Собака Эсмеральда была первой, или Как менялась мода на женскую грудь
30 лет назад мода на грудь была однозначной: максимально большие, круглые импланты, чтобы ни у кого даже не возникало сомнений — это результат исключительного хирургического таланта (и вливания изрядных сумм). Тогда позволить себе пластические операции могло намного меньше женщин, поэтому импланты были не только про красоту, но и про социальный и финансовый статус.
Просто вспомним: Памела Андерсон, «Спасатели Малибу» — красный купальник и глубокое декольте. И что сейчас? Сейчас Памела совершила шикарный come back в духе времени, удалив импланты и полностью отказавшись от косметики.
Тренд на относительную естественность (и неестественную худобу) стал диктовать решительный отход от показного масштаба имплантов, скорее стала идти речь о некоей идеальной форме, смеси естественности и искусной работы специалиста.
Но немного оторвемся от современности, ведь и сегодня, и 30, и даже 20 тысяч лет назад, когда не существовало не только пластических хирургов, но даже врачей, было четкое представление о том, какой должна быть женская грудь.
В общем, экскурс в историю «моды на грудь» вместе с Владимиром Ивашковым, кандидатом медицинских наук, пластическим и реконструктивным хирургом, онкологом и лимфологом, руководителем отдела реконструктивной микрохирургии и преподавателем кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии СамГМУ.
От груди священной к кормилицам
Сегодня женская грудь чаще всего символизирует сексуальность, но много веков назад у нее был совсем иной и вполне однозначный смысл — она была ключом к выживанию. Кормилица, материнство, символ обеспеченности и плодородия — все это воплощено в артефактах, начиная от наскальных рисунков до скульптур.
Крупная грудь, естественная крупная грудь. Гипертрофированно большая грудь того времени несла в себе послание: у человеческого детеныша есть шанс выживание. Нередко можно встретить изображения, на которых у женщины не две, а сразу много грудей, расположенных по всему телу. Тем самым подчеркивается значимость этого органа и эффективности роли женщины в сохранении рода.
Средневековые стандарты красоты открыли женщинам высшего сословия новые привилегии, освобождая их от единственной роли матери. Заметный поворот в домашней жизни того времени — появление кормилиц, женщин, отвечающих за питание младенцев. В России, где их называли молочными мамами, этим женщинам уделяли столько уважения, что поддерживали даже в старости.
Тренд изменился — чтобы показать, что женщина может не кормить сама, а за нее это делают другие. Красивой считалась маленькая, круглая, упругая грудь с большим межгрудным расстоянием. Мраморно-белая кожа стала обязательным атрибутом красоты, ведь загар рассматривался как признак низшего сословия.
И тогда же начинают появляться трактаты, как лучше ухаживать за бюстом. Жан Льебо, автор «Трех книг для красоты человеческого тела» (1582), советовал женщинам делать компрессы из перетертого тмина и луковиц лилий. Прошло 500 лет, а некоторые до сих пор советуют женщинами прикладывать к груди капустный лист.
Интересно, что в то время нежелание богатых женщин кормить грудью было настолько стойкое, что великий французский философ эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо даже уделил внимание важности грудного вскармливания в одном из своих произведений, призывая женщин снова стать матерями во всех смыслах этого слова.
Пастеризация после корсета
Во второй половине XVII века обязательным элементом женского туалета становится корсет, а их производство превращается в дорогую и успешную отрасль. Теперь женское тело можно в буквальном смысле создать. Тонкая талия, приподнятый бюст.
Все помнят классические произведения, хотя бы тех же «Унесенных ветром» — не ешь слишком много, еще пару дюймов: «Вертясь перед зеркалом и так и этак, изгибаясь чуть не задом наперед, чтобы оценить вид сбоку, Скарлетт пришла к выводу, что ее фигура абсолютно лишена недостатков и стыдиться ей нечего.
Шея у нее короткая, зато округлая, руки пухленькие и соблазнительные. Грудки, высоко поднятые корсетом, — очень, очень славные грудки. И не требуется нашивать на лиф присборенные шелковые полоски, как делают почти все девушки ее лет для придания фигуре желательных выпуклостей».
Существовали даже облегченные ночные корсеты, которые плотно стягивались сзади. Женщины из простонародья же носили корсажи со шнуровкой спереди, что не требовало посторонней помощи в одевании.
В XIX веке требования к внешнему виду груди начинают стремительно меняться. Сказать за это спасибо нужно двум событиям: пастеризации, освободившей женщин от грудного вскармливания, и индустриализации. Теперь производство корсетов становится частью фабричного процесса, и позволить их себе может куда большее количество женщин.
Каких только причудливых фасонов тогда не было, например с широким межгрудным расстоянием. Чтобы его создать, в корсеты вставляли специальный металлический треугольник, который раздвигал грудь в разные стороны. Настоящая инженерная фантастика, позволяющая женщинам управлять не только размером, но и расположением груди.
Чудо-лифчик, или Эпоха бра
Что-то напоминающее бюстгальтер носили еще древние египтянки — обязательной частью наряда была стягивающая грудь лента. Но за прошедшие тысячелетия эту деталь гардероба переизобретали несколько раз в разных частях света. В Европе за право первенства борются француженка Эрмин Кадоль и немка Кристина Хардт — обе урезали корсет так, чтобы получился бюстгальтер, где-то в 1890-х.
В США патент получила Мэри Фелпс Джейкобс — она, как и европейские коллеги, укоротила корсет, отрезав от него спинку. Мэри продала права на свое изобретение Корсетной компании братьев Уорнер (Warner Brothers Corset Company) за полторы тысячи долларов. Сделку можно считать примером коммерческого фиаско: позже патент был оценен в 15 млн долларов! Именно компания братьев Уорнер в дальнейшем ввела систему размеров для чашечек от А до D, которой пользуются по всему миру.
Бюстгальтеры чутко реагируют на моду. Например, в начале XX века в Японии, Америке и России все с ума сходили по плоской груди. У нас в стране самой модной моделью был уменьшающий грудь бюстгальтер «Юнона».
В юной Советской России ценили остроконечные формы — так появились почти треугольные лифчики. На конец 70-х пришелся бум спортивного белья — все бегали трусцой и нуждались в большей поддержке. А в 90-х годах был изобретен приподнимающий грудь «чудо-лифчик» — Wonderbra.
Современные инженеры раздумывают над бюстгальтерами, которые смогут мониторить здоровье хозяйки. Например, оценивать сердечный ритм, температуру тела или приближение овуляции. Идеи как минимум интересные, но работающих моделей пока нет.
История имплантов
Вторая революция в восприятии женских форм произошла в момент, когда женщинам стало доступно увеличение груди имплантами. Официальная история маммопластики начинается с 1895 года, когда немецкий хирург Винценц Черни во время операции по удалению опухоли в молочной железе решил восполнить объем груди, переместив на освободившееся место липому.
Это такой заполненный жиром мешочек. Идея использовать ее как имплант по-своему изящная, но в повседневной практике неприменимая — не так уж часто встречается эта болезнь. Но эта блестящая идея определенно осела в умах современников Винценца и имела определенную эволюцию в будущем.
До появления грудных имплантов очень популярны были методы увеличения груди различными маслами. И это не то, о чем вы, возможно, подумали. Масло использовалось не для наружного применения (и 100 лет назад, и сейчас нет средства, которое можно было бы просто намазать на грудь для ее роста), а вводилось в ткани железы.
Слоновая кость, стеклянные шарики, измельченная резина, хрящ быка, вата, смола, различные губки, полиэстер — как только не извращались врачи в попытках сделать женскую грудь более пышной, пока в 1960 году не началась настоящая история маммопластики.
Два американских пластических хирурга — Фрэнк Джиро и Томас Кронин — придумали первые силиконовые импланты. Как это нередко бывает в науке, первой оценить новинку смогла собака. Ее звали Эсмеральда. Имплант находился в теле дворняжки несколько недель, после чего его удалили.
Поскольку собака в ходе научных опытов не пострадала, эксперимент был признан успешным, и вслед за собакой в 1962-м первой счастливой обладательницей имплантов стала американка Тимми Джин Линдси. Вообще-то Линдси пришла в клинику, чтобы свести татуировку, но в итоге стала моделью для маммопластики.
«Полностью я осознала, что произошло, когда я вышла на улицу и мужчины начали присвистывать мне вслед», — вспоминала Линдси. Первая в мире женщина с имплантами и миллионы женщин после нее чувствуют примерно одно и то же. С этого момента производители имплантов борются за то, чтобы создать самый приближенный к реальным ощущениям и самый безопасный материал для маммопластики.
А как у нас
Тренд на маммопластику пришел в Россию из США — как обычно, с опозданием на 20 лет, к концу 80-х годов. Естественно, в то время позволить себе такую роскошь могли только женщины, имевшие возможность привезти импланты из-за границы.
Настоящий бум пластической хирургии начался в середине 90-х, когда наладился импорт. И по сей день маммопластика остается самой популярной пластической операцией среди российских женщин.
Какие бы тренды ни диктовало нам время и общество, помните, что «правильной» груди не существует. Не существует даже двух одинаковых молочных желез. Пластические хирурги шутят, что женские груди — сестры, но не близняшки.
И, кстати, если бы мы попросили порассуждать об идеальной груди врача, то он бы мечтал про грудь плотности A-C по ACR, без каких-либо уплотнений, подозрительных выделений из соска и увеличенных лимфоузлов в подмышке. Потому что с точки зрения медицины ни форма, ни размер груди не имеют никакого значения. Красивой может быть грудь и нулевого, и шестого размера, главное, чтобы она была здоровой.
О новых трендах пластической хирургии, самых опасных и безопасных методах увеличения груди, а также о том, какие импланты самые лучшие и могут ли они вызывать рак (могут), читайте в новой книге Владимира Ивашкова «Все о груди. Путеводитель по выдающейся части тела» (издательство «Альпина Паблишер»).
Фото: Getty Images