На пуантах: почему заниматься балетом — классно
Начать профессионально заниматься балетом во взрослом возрасте невозможно, так как в балете очень важны физиологические параметры: гибкость, шаг, растяжка, подъемы. Я не слышал ни одного случая, чтобы взрослый человек пришел в балет и стал профессиональным артистом.
Обычно в балет приходят в 7-8 лет. Детей приучают к растяжке и выносливости, правильному питанию и распорядку дня. А вот после 25-30 лет тянуться уже сложно и не нужно — например, выворачивать ноги вообще нельзя, это может закончиться серьезными травмами. Что касается веса, то профессиональный артист должен быть стройным — я, например, при росте 180 см вешу 71-72 кг. Но любителям это не так важно.
А вот заниматься для себя и выбрать балет в качестве альтернативы фитнесу — прекрасная идея, особенно если вам нравится вся эта эстетика.
Балет — это красиво, он развивает пластику, силу и гибкость. Разумеется, как и любая физическая нагрузка, занятия могут способствовать похудению, при условии, что вы правильно питаетесь и создаете дефицит калорий. В любом возрасте балет поможет сформировать красивую осанку, походку и плавные движения. Это, пожалуй, главные аргументы «за».
Отношения с педагогом
В зрелом возрасте человек приходит в балет для собственного удовольствия. Поэтому я считаю, что репетитор (в балете, кстати, нет слова «тренер») не должен быть излишне строгим, но без дисциплины в классе — никуда. Необходим хороший пример — педагог, который умеет зарядить своей энергией.
В профессиональном балете также очень важна атмосфера в зале. Это абсолютный авторитет и доминирование, чтобы ни у кого не возникало вопросов, прав педагог или нет. Педагог всегда прав. А для такого уровня нужно не только соответствующее образование, но и педагогические способности, харизма.
Балет — вид искусства, предполагающий контакт преподавателя с учеником.
Будьте готовы к тому, что педагог будет подходить, дотрагиваться до рук, головы, ног. Это не означает, что он специально хочет дотронуться, — просто иначе всего не объяснить. Вы должны понять и прочувствовать технику, так что взаимодействие с репетитором обязательно будет.
Совместимость с другими тренировками
Если вы хотите продвинуться в балете даже на любительском уровне, нужно быть очень осторожными с другими видами нагрузки. К примеру, профессиональные артисты ходят в спортзал, но предельно аккуратно — чтобы не превратиться в качков. Нам нужно свободное, гибкое и податливое тело, которое будет сильным и в то же время не перекачанным.
Лучше заниматься плаванием — шикарно укрепляет и растягивает. Пилатес также может быть прекрасным дополнением к балету.
Что надеть…
Понятия «экипировка» в балете нет — не путайте со спортом. Есть профессиональная балетная одежда — трико, бандаж, футболка и балетные туфли. Для девочек — купальники, пуанты или каски. Это все — балетная классика.
Существуют специализированные магазины балетной одежды, но я давно там ничего не покупаю. Из профессиональной «экипировки» у меня есть только бандажи — это необходимо мужчинам. И балетные туфли.
Все остальное нахожу в спортивных магазинах. Чаще выбираю бренд Nike, люблю за отличные трико и штаны из микрофибры, футболки, кроссовки для бега и одежда для стретчинга. Многим девушкам нравятся купальники от японского бренда Yumiko — это качественная одежда для танцоров.
Ниша практически пустая — нет серьезного бренда, который занимался бы исключительно профессиональной балетной одеждой.
Многие пытались это сделать, но ничего не вышло, — марки, которая бы качественно одевала артистов балета пока не придумали. Поэтому большинство из нас ищут что-то подходящее в спортивных магазинах.
Самая важная часть атрибутики — обувь. Нужно подобрать правильную колодку, ширину, длину, расстояние между носком и пяткой. Раньше с этим было сложно, но сейчас в обиход вошли раздельные стельки. Индивидуально подбираются каски (пуанты) и межпальцевые перегородки. С подбором вам должен помочь преподаватель.
… и как это надеть
Для артистов балета важно одеваться тепло, чтобы не повредить связки и сухожилия. Это же помогает правильно разогреться. Перед началом занятия я надеваю шерстяные носки, затем чуни, трико, штаны или гетры. Сверху — кофта на молнии или жилет. В процессе все это постепенно снимается — остаюсь лишь в трико, балетных туфлях и футболке.
За тренировочный день меняют 8-9 футболок.
Девочки точно так же — сначала надевают побольше одежды, чтобы разогреться и постепенно все это снимают, оставаясь в купальнике. Очень важно медленно протянуть тело, послушать его и подготовиться к трудовому дню.
P.S.
Однажды во время поездки в Нью-Йорк я занимался в студии Steps on Broadway: популярное место, где можно заплатить $20 и тренироваться в одном зале с Михаилом Барышниковым. Рядом со мной занималась женщина в инвалидном кресле, и я даже подумал — интересно, зачем ей это нужно? Но потом я увидел глаза этой женщины. Мне даже стало неловко за свои мысли — видимо, в тот момент я еще не дорос до какого уровня.
Я понял, что она парит, она была неземная. Просто слушая классическую музыку и танцуя рядом с профессионалами, можно проникнуться магией балета, забыть про свои проблемы и невзгоды. Возможно, в это мгновение происходит какое-то душевное очищение. Ведь в обычной жизни большинство людей редко слушают классику, а музыка сама по себе — определенный вызов, взрыв эмоций.