди очень обижаются, когда я им отказываю, — говорят, что я уже просто «устала» от этого. Но на самом деле нет! Я просто слежу за голосом и сейчас не завышаю его специально, как делала раньше. Да и повторить я могу только интонацию — ведь голос у меня уже изменился.
Просто дети стали старше
У работы с детьми в озвучке есть своя специфика. Со мной на первоначальных этапах работала помощница — она была связующим звеном между мной и режиссером. Объясняла мне, как подправить интонацию, где почетче выговорить буковку. Нужно понимать, что у детей плохо настроен речевой аппарат, но в этом как раз вся фишка.
Многие боятся момента, когда ломается или меняется с возрастом голос. Что ж, это правда важный момент, но к нему нужно просто быть готовым. Например, у меня очень рано поменялся голос, раньше, чем у многих, он стал ниже.
Долгое время мне приходилось говорить уже «не своим» голосом.
Пока у меня продолжались детские проекты, я специально завышала свой голос, чтобы он был похож на детский. И это не прошло для меня бесследно. Даже сейчас я говорю на повышенных тонах, у меня всегда напряжены связки. Поэтому в какой-то момент, если я долго что-то рассказываю, то начинаю сипеть.
Из других интересных работ у меня было тифлокомментирование (лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему человеку. — Ред.). Это был проект для слепых детей, специальные серии мультфильмов.
От обычной озвучки этот процесс отличается — наговаривать текст нужно более ровным тембром. Никаких интонационных повышений, без актерского окраса. Были моменты, когда я забывалась. Тогда режиссер говорил мне: «Забываем, что вы Маша, и спокойно комментируем».
Сейчас я учусь на рекламе и связи с общественностью, у меня подготовка к диплому и четвертый курс, но я продолжаю двигаться в направлении кино и отправлять демки для новых проектов.
Самое сложное в работе над озвучкой
Есть вещи в озвучке, которые даются особенно тяжело. Самое сложное лично для меня — это песни, потому что я не умею петь. Хотя медведь мне на ухо не наступил, записывать песни для Маши было непросто. Самые популярные песенки — про икоту, про сладкоежку, — все я записала, не имея музыкального образования.
Мы с Машей прошли очень долгий путь, плюс были дополнительные проекты: страшилки и сказки. С Денисом Червяцовым на съемках мы постоянно дурачились, поэтому страшилки и сказки получились такие задорные, забавные.
С Олегом Кузовковым (с ним мы обычно записывали сериал) была самая приятная работа, потому что он очень трепетно ко мне относился, даже оставлял некоторые ляпы в финальной записи, потому что искренне считал, что все ошибки детского голоса — это моя интерпретация событий на экране, мои детские выдумки. Например, песенка «На границе тучи ходят хмурые» у меня не получалась, и я пела ее на свой лад.
Моя любимая серия
Мультсериал «Маша и Медведь» выходил с 2009 года, вышло больше 120 серий. Всего я озвучила три сезона. Информация о том, что я больше не буду озвучивать Машу, не была для меня ударом, мы стали обсуждать это задолго до конца моей озвучки. Меня к этому подготавливали, и я знала, что этот момент настанет, ведь голос подрос.
Если смотреть первую серию и пятьдесят третью, то голоса, конечно, совсем разные, сколько я ни пыталась сохранять интонацию. Потом мы уже помогали следующим девочкам подстроиться под голос Маши.
Конечно, у меня есть любимые эпизоды — это «С волками жить» и «Пророк», они очень драйвовые и зажигательные. Новый фильм, кстати, я уже посмотрела на предпоказе — и он мне понравился. В нем вы увидите новую Машу, она там, кстати, тоже повзрослела.
Фото: личные архивы, кадр из анимационного сериала «Маша и Медведь» (2009-наст. время)