Скандальные запреты на ботокс и маникюр в Туркменистане: насколько все серьезно
Недавно мир узнал о том, что в Туркменистане запретили косметические процедуры. Вскоре появилась информация, что из магазинов изымают декоративную косметику. Рассказывали даже о патрулях красоты, которые следят за исполнением новых правил на остановках общественного транспорта. Усилием воли заставили себя выключить второй сезон «Эйфории», который пересматривали как истинные бьютиголики, и связались со своими источниками в Туркменистане.
Первое, что нужно понимать: Туркменистан — закрытая страна с ограничениями на интернет. А еще оттуда очень сложно выехать. В этих условиях люди просто боятся говорить с журналистами. Те, кто готов — только на условиях анонимности.
Второе: как это бывает в мусульманских странах, многие законы тут принимаются негласно. Именно так произошло с «запретом на красоту» — ни указа, ни закона на этот счет, по всей видимости, не было, в государственных газетах их не публиковали. Есть только упоминание о том, что правоохранительные органы провели беседы среди женщин, посвященные национальным традициям и внешнему виду.
Flacon Magazine пообщался с несколькими жителями страны, и вот как видит положение дел в сфере бьюти.
Привычка диктовать
Привычка указывать женщинам, как выглядеть, в Туркменистане давняя — так действовал еще первый президент Туркменбаши, и продолжил второй президент Бердымухамедов-старший. К примеру, в 2020-м женщинам-госслужащим, а также учительницам запретили маникюр и педикюр. Правда, как говорит блогер Илья Варламов в свежем доке о Туркменистане, хотя бьюти-ограничения существовали и раньше, их особо никто не соблюдал. Настоящий контроль за внешним видом туркменок стал вводить новый президент страны, сын предыдущего правителя, Сердар Бердымухамедов. Что интересно, новый президент молод, женат, а еще несколько лет прожил в Швейцарии.
Долой инородные предметы
Весной 2022-го, сразу после победы на выборах Сердара Бердымухамедова, ситуация с бьюти в Туркменистане изменилась. Сразу несколько крупных новостных СМИ, включая российский МК, сообщили, что полиция ходит по салонами красоты и штрафует за услуги, которые сопряжены с внедрением в тело «инородных предметов». Из сообщений следовало, что теперь в Туркменистане нельзя разглаживать морщины ботоксом, наращивать ресницы, делать акриловые ногти, увеличивать губы филлерами. Мастерам грозят штраф в 500–1000 манатов (примерно 7800–15 600 руб.) или арест на 15 суток. А женщин, которые будут пользоваться услугами, оштрафуют на 300–500 манатов (4800–7800 руб.).
Сразу после этого зазвучали опровержения в соцсетях, которые исходили якобы от жителей Туркменистана. Например, хозяйка телеграм-канала «Стрелец-Молодец» Надежда Стрелец писала: «Туркменские подписчики поясняют, что никакого запрета на покраску волос, обтягивающую одежду и маникюр нет. По поводу ботокса и ресниц — запрет связан с тем, что в Туркменистане развелось много самопальных косметологов без медицинского образования, которые стали уродовать женщин — кололи вместо ботокса аналоги без сертификатов, а клеем от наращивания ресниц травмировали глаза».
Похожая версия была озвучена в статье МК: «В туркменские салоны просочились партии низкопробного и откровенно опасного для здоровья женщин косметического материала. /…/ Особенно опасно в этих партиях все то, что как бы „внедряется“ в лицо или тело — импланты, наращенные ногти, ресницы и волосы, филлеры для губ, ботокс против морщин, тату-краска и все подобное».
Однако автор статьи прямо пишет, что эта версия вызывает у него сомнения. У нас те же чувства: если в партию серого филлера мы бы еще поверили, то при чем тут наращенные ногти? К тому же в стране нельзя купить накладные ресницы и ногти-типсы. Совпадение? Не думаем. Словом, наличие реальной причины — вроде опасной партии филлера — кажется попыткой найти рациональное зерно там, где его нет.
Процедуры ушли в подполье
Как говорят наши источники, салоны красоты в Туркменистане все-таки остались, обычный маникюр без наращивания сделать можно. «Моя подруга работает в Туркменистане в сфере маникюра, ее услуги в данный момент вполне востребованы», — говорит наша респондентка.
А вот те салоны, где делают наращивание ногтей или инъекции, ушли в подполье. «Туркменистан такая страна, где любой запрет обходится в два счета, — говорит журналист Руслан Мятиев, редактор Turkmen.News. — Если что-то нельзя, но сильно хочется, то это уже можно. Сейчас процедуры ботокса, увеличения губ ушли в подполье и стали дороже, так как больше рисков, труднее завезти в страну. Те женщины, которые лишились (на время) ботокса и других процедур, конечно, ругались, но сейчас уже все наладилось, в том числе и подпольные услуги. Они знают, куда нужно идти и к кому».
Также журналист Руслан Мятиев утверждает, что косметика в стране продается все еще свободно: «Косметику особо не убирают из продажи. Помады, тени, лаки, тушь — все как было, так и есть». Наш другой источник сообщил, что как минимум в онлайн-магазинах косметика есть, купить ее можно без проблем.
Бьюти — не для всех
Уточнение: услугами салонов красоты в Туркменистане пользуется очень небольшая прослойка — в основном это деятели культуры и искусства, а также элита, жены чиновников. «Эти услуги стоят недешево, а население в стране нищее, — говорит Мятиев. — А насчет салонов: они работают как с лицензией, так и без. И если кто-то оказывает услуги без лицензии, то скорее всего у владельца есть „покровители“».
Тем не менее можно говорить о том, что традиционный дресс-код в стране стали контролировать более строго: на остановках патрули могут проверять ногти и волосы (натуральные или нет? В последнем случае — штраф); в некоторых районах у женщин на работе берут расписку в том, что они не будут делать маникюр и инъекции.
Наша собеседница считает, что пока это все носит не повсеместный характер: «Из моих знакомых никто с этим не сталкивался. Многие девушки одеваются довольно открыто, позволяют себе ходить в обтягивающей одежде, прибегают к инъекционной косметологии».
Фото обложки: женщина в национальном костюме, Туркменистан. Marica van der Meer/Arterra/Universal Images Group/Getty Images.