Маски в сторис: что пошло не так
Цифровой контент
Долгое нахождение дома для многих обернулось глубоким погружением в онлайн. По результатам исследования Nielsen, в самоизоляции 76% опрошенных изменили привычки, связанные с потреблением цифрового контента. 20% стали чаще проводить время в социальных сетях, 18% — просматривать видео, 12% — слушать музыку и радио.
Исследование «Экономика Рунета 2019–2020» говорит о том, что количество цифрового контента в марте–апреле 2020-го увеличилось на 8%.
«В тренде все, что помогает не заскучать во время самоизоляции и заявить о себе: челленджи, флешмобы, опросы, викторины, тесты, — говорит основатель компании Instafilter Рустам Мирзахмедов. — Сторис с использованием AR-эффекта (проще говоря, маски) — отличный способ привлечь к своему контенту больше внимания».
Маски доступны каждому пользователю Instagram — это 44 миллиона человек, 30% всего населения нашей страны.
Если с масками-тестами (например, какой ты «Холоп») все понятно, то вот маски с эффектами бьюти-улучшайзинга оказались не тем, чем должны были.
Ожидание
Рустам Мирзахмедов уверен: все началось с селфи. Их популярность подтолкнула развитие технологий для приукрашивания внешности. Instagram перенял алгоритм создания масок у белорусского стартапа MSQRD, который стал таким популярным, что его выкупил Facebook.
Маски дают возможность развлечься, изменить внешность и добавить к ней оригинальные эффекты. Если в офлайне люди тратят на свое лицо огромное количество времени, то тут пара кликов — и готов невероятный результат. Благодаря этому разнообразить контент для соцсетей и выделиться на общем фоне стало проще.
К тому же это геймификационная составляющая — выкладывать обычные или просто отретушированные фото и видео уже неинтересно. С помощью маски каждый может сформулировать свое высказывание о том, что он считает интересным и актуальным или просто красивым.
Маска — это повод поделиться.
Реальность
Через некоторое время после взлета AR-масок создатели Instagram приняли решение не добавлять в приложение новые, имитирующие пластические операции (уменьшение носа, увеличение губ, изменение формы лица). Они объясняют это тем, что использование масок, сильно меняющих внешность, может провоцировать у людей недовольство своим настоящим лицом или телом, развитие комплексов и ухудшение ментального состояния.
Это касается только тех «улучшайзеров», которые корректируют лицо так, чтобы оно соответствовало популярным стандартам красоты.
Маски, добавляющие фантастические черты — например, четыре глаза или плавники, — остаются доступными для пользователей.
Instagram запретил маски-улучшайзеры. Но остается непонятным, эффективный ли это ход? Тот же FaceTune жив и прекрасно работает за счет стремления людей к «совершенству».
Рустам Мирзахмедов объясняет: «Приложения с опцией ретуши собственной внешности были и остаются популярными. Instagram сделал шаг в сторону публичного обсуждения и обозначения проблемы влияния таких масок на самовосприятие людей и их психологическое здоровье.
Этическая позиция по этому вопросу — ответственность каждого отдельного приложения. Instagram не может запретить другим делать такие маски, но сам прецедент имеет важное значение для индустрии».
Психологические нюансы
Психолог Аника Снаговская думает, что в соцсетях произошла подмена понятий: пользователи пытаются достигнуть ощущения индивидуальности за счет внешних атрибутов и использования масок.
«Потребность опираться на внешнее, а не на внутреннее — от неуверенности в себе. Одно дело побаловаться новой маской, другое — когда не можешь выйти в сеть без нее.
Зависимость от AR-масок объяснить достаточно просто: в век информационных технологий, компьютерных игр, фотошопа было бы странно получить другой итог. Глобальный переход в онлайн выталкивает людей из зоны комфорта.
Маска помогает неуверенным в себе людям преодолеть порог стыда. А дальше уже сложно отказаться от привычки.
Чем сильнее человек хочет демонстрировать исключительность, тем глубже в нем живет ощущение собственной ничтожности. „Выходя в свет“ в маске, он еще больше напрягает сжатую пружину, где для всего мира „я супер“, а в глубине души „знаю, кто я на самом деле“.
Что произойдет, если резко отказаться от использования AR-маски? Вас могут перестать узнавать фолловеры или знакомые, с которыми вы давно не виделись. Но если все-таки решились — поблагодарите себя за смелость. Мало кто готов к таким кардинальным переменам. Так или иначе, вы можете столкнуться с волной хейта, но если помнить, что это временное явление, через которое нужно просто пройти, то в награду вы получите больше любви и признания. Людям нравится искренность.
Идеального времени, которое можно проводить в инстаграме без вреда психосостоянияю, нет. У кого-то там бизнес, кто-то в нем живет, а третий просто завел страницу и дает своим подписчикам понять, что он вообще существует.
Важно не забывать, где реальная жизнь. Чувствовать и понимать, что соцсетей может и не быть, и в этом случае ты не исчезнешь с лица земли. Если фолловеры нужны больше, чем человек сам себе, — успеха не видать. Вместо него придет постоянная тревожность и желание что-нибудь учудить в целях привлечения внимания.
Не нужно пытаться контролировать свою реальность, перепроверяя каждую минуту, „что и как там в мире“. Чтобы быть на волне, достаточно выражать искренние эмоции и быть полезным своим подписчикам. От избытка, а не от дефицита и ущербности».